20.02.2022: Финское Ruotsi произошло от имени Руси, а не наоборот
|
В сборнике материалов научной конференции IX Бартеневские Чтения опубликована статья Л.П. Грот «Русь и южнобалтийские славяне в эпоху князя Владимира Красное Солнышко (V в.)». В ней анализируется памятник германского эпоса, известный под названием Тидрексага, где сохранились ценнейшие сведения по русской истории периода до призвания Рюрика…
|
23.01.2022: Мы читаем летопись не по Нестору, а по Шлецеру-Лихачеву
|
В научном журнале «Гуманитарные исследования центральной России» недавно была опубликована статья Л.П. Грот «Летописное выражение ”пояша по собѣ всю русь” и его смысл в контексте Сказания о призвании варяжских братьев». В ней показано, что утвердившийся в науке вариант перевода летописной фразы «пояша по собѣ всю русь» как «и взяли с собой всю русь…», – неверен…
|
31.07.2021: Зачем Рюрику «возвращаться» в Швецию?
|
В августе прошлого года на сайте «Союза русских обществ в Швеции» была опубликована заметка под названием «Рюрик возвращается в Швецию». В этой заметке в связи с известием о работе скульптора Рикарда Хёгберга было сделано сообщение, которое по количеству исторических ляпов в одной фразе должно быть отмечено особым призом…
|
18.07.2021: Норманнский переформат
|
Уже на протяжении нескольких лет Л.П. Грот участвует в проходящих в Великом Новгороде Никитских чтениях. В прошлом году она прочла доклад о нескандинавском происхождении Рюрика, а теперь показала, что имена Трувора и Синеуса не относятся к скандинавскому именослову. Предлагаем Вашему вниманию интервью, опубликованное в газете «Новгородские ведомости»…
|
21.11.2020: Материнское имя Руси
|
Перед вами новая статья Л.П.Грот «Материнское имя Руси и визуальное воплощение образа Матери в вышивках и культовой металлопластике». Автор анализирует большое количество источников, содержащих сведения о древнейших корнях русской истории в Восточной Европе, при этом поднимается много вопросов, например, о славянах и русах: синонимы это или нет…
|
12.05.2020: О князе Владимире Красное Солнышко
|
Время правления князя Владимира Всеславича соответствовало времени владычества гуннского правителя Аттилы, т.е. первой половине V в., и его прозвание Красное Солнышко было не проявлением ласкового отношения к нему народа, а маркировало его конфессиональную характеристику — поклонение Солнцу как проявлению божества…
|
27.02.2020: Почему скандинавские гребцы» не создали Американо-индейскую Русь?
|
Этот вопрос будет раскрыт в данной статье, а в качестве доказательств будут приведены данные из исландских саг, в которых рассказывается о плаваниях выходцев из скандинавских стран к побережью Северной Америки. Данный сюжет привлекателен тем, что там скандинавы действуют только на свой страх и риск, а не вкупе с представителями других европейских стран…
|
10.06.2019: Об имени Рюрик: исследование Лидии Павловны Грот
|
Представленные здесь результаты исследования имени Рюрик со всей очевидностью показывают, что это имя не имеет скандинавского происхождения, соответственно, и базирующиеся на данном утверждении уверения норманистов о скандинавском происхождении летописного князя Рюрика являются беспочвенной фантазией, не имеющей научного значения…
|
03.03.2018: Рюрик Ютландский – пример фантомной истории норманистов
|
В последнее время усилия норманистов доказывать скандинавское происхождение летописного Рюрика направлены на его отождествление с так называемым Рориком Ютландским/Фрисландским. В конце прошлого века и в первые годы нынешнего личностью данного Рорика интересовались и российские историки, далекие от норманизма, но постепенно их интерес угас…
|
22.12.2017: Из Варяг в Греки (фильм 2017)
|
В этом фильме рассказывается о поездке группы преподавателей вузов из России, Украины, Белоруссии, Латвии и Италии в Швецию с тематическим названием «Экспедиция из варяг в греки». Участники поездки объединены в Ассоциацию преподавателей на русском языке под названием «Международный Педагогический клуб»…
|
19.11.2017: Русская история – не заимствования от «викингов» и монголов
|
Попробую вычленить, что конкретно заключает в себе, по мнению молодых норманистов, благое влияние «викингов» и монголов на русскую историю. Изучение истории института верховной власти в русской истории, которым я занимаюсь в течение длительного времени, показывает, что именно эта важнейшая проблематика формируется в лоне концепций…
|
11.11.2017: «Элементарно, Ватсон! Рослагена не было!» (Памяти М.Н. Задорнова)
|
Ушел из жизни М.Н. Задорнов. Яркий талант. Человек с великолепным даром устного рассказчика. Особую значимость его слову придавало то, что оно никогда не было направлено против России. В наш век, когда особо громогласно выступает агрессивная посредственность, которая вылезает с навязчивым желанием поглумиться над русской исторической традицией…
|
07.08.2017: Столбовский договор и шведский политический миф XVII-XVIII веков
|
Заключительное заседание проходило в здании посольства России в Швеции. А на следующий день я выступала в городе Сёдертелье перед представителями русской общины Сёдертелье и других шведских городов с докладом на тему «Начало русской истории и шведский политический миф XVII-XVIII веков». Текст этого доклада я представляю читателям Переформата…
|
08.04.2017: Большая игра: Британия и США против России
|
«Большая игра» Дмитрия Зыкина – это скрупулезное расследование русофобской политики Запада в период с начала XIX века и по Февраль 1917 года. Ход расследования ведется увлекательно и динамично. Главная содержательная направленность – анализ политических приемов, использовавшихся в указанный период для подрыва российской государственности…
|
18.03.2017: И …викинги кровавые в глазах
|
А где же рунный камень, прославляющий шведского викинга Рюрика, основавшего «королевскую династию, которой было суждено править Россией 600 лет»? Его не могло быть по той простой причине, что фейковая история «шведского викинга Рюрика» стала создаваться шведскими политическими деятелями только с начала XVII в…
|
03.02.2017: Эпическая историческая сага «Викинг» – норманизм в картинках
|
Предварить название фильма «Викинг» скандинавским словом «сага» и одновременно рекламировать его связь с Повестью временных лет (ПВЛ) – значит сразу заявить о своем отношении к русской истории. В концентрированном виде это отношение можно сформулировать так: в древнерусской культуре все «пришлое» или заимствованное, включая и летописную традицию…
|
25.01.2017: Приключения Льва из Пирея продолжаются…
|
В 2009-2014 гг. шведским рунологом Торгунн Снэдаль была предпринята новая попытка исследовать рунические надписи на скульптуре льва из Пирея – того самого льва, о котором мной была написана статья «Приключения льва из Пирея, или фантазия на камне». Но зачем понадобилось проводить новые исследования этих рунических надписей? Что не устраивало в уже имевшихся результатах?..
|
07.12.2016: Как древних русов превратили в колонизаторов на родной земле
|
В ряде моих работ я показала, что представления о финно-угорском субстрате в Восточной Европе (плодом которых явились и умозрительные балты) восходят к ненаучному источнику, а именно к шведскому политическому мифу XVII-XVIII вв., постулаты которого стали укореняться в российской исторической науке, начиная с XVIII века…
|
12.09.2016: Культ Волоса в Подсолнечном царстве
|
Культовая металлопластика пермского звериного стиля – иконография одного и того же великого древнерусского божества, известного под теонимом Волос – это источник, содержащий ценные сведения по истории древних русов, начиная с эпохи бронзы. И данный источник показывает, что Прикамье было одним из важных и ярких центров культуры древних русов…
|
18.07.2016: Камская Чудь и бронзовое искусство Рифея (часть вторая)
|
Эта тема заслуживает отдельной статьи для того, чтобы можно было достаточно подробно рассмотреть формирование культа медведя у носителей ИЕ со времени их расселения на Русской равнине и проследить путь этой первобытной религии в истории древних русов и ариев в Евразии. Нет никаких сомнений в том, что район Прикамья играл значительную роль одного из важных сакральных центров…
|
23.05.2016: Камская Чудь и бронзовое искусство Рифея (первая часть)
|
Одним из регионов, тесно связанных с именем народа чудь, является Пермская область, Прикамье. В этих землях известна Чудская гора при речке Озерной (есть Малая Озерная и Большая Озерная к западу от Перми) – «там закопался чудской народ». С Прикамьем связаны преданья о чудских кладах. Рассказывалось, что чудь ушла жить в другие места, но уходя, оставила много кладов…
|
09.05.2016: Русь, русы и арии на Русской равнине в древности
|
Публикация первых частей работы А.А. Клёсова «Миграции ариев от 6000 до 3000 лет назад» вызвала оживленную дискуссию, которая показала, что моя идея о древних русах как одном из насельников в Восточной Европе одновременно с ариями, требует развития и наполнения ее большим содержанием. Поэтому я решила тезисно предложить тот материал, который у меня собрался…
|
22.04.2016: Quo vadis, Северная Европа?
|
В рамках сотрудничества между ЛГУ им. А.С. Пушкина и Л.П. Грот в университете и его филиалах был прочитан цикл лекций по темам: «С чего начинается русская история» и «Информационная война против России». Помимо этого, Л.П. Грот дала интервью для университетской газеты, часть которого мы публикуем сегодня на Переформате…
|
17.03.2016: С чего начинается русская история?
|
Российская историческая мысль около трех столетий развивалась под прессом западноевропейских исторических утопий, основу которых составил шведский политический миф. И результат достаточно плачевный, поскольку историческая наука потеряла возможность давать вразумительные ответы на самые кардинальные вопросы русской истории…
|
08.12.2015: Подсолнечное царство на огромных евразийских пространствах
|
Элитные захоронения Аржана, «царские курганы» Алтая и Ананьинские могильники говорят о наличии институтов власти высокого статуса, а сходство погребального инвентаря, свидетельствовавшего о сходстве погребального обряда, свидетельствует о том, что это пространство было объединено общей сакральной системой. Такой единой сакральной системой было солнцепоклонство…
|
26.10.2015: Власть и ее преемственность: у истоков древнерусской традиции
|
В данной статье, написанной на основе доклада, подготовленного для XI Конгресса антропологов и этнологов, я постаралась продемонстрировать, что такие феномены как переселение душ или реинкарнация и «второе рождение» для получения властного статуса – архаичные формы, которые дополняли в русской традиции передачу власти по праву родства…
|
10.09.2015: Следите за руками: как чудь превратилась в «эстонские племена» (2)
|
Сила представителей западноевропейской мысли – в эффекте корпоративной замкнутости на самих себя и в непоколебимой уверенности в исключительной ценности всего, что изрекается представителями этой мысли, даже если это – абсолютная глупость. Сложился этот менталитет как раз в русле готицизма, о котором я уже немало писала…
|
16.08.2015: Следите за руками: как чудь превратилась в «эстонские племена»
|
Шведский политический миф, созданный для идеологизации военных нападений на Россию, пережил заданную для него цель: политика потерпела сокрушительное поражение, а миф получил прописку в российской (и не только в российской) исторической науке, в силу чего полноценное изучение начального периода русской истории в Восточной Европе было заблокировано на длительное время…
|
18.06.2015: Русь и чудь в древнерусской истории (часть вторая)
|
Как видим, народные предания хранят историю рождения старинных этнонимов: название лютичей народная память производит от Люта-великана или от Люта-волота из Восточной Европы, что говорит о том, что в русской традиции именно Русская равнина воспринималась как родина «первопредков», откуда их потомки расселялись по Западной Европе вплоть до Британских островов…
|
09.06.2015: Русь и чудь в древнерусской истории (часть первая)
|
Нет необходимости приводить здесь все предания о чуди – их достаточно много, и поэтому разговор о них может составить тему отдельной работы. Задачами же планируемого здесь цикла статей о чуди является показ ошибочности идентификации летописной чуди как финно-угорского народа, выявление истоков этого заблуждения, внесенного в науку тем же рудбекианизмом…
|
22.05.2015: Как отметили 9 мая 2015 года на севере Швеции
|
9 мая по инициативе русско-шведского общества «Спутник» в центре Лулео была проведена демонстрация в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне и митинг с участием русских и шведских общественных деятелей губернии Норботтен, а вечером был дан концерт в городском доме культуры, после которого состоялся торжественный ужин…
|
08.05.2015: Война информационная против России и ее исторические истоки
|
2 мая 2015 года в Стокгольме состоялась международная конференция под названием «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященная 70-летию со дня Победы над нацистской Германией. Она была организована Обществом «Русский салон» во главе с Л.А. Турне. Прозвучали интересные доклады, один из которых сделала Л.П. Грот. Текст её доклада мы публикуем сегодня…
|
27.04.2015: А имеет ли отношение финское руотси к «гребцам»?
|
Но постепенно стал всплывать тот факт, что эти исходные слова, которые якобы преобразовывались в ruotsi, собственно в шведском языке в нужное время, т.е. в IX-X вв. не обнаружены. Тогда норманисты стали уверять, что поиски однозначной исходной словоформы для ruotsi затруднительны из-за отсутствия письменных источников… да и вряд ли необходимы…
|
17.04.2015: Норманистский миф о скандинавах на Волжско-Балтийском пути (2)
|
Специфика эксплуатации восточноевропейской гидросистемы требовала раннего появления у древних русов института верховной власти для координации работ по регулярному обновлению флота. Подобный институт требовался также для решения многочисленных вопросов, связанных с организацией и поддержанием дальней торговли…
|
07.04.2015: Норманистский миф о скандинавах на Волжско-Балтийском пути
|
В связи с идеей о скандинавах, якобы установивших в IX в. контроль над Волжско-Балтийским путём, а также – Днепровским путем, то вопросом для рассмотрения, естественно, становится вопрос о том, располагали ли выходцы из скандинавских стран соответствующим флотом для того, чтобы преодолевать как морские пучины, так и ходить по восточноевропейским рекам…
|
21.03.2015: Черный пиар заслоняет от нас позитивную историю России
|
Книга Дмитрия Зыкина «Как оболгали великую историю нашей страны» ставит задачей по-новому осветить важнейшие события исторической жизни нашей страны начала XX века, такие как русско-японская война, революция 1905-1907 гг., Первая мировая война, Февральская революция, и дать оценку утвердившимся в историографии толкованиям этих событий…
|
04.03.2015: Древнерусские города: при чем здесь скандинавы?
|
Получается так, что норманисты всю картину перевернули с ног на голову. На самом деле, это скандинавские страны развивались под влиянием культурных импульсов с европейского континента, что касалось и возникновения торговых протогородских центров – будущих скандинавских городов. Их основателями были пришельцы из других стран…
|
26.02.2015: Свеям из Средней Швеции было не до этого…
|
У суррогатной истории – суррогатные источники: самыми неопровержимыми «доказательствами» основоположничества скандинавов в древнерусской истории, по мнению норманистов, вполне могут служить норманнские походы из западноевропейской истории, мол, скандинавы всё завоевали на Западе и пошли завоевывать Восточную Европу…
|
11.02.2015: Краткий ответ на 18 заповедей норманизма
|
Профессор А.А. Клёсов получил 18 вопросов от О. Губарева, выступавшего в трагикомедии на «Троицком варианте» с позиций веры в то, что постулаты норманизма о роли скандинавов в русской истории научно достоверны. Поскольку заявленные вопросы относятся к области исторической науки, то Анатолий Алексеевич попросил меня прокомментировать их…
|
08.01.2015: Об именах Олег и Ольга (продолжение)
|
Династийные княжеские имена Олег и Ольга вобрали в себя емкую сакральную символику. Вся эта величественная символика «до самой магмы» – древнерусского происхождения. И какими убогими потугами предстают на фоне этой древней традиции хлопоты норманистов втиснуть эти имена древнерусских правителей в мизерный масштаб, заданный рудбекианизмом…
|
03.01.2015: Об имени Хельги: с него все началось
|
Как и всякая первая небольшая публикация по теме, она в значительной степени строилась на предположениях и просто обычной логике. Шведские этимологии русских летописных имен Олега и Ольги с первого взгляда поразили меня своей нелогичностью, что я и постаралась показать в тезисной форме, при этом, не имея никакого понятия, в какое осиное гнездо сунула палку…
|
03.11.2014: Имена гермАнские или гЕрманские?
|
Южнославянский теоним Герман и фонетически, и семантически близок именам Ярилы, Яровита/Геровита и, возможно, являлся ипостасью единого славянского божества производительной силы, ярой силы весеннего солнца и подателя земного плодородия. Мощная энергетическая сила этого теонима сделала его популярным именем у европейских правителей и религиозных деятелей…
|
28.08.2014: И сказал Олег: Да будет матерью городам русским!
|
Относительно этих прославленных слов князя Олега о Киеве еще с XIX века сложилось мнение, что термин «мати» здесь следует понимать как «метрополия», что в греческом означает также «материнский город». При этом особенно не задумываются над тем, что греческое «metropolis» от meter – мать и polis – город существовало совершенно в ином историческом контексте…
|
21.08.2014: Мыльная опера о том, как викинги бороздили просторы…
|
Статьи Андрея Пауля о двойных стандартах современной медиевистики при изучении славянских древностей на Балтике, заслоняемых выдуманным образом бесстрашного викинга-скандинава как руководящей и направляющей силы, напомнили мне о дискуссии, развернувшейся в связи с одной моей статьей. В том обсуждении промелькнул яркий пример манипуляции…
|
03.06.2014: О русском Севере, норманнах и гипербореях
|
Имя «Гиперборейской Руси» уже давно не сходит со страниц сочинений самого широкого круга современных авторов. И почему-то никому не приходит в голову обратить внимание на то, что имя гипербореев – древнегреческое, а древнегреческий язык не был языком населения Восточной Европы, т.е. сами «гипербореи» себя так явно не называли…
|
19.05.2014: Древние русы и арии: устная и письменная традиция
|
Установленное родство текстов «Авесты», древнеиндийских вед и «Голубиной книги», а также индоиранской и древнерусской мифологии показывают, что контакты между носителями сакрального знания у ариев и древних русов существовали на протяжении длительных периодов, значит, была возможность наблюдать за появлением записей произведений устной традиции…
|
02.05.2014: Тупоконечники и остроконечники об истории Руси
|
Современные норманисты делятся на два лагеря, как в королевстве лилипутов Свифта: «тупоконечники» и «остроконечники», спорившие, с какого конца разбивать вареные яйца. Первые держатся за образ Рюрика как наемника по договору. По представлениям сторонников другого варианта, летописный рассказ о призвании на самом деле скрывал завоевание…
|
15.04.2014: Рюрик был сильнее и мог объединить людей
|
Теперь можем порассуждать, чем Рюрик так прельщал своих выборщиков. Средневековые источники не отличаются многословием, но обратимся к логике. Выбор может остановиться на самом сильном кандидате в правители, который, как сейчас бы сказали, может привлечь инвестиции, поскольку экономический интерес существовал всегда, только форма «инвестиций» могла меняться…
|
26.03.2014: Что считать «тёмными веками» (ответ И.Л. Рожанскому)
|
Данной публикацией я предпринимаю попытку дать предварительный ответ на вопрос И.Л. Рожанского о том, как скандинавские ученые освещают историю народонаселения Южной Швеции. А также о том, как эта история связана с миграционными потоками с Европейского континента в эпоху рубежа скандинавской бронзы и скандинавского железного века…
|
14.03.2014: Русскоязычная «Плачевная речь» о шведском короле
|
Спарвенфельд, сочиняя свою «Плачевную речь» в память о короле Карле XI, был занят мыслью найти финансирование для своего издательского проекта. Ведь «Плачевная речь» заканчивается словами обращения к новому шведскому королю – Карлу XII. И план Спарвенфельда мог бы ему удаться, будь королевская казна побогаче…
|
08.03.2014: Весенние женские праздники – древнейшая традиция
|
Весна и чествование женщины цветами – древнейшая европейская традиция. В честь богини Артемиды был назван первый весенний месяц март как артемизион. Ей – владычице полунного мира и матери-кормилице посвящались веселые праздники с карнавальными действиями и танцами. С весенним Женским праздником вас, сестры мои, с артемизионом!..
|
27.02.2014: Кто такие готы и откуда они взялись?
|
В современной медиевистике наблюдается не только критический пересмотр мифа о готах как выходцах из Скандинавии, но и добротность источника, из которого этот миф вырос, а именно «Гетики» Иордана. А коль скоро история готов разными нитями привязана к древнерусской истории, то российским медиевистам тоже пора критически переосмыслить то, что сейчас известно о готской истории…
|
12.02.2014: Рогволод и Рогнеда в круговороте политического мифа
|
В ходе обсуждения моих недавних статей о норманизме, как продукте шведского политического мифа, я получила вопрос: да, вот теперь все понятно, что норманизм – это миф, но непонятно только, как быть со «скандинавскими» именами Рогволод и Рогнеда. Все, как в присловии: все понятно про трактор, непонятно только, куда кобылу припрягать…
|
04.01.2014: Полоцкий князь Рогволод с острова Рюген
|
Я написала эту статью в связи с дискуссией в обсуждении моего поста о том, чем опасен политический миф норманизма, когда возникли вопросы об именах Рогволод и Рогнеда, и о том, как эти имена интерпретируются норманистами. Если кратко, то вопросы-комментарии свелись к тому, что у норманистов будто бы имеется довольно крепкий аргумент…
|
16.12.2013: Куда же было деваться советским историкам от Маркса?!
|
Вот так обстояло дело с марксизмом и норманизмом в советское время. Советский псевдоантинорманизм нанес исторической науке едва ли не больший ущерб, чем откровенный норманизм XIX века. По крайней мере, последнее издание БСЭ используется и сегодня. И читая в нем статью «Варяги», современный читатель уверен, что прикасается к подлинно научной теории…
|
04.12.2013: Чем опасен политический миф норманизма?
|
Русская история должна быть освобождена от политического мифа норманизма. Если в России и нужно создавать политические мифы, то они должны питать национальные интересы страны, а не быть им чуждыми. Но для меня, как историка, важнее показать, что норманизм имеет ненаучную гносеологию, и именно поэтому ему не место в исторической науке…
|
27.11.2013: Как родился политический миф норманизма?
|
История Швеции в древности в трудах большинства шведских историков XVI-XVII вв. стала представляться чем-то феерическим. Одной только силой исторического пера создавались гигантские готские державы, управляемые могущественными шведо-готскими королями, которых не знал ни один источник. Постепенно перешли к «скандинавству» варягов…
|
26.11.2013: О светлом прошлом и великом будущем
|
Что такое национальная идея? Это концентрированное выражение национальной истории. Можно выразить эту мысль в двух или трех фразах, но сущность национальной идеи заключается как раз в национальной истории. А зачем нужна людям история? Тут все достаточно просто, потому что люди стали людьми благодаря своей истории…
|
15.10.2013: Пуп земной и пуп морской в русской традиции
|
В древнерусской традиции одной из важнейших категорий моделирования пространства был остров с Алатырь-камнем в центре, отождествлявшийся с «пупом морским» или центром мира, где, согласно мифопоэтическому сознанию, совершается акт творения, в силу чего данная точка в пространстве наделяется высшей ценностью – максимумом сакральности…
|
24.09.2013: Остров русов и древнерусские космогонические мифы
|
В науке, начиная с публикации известия Ибн Русте в переводе Д.А. Хвольсона, предпринимались попытки определения местонахождения «острова русов». Но эти попытки породили огромную литературу и многочисленные версии, однако, ни одна из версий не была принята как убедительная. А это верный признак того, что исходный пункт поисков был выбран неверно…
|
17.09.2013: Прерванная история русов
|
В своей новой книге Л.П. Грот приглашает увидеть начальную историю России такой, какой она предстаёт, освободившись от утопических миражей и непроглядного тумана научных заблуждений. Исследование уводит читателя во времена легендарных ариев, которые были ближайшими родственниками и современниками русов…
|
22.07.2013: Снова о Рослагене, где поселили князя Рюрика
|
Так что никуда Рослаген из норманизма не исчезал. Держатся за него так же, как не умевший плавать герой рассказа Михаила Зощенко «Рогулька» держался за якорную мину после того, как его пароход затонул: отпусти они эту «рогульку» – и все их конструктивы пойдут ко дну. А что касается фактов, то у норманистов особенная стать: если факты против них, то тем хуже для фактов…
|
11.07.2013: Как же быть с топонимикой Русского Севера?
|
В основном, топонимика Русского Севера принадлежит индоевропейскому субстрату. Она не читается из современного русского языка, воспринимается как «неславянская» потому, что принадлежит к очень древним пластам древнерусского языка. Я начала рассуждать об этом несколько лет тому назад в связи с гидронимами (и этнонимами) с корнем «вар»…
|
24.06.2013: История опускает шлагбаум на пути драккаров
|
Скандинавы ходили по Балтийско-Волжскому пути, – не устают восклицать современные норманисты. Ну, вот теперь и видим, как они могли по нему ходить: зимой на санях, а летом – по состоянию, т.е. кто конно, кто пеше, поскольку драккары-то по русским рекам не бегали! Вспоминается пословица: от великого до смешного – один шаг…
|
17.06.2013: Древнерусские женские божества Севера
|
Анализ сакральных традиций народов России представляется важным и перспективным в плане установления той «роднящей» основы, на протяжении тысячелетий питавшей связи между людьми необъятного региона Евразии, и, соответственно, – определения истоков такого уникального феномена как российская полиэтничность…
|
20.05.2013: Между громовержцем и скотьим богом
|
Соединение культов Перуна и Волоса произошло с легко угадываемой целью: охватить весь регион от Балтийского моря до Приильменья и создать единое сакральное пространство для его обитателей. Сакральные границы в истории человечества предшествовали той роли, которую сейчас играют границы международных политических, экономических и прочих союзов…
|
30.04.2013: Учебное пособие по древнерусской истории
|
В этом учебном пособии представлены материалы курса и проблемы исследования начального периода отечественной истории, с которыми связаны вопросы происхождения Руси и истоки российской государственности. Двухтомник адресован студентам гуманитарных факультетов, аспирантам, преподавателям, а также всем интересующимся отечественной историей…
|
20.04.2013: Загадочная Колывань: от Прибалтики до Алтая
|
Почитание Солнца было принесено в Сибирь с запада носителями индоевропейской сакрально-мифологической традиции. Под их влиянием ареал солнцепоклонства стал складываться на необъятных евразийских просторах, что оставило свой след в топонимии, этнонимии, ритуально-сакральной терминологии. На обширной территории от Прибалтики до Алтая возникали Колывани…
|
23.03.2013: Кем были первые солнцепоклонники Евразии
|
Почитание Солнца было принесёно в Сибирь, где локализуется прародина всех носителей уральской семьи языков, с запада носителями индоевропейской сакрально-мифологической традиции. Под их влиянием ареал солнцепоклонства стал складываться на необъятных евразийских просторах, что оставило свой след в топонимии, этнонимии, ритуально-сакральной терминологии…
|
22.03.2013: Происхождение Руси и культ солнца
|
Выявление и изучение этого пласта поможет нам понять и генезис российской полиэтничности, т.е. основы российской общности, которая связывала людей воедино на наших гигантских пространствах в течение длительнейшего времени. Ведь речь идёт о тысячелетиях! Политонимы могли меняться, но люди-то на наших евразийских просторах всегда держались как общность…
|
28.02.2013: Только сообща можно реконструировать…
|
Я с благодарностью прочитала отзыв А.А. Клёсова. Разумеется, если бы я строила свою концепцию в рамках ДНК-генеалогии, то я бы тоже со своей статьей не согласилась. Однако моя «парадигма» – историческая (даже не лингвистическая), а каждая отрасль науки может использовать свою терминологию, свой объект исследования и свою методику исследования…
|
27.02.2013: Единый учебник истории по шведской программе 18 века?
|
На заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля сего года В.В. Путин предложил создать единый учебник по истории России для школ. Президент пояснил, что такой учебник должен давать однозначные толкования исторических событий и должен быть построен в рамках единой концепции. Предложение главы государства принялись горячо обсуждалось…
|
25.02.2013: Арии ушли в Азию, русы – остались в Восточной Европе
|
Концепции о дославянском происхождении русов в Восточной Европе представляются мне убедительными. Но я полагаю, что история русов древнее сармато-аланского периода и уходит в глубину истории индоевропейского субстрата Восточной Европы. Однако известно, что всякая попытка «углубить» историю русов встречалась в штыки сторонниками родсов-гребцов…
|
30.01.2013: На фоне антигосударственных утопий (интервью)
|
В учебниках истории можно прочитать лишь то, что Рюрик был предводителем ватаги скандинавских викингов, которые взяли, да и создали на Руси государственность. Известный историк Лидия Грот рассказывает о том, как в массовое сознание ввинчиваются идеи, которые не находят научного подтверждения…
|
28.01.2013: Золушкина туфелька и «полосатые паруса» викингов
|
Некоторое время назад меня попросили прокомментировать данные о «полосатых парусах» кораблей викингов. Сегодня я хотела бы дать предварительный ответ, чтобы не оставлять вас в неведении слишком долго. Предварительный, поскольку оказалось, что вопрос о «полосатости» парусов выводит на более широкую и интересную тему, чем это представлялось в начале…
|
14.01.2013: Лидия Грот против исторической фальшивки
|
Когда-то очень давно мраморный оригинал этого красавца-льва украшал порт Пирей в Афинах, а в 1687 году венецианцы увезли его как трофей в Венецию, и с тех пор он находится там, у входа в Арсенал. И вот в конце XVIII века произошло чрезвычайное событие: на этом льве вдруг обнаружили шведские руны. И это была сенсация! Почему?..
|
11.12.2012: Какие паруса были у кораблей викингов?
|
Приведенные рассуждения призваны нацелить читателя на то, чтобы за искуственной позолотой «викингских мифов» начать видеть живую историю европейских стран и народов. Викинги – это обыкновенные пираты, а пираты – разношерстное братство. Какими парусами пользовались они на Атлантике и на Балтике: в полосочку, в клеточку, в горошек – вопрос открытый…
|
03.12.2012: Русь имеет глубокие корни в Восточной Европе
|
Этногенез русских был сложнее, чем мы привыкли думать сейчас, и на начальном этапе древнерусской этнической истории необходимо начать учитывать индоевропейский дославянский компонент. Выделение этого этногенетического древнерусского предка откроет возможность и более глубоко исследовать корни российской полиэтничности…
|
28.11.2012: Лидия Грот: Призвание варягов
|
Постоянный автор сайта переформат.ру, известный историк Лидия Грот выпустила книгу, которая называется «Призвание варягов». Она написана для широких читательских кругов, хотя в ней затрагиваются и серьезные теоретические проблемы. Представлены темы, которые особенно занимают мысли всех тех, кто интересуется древнерусским прошлым…
|
26.11.2012: Венеды, славяне, русы: предковая история
|
При обсуждении моего недавнего поста о начале Руси один читатель задал несколько типичных вопросов. Кто такие венеды? И кто такие славяне? От кого они происходят?.. Русский язык — это язык русов или язык славян? Или, может быть, это язык венетов?.. Русские, украинцы, белорусы — это кто? Славяне или русы? Поэтому я решила сразу на них ответить…
|
07.11.2012: Начало Руси: продолжаем размышлять
|
Истоки руси я связываю с той частью индоевропейского субстрата, который предположительно стал формироваться в Восточной Европе в течение II тысячелетия до н.э. с началом миграций и оттока индоевропейцев на юг и восток Азии. Согласно моим начальным исследованиям, наличие этого субстрата можно предполагать не только на юге, но и в центре и на севере Восточной Европы…
|
09.10.2012: Договор с князем или князь по договору?
|
Очевидно, договоры с князьями, чему имеется множество примеров – это не то же самое, что возникновение княжеской власти по договору, чему аналогов нет с тех пор как теория Общественного договора признана утопией. До тех пор, пока это не будет осознано, исследования по генезису древнерусского института княжеской власти будут топтаться на месте…
|
01.10.2012: Как норманисты справляют Год государственности
|
Вузовско-академическая система, полученная вместе с постсоветским наследием марксизма-норманизма, часто просто своим весом выдавливает инакомыслящих. Под инакомыслием понимается любая критика идеи о том, что пираты-викинги эксклюзивно создали государственность в среде восточных славян, настроили городов и организовали торговлю трансконтинентального масштаба…
|
25.09.2012: Происхождение Руси в вымыслах и домыслах
|
Идеи о Руси из шведского Рослагена, о безродном наемнике Рюрике (ни то завоевателе, ни то контрактнике), о норманнах как скандинавах-викингах являются шведскими конструктивами, сочиненными в ненаучной мифологизированной историографии. Почему же эти фантазии так цепко сидят в нашей исторической науке более 200 лет?..
|
18.09.2012: Русы-гребцы: а почему не штукатуры-плотники?
|
Как изображают самое начало древнерусской истории норманисты? По их утверждению, в IX веке выходцы из нынешней Швеции приплыли к финнам. И когда те спросили, кто они такие, то прибывшие ответили: гребцы мол мы, родсы по-шведски, из Рослагена, т.е. из Гребного стана. Финны поняли все по-своему, а славяне вообще не поняли, и смастерили себе из Руотси имя Русь…
|
01.08.2012: Смутное время и мутная история первого норманиста
|
Шведский дипломат Петр Петрей впервые в историографии неожиданно заявил, что варяги из русских летописей должны были быть выходцами из Швеции. Новое заявление не опиралось на какие-то вновь открытые источники, а родилось как плод шведских политических интриг, которые велись в России, переживавшей Смутное время…
|
10.06.2012: Норманны, которые строили города
|
Отождествление норманнов исключительно с выходцами из скандинавских стран должно быть пересмотрено. Реальная картина раннесредневековой истории, в которой они действовали, была явно сложнее. В ней играли значительную роль выходцы из Восточной Европы и южнобалтийского побережья, обладавшие развитыми традициями градостроительства, мореходства и торговли…
|
04.06.2012: Норманны – не только скандинавы
|
Сохранился целый ряд западноевропейских источников, в которых последовательно, на протяжении трёх столетий, начиная с конца IX в. и до конца XII в, приводились сведения о норманнах как о выходцах из Восточной Европы. Это было время наибольшей активности норманнов в Западной Европе, охватившей Скандинавский полуостров и северно-французскую Нормандию…
|
29.05.2012: Где жили летописные варяги?
|
У истоков современных представлений об этнической карте древней Восточной Европы обнаруживаются те же шведские историки и писатели, которые своим историозодчеством заложили основы норманизма, причем созданная ими картина расселения народов в Восточной Европе выступала необходимым условием при создании очередного фантома о шведском происхождении имени Руси…
|
10.05.2012: Куда и откуда шли торговые пути средневековья
|
В ходе обсуждения поста о том, почему шведские викинги не могли создать Древнерусское государство, возникла необходимость отдельно рассмотреть вопрос о торговых отношениях. В этом контексте древним «скандинавам» обычно приписывают создание грандиозных торговых путей в Восточной Европе, по которым будто бы шла их экспансия…
|
02.04.2012: «Шведские викинги» не могли создать Древнерусское государство
|
Давность почти трёхсотлетней привычки решать проблемы начального периода древнерусской истории через «удачное» объяснение названия Руси затмевает тот факт, что сама постановка вопроса исследовать историю субъекта через историю имени субъекта абсурдна. Аналогов подобному подходу не имеется: изучение истории других народов не ставится в зависимость от разгадки их имени…
|
12.03.2012: Как большевики пришли к власти
|
В 1917 году власть отнюдь не валялась на дороге, что подобрать её могла любая проворная политическая группировка, как иногда считают. За неё шла ожесточенная борьба. Только не между большевиками и Временным правительством, а между Советами без ленинского участия и влияния и земскими комитетами без социалистических идей…
|
16.02.2012: Какими были имена русских князей
|
Попытки доказать этническую принадлежность правителей через привязку их имён к какой-то определённой языковой среде оторваны от исторических традиций и лишены научного содержания. Имена русских князей отражали конкретную историю династийно-родовых отношений, точно так же, как в Западной Европе. История знает тому немало примеров…
|
08.02.2012: Что позволено Плантагенету, то не позволено Рюрику
|
Почему призвание Генриха Плантагенета на престол как внука своего деда по матери не подвергается сомнению, а Рюрику в этом отказано? Получается, что основатель первой правящей династии входит в русскую историю без деда, без матери, без княжеского звания – ни то безродным воякой, ни то защитником по найму…
|
06.02.2012: Русский князь – титул, а не национальность
|
В XVIII веке представители западноевропейской мысли в размышлениях о путях возникновения государства пришли к идее о том, что любой государственности предшествовал долгий период народоправства. Эта идея вошла в историю под названием теории общественного договора, никогда не существовавшего в действительности…
|
31.01.2012: Как востоковед Байер внедрял шведские инновации
|
В науке и в околонаучном сообществе распространено мнение о том, что основоположником норманизма был немецкий востоковед Готлиб Зигфрид Байер. Но оказалось, что теория о скандинавском происхождении варягов и о шведской этимологии имени Русь появилась задолго до него. Байер лишь внедрял готовые шведские «инновации»…
|
04.01.2012: Россия с русскими: о передаче на НТВ
|
25 декабря, в канун Нового года на канале НТВ вышла в эфир передача «Россия без русских?». Она ещё раз подтвердила, до какой нелепой ситуации может дойти общество, находящееся в идеологическом безвременьи. Одним из результатов распада является тот факт, что русские оказались вообще без своего места в Восточной Европе…
|
08.12.2011: Синеус и Трувор в переводе с албанского
|
Глупость, как и всё живое, может быть представлена большим разнообразием. Одной из её разновидностей является прилипчивая идея о том, что имена братьев летописного князя Рюрика – Синеуса и Трувора – на самом деле скрывали слова sine hus и thru varing, будто бы означающие «свой род» и «верная дружина»…
|
30.11.2011: Викинги, норманны и поп-культура
|
В отечественной истории ситуация сейчас такова, что грань между поп-культурой и наукой кое-где начинает стираться. «Викинги» – одна из таких тем, которая с самого начала зародилась как поп-культура, как поэтический вымысел литераторов-романтиков…
|
23.11.2011: О викингах, с рогами и без рогов
|
Шведские романтики в своей поэзии сформировали тот образ «скандинавских викингов», который знаком нам сейчас и который проник в исторические произведения, являясь феноменом художественным, а не историческим. Так появились викинги в рогатых шлемах на кораблях под полосатыми парусами…
|
16.11.2011: Призвание Рюрика: о чём идёт спор?
|
Дискуссии в связи со Сказанием о варяжском призвании норманисты пытаются представить как спор об этнической принадлежности Рюрика. При этом заявляется, что для исследования древнерусского политогенеза вопрос об этнической принадлежности этого героя совершенно неважен…
|
17.10.2011: Приключения льва из Пирея, или фантазия на камне
|
Толкования рунических надписей, обнаруженных на мраморной скульптуре льва, установленного когда-то в порту Пирей в Афинах, при ближайшем рассмотрении оказались совершенно фантастическими. Грубые «варанги» вроде бы не царапали свои имена на произведениях искусства – такое больше соответствует временам просвещённым…
|
30.09.2011: Варяги в истории и историографии
|
Впервые варины были упомянуты римским историком Тацитом как племя, населявшее южнобалтийское побережье. По всей видимости, именно они фигурируют в древнерусских летописях под названием варяги. Доклад по истории варинов представила шведская исследовательница Лидия Грот…
|
27.09.2011: Каким бывает «светлое прошлое»
|
Дать обществу его «светлое прошлое», значит – поддержать общество в годину лишений и морального разложения и вдохновить на работу для достижения стабильного будущего. Эта мысль вылилась в традицию написания национальных историй в период, когда в Европе стали формироваться национальные государства…
|
23.09.2011: Наследование власти в Скандинавии
|
Исландские королевские саги – важнейший источник по истории Скандинавии – дают нам обильный материал, показывающий, что важным организующим принципом институтов власти в скандинавских странах был династийно-родовой принцип. Практика призвания правителя «со стороны» не раз выводила королевскую власть из политического хаоса…
|
15.09.2011: Как наследовалась власть и «призывались» правители
|
Особенностью института наследной власти являлся учёт двух линий – отцовской и материнской. Причём матрилатеральная традиция имеет очень древнее происхождение и находит подтверждение ещё в римской истории. Впоследствии подобные примеры показали многие европейские страны…
|
12.09.2011: Готицизм, или оборотная сторона гуманизма
|
Готицизм явился становым хребтом значительной части западноевропейской историографии, пронесшим через века мысль о германских завоеваниях как причине возникновения государственности в Европе. Он изначально был обречен сделаться рассадником исторических мифов и утопических взглядов…
|
01.09.2011: Общественное переформатирование по-итальянски
|
В духовной жизни общества религиозному учению должна обязательно сопутствовать светская идейная система. Её и пытались отыскать Петрарка и Боккаччо, а потом их последователи, предложив новый тип гуманитарного образования…
|
26.08.2011: Эпоха Возрождения как переформатирование
|
Стремление изображать прошлое своей страны и народа в сугубо позитивном ракурсе уходит истоками к началу эпохи Возрождения. Идея «светлого прошлого» способна объединить соотечественников в условиях деморализации общества. Она стала началом грандиозного переформатирования сознания, которое охватило всю Европу…
|
23.08.2011: Новая концепция истории
|
Национальная идея – это детище национальной истории и плод национальной культуры, которые вырастают из жизненного опыта всех предшествующих поколений предков как синтез того, что создано их руками и мыслью…
|
20.08.2011: Рюрик и призвание правителя «со стороны»
|
Российская историческая мысль придерживалась вековой летописной традиции, согласно которой Рюрик и его братья приглашались как князья в силу своих наследных прав, по причине отсутствия у словен прямых наследников мужского пола. Рюрик не был безродным наёмником, которого пригласили в качестве «сити-менеджера»…
|
18.08.2011: Происхождение Руси, а не происхождение имени Руси
|
Попытки лингвистическим путём отыскать корни Руси завели в самое настоящее подводное царство. Этот абсурд стал возможен потому, что вместо поисков происхождения народа стали заниматься поисками происхождения его имени. Соответственно, русскую прародину «нашли» на дне морском…
|
12.08.2011: Шведские стереотипы о России
|
Стереотипы о России – это тот единственный эрзац знаний о России, который имеется в распоряжении шведского общества: Россия изображается либо опасной, либо жалостно-убогой. Негативизм представлен во всех видах. Основной мотив может преломляться в отдельные мотивы о женской неволе, о мужском алкоголизме, о детях-сиротах или беспризорниках и т.д…
|