Известно, что более полутора десятков лет Правительство России, представители политических партий и различных общественных организаций, центральные научные центры заняты обсуждением и разработкой национальной идеи и других консолидирующих культурно–ценностных принципов, способных дать российскому обществу понятие общероссийской идентичности. Но пока цельной и убедительной концептуальной системы по данной проблеме так и не сложилось.
 

 
К решению задачи по формулированию национальной идеи призвал в своё время Б.Н.Ельцин, в результате чего с середины 90-х годов началось широкое обсуждение сущности национальной идеи в самых различных формах: на конференциях, на базе различных общественных форумов, в рамках исследовательских проектов и пр. Одновременно проявился и скепсис: дескать, обществу, занятому борьбой за выживание, поиски национальной идеи безразличны.
 

Однако серьёзный интерес российских руководителей к проблеме консолидирующей системы ценностей продолжал оставаться и при президенте В.В.Путине. Об этом свидетельствует нашумевшая публикация одного из номеров еженедельника «Версия» за 2002 год, в которой рассказывалось о том, что президент Путин собрал на неофициальную встречу в Кремле учёных–историков и почти полтора часа потратил на беседу с ними. Учёных, как сообщает еженедельник, призывали для того, чтобы наметить основные вехи отечественной истории и на этой базе сформулировать национальную идею.
 
Одним из вопросов президента России был вопрос о том, возможно ли, опираясь на опыт русской государственности, выработать национальную идею? Но этот вопрос остался без ответа. «Никто этого не знает, – признался академик В.Л.Янин, – и мы этого не знаем». Далее, согласно статье в «Версии», следовали рассуждения в том духе, что в России сейчас доминирует мироощущение, которое наводит только на идеи о хлебе насущном.
 
К концу первого десятилетия, как можно было заметить, накал дискуссий по проблеме национальной идеи стал остывать, однако декабрьские межэтнические волнения 2010 года резко поставили государство и общество России перед фактом того, что серьёзная работа по выработке общероссийских консолидирующих идей – это насущная необходимость для страны. 11 февраля 2011 года в Уфе состоялось заседание Государственного совета, на котором обсуждались вопросы межнационального и межконфессионального согласия, а также – развития национальных культур. Научная общественность откликнулась рядом дискуссий, одной из которых стал Круглый стол Научного совета по проблемам национальной политики Отделения общественных наук РАН в Институте социологии РАН, проведённый 14 марта 2011 года.
 
Материалы данных мероприятий показали, что обсуждения проводились на высоком профессиональном уровне, содержали множество глубоких мыслей, показали искреннюю заинтересованность всех участников найти действенные решения для назревших проблем. Но обнаружили они также и одну интересную особенность, на которую хотелось бы обратить внимание. При перечислении того, какой опыт уже существует в мире для решения проблем межнационального и межконфессионального сосуществования, политики и учёные называли опыт советский, американский и канадский, французский и английский, но ни разу не прозвучали призывы изучить опыт российский (имеется в виду российский опыт до 1917 года), хотя во многих выступлениях подчёркивалось, что Россия – изначально страна полиэтничная.
 
Таким образом, как российские политики, так и российские учёные при рассмотрении проблематики межэтнических отношений готовы сосредоточиться либо на иностранном опыте, возникшем в условиях, несхожих с российскими, либо на советском опыте, просуществовавшем 73 года и закончившемся взрывом яростного национализма, и закрывают глаза на опыт наших предков, благодаря которому уникальный феномен российской полиэтничности родился и существовал в течение множества веков. Сам по себе этот факт можно расценить только одним образом: как фактически негативное отношение к тысячелетнему опыту отечественной истории. Факт этот усугубляется ещё и тем, что в современной российской науке отсутствует до сих пор концепция национальной истории как единая система от ее истоков до наших дней, в силу чего российская история оказывается лишённой собственных корней.
 
Но тогда ответ на вопрос, почему национальная идея в руки не дается, напрашивается сам собой, ибо связь этой проблемы с историей очевидна. Национальная идея – это детище национальной истории и плод национальной культуры, которые вырастают из жизненного опыта всех предшествующих поколений наших предков как синтез того, что создано их руками и мыслью. А россияне вышли из распавшегося СССР, как уже было сказано, без цельной концепции своей национальной истории.
 
В будущих постах мне хотелось бы на исторических примерах показать, какое значение для выхода общества из духовного кризиса имеет позитивное восприятие национальной истории, и соответственно, продемонстрировать связь национальной истории с национальными интересами и национальной идеей.
 
Лидия Грот,
кандидат исторических наук
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

3 комментария: Новая концепция истории

  • Микола Питерский говорит:

    Позитивное восприятие своей истории, та основа на которой вырастает любовь к Родине. Без этого никак. Вы цитировали какого-то шведского учёного, который сказал, что готицистские мифы способствовали становлению национального самосознания шведов. Мифы развеялись, а самосознание осталось :-)))

  • Александр говорит:

    За основу национальной идеи России предлагаю взять составляющие определения национализма!
     
    «Национализм (франц. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы»
     
    Дух национализма надо поддерживать! Бороться надо с шовинизмом! «Шовинизм (франц. chauvinisme), 1. крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности; 2. противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций; 3. распространение национального чванства; 4. разжигание национальной вражды и ненависти».

    • Артём говорит:

      Согласен с Вами. Для тех, кого коробит слово «национализм», давно выработал такое простенькое, но ёмкое, на мой взгляд, объяснение данного термина. Национализм – любовь по национальному признаку. Шовинизм (нацизм, если брать шире) – ненависть по национальному признаку. Не по учебнику, но отражает мой взгляд на эти понятия. Любовь к своему Народу не исключает хорошего отношения к представителям других национальностей, ненависть же по национальному признаку априори исключает такую возможность. Иногда к двум этим определениям добавляю такой пример. Вы любите своих родителей, жену (мужа), детей?! Вас же нельзя за эту любовь обвинить в ненависти к другим семьям, чьим-то родителям, женам (мужьям), детям?! Так и с национализмом, я люблю свой Народ, но и к другим отношусь вполне себе хорошо, если с их стороны нет угрозы моей нации.

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
     
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
  
Наши друзья