Подумалось, что читателям Переформата будет интересно узнать, как торжественно отмечали 70-летие со дня победы в Великой Отечественной войне в шведском городе Лулео. Мероприятия проводились в течение двух дней – 8-го и 9-ого мая. 8 мая состоялось торжественное открытие памятника в Карлсвике (район Лулео), воздвигнутого, чтобы почтить страдания советских военнопленных и угнанных на работы советских людей, которые в июне 1945 года возвращались из Норвегии в СССР через Северную Швецию (всего через Карлсвик прошло около 25 000 бывших военнопленных и других узников нацистских лагерей в Норвегии).
 

 
9 мая по инициативе русско-шведского общества «Спутник» в центре Лулео была проведена демонстрация в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне и митинг с участием русских и шведских общественных деятелей губернии Норботтен, а вечером был дан концерт в городском доме культуры, после которого состоялся торжественный ужин.
 
Итак, 70 лет тому назад, в начале июня 1945 года Лулео стал пересылочным пунктом на пути из Норвегии в СССР для советских военнопленных и для советских людей, угнанных на работу как в Германию, так и в страны-сателлиты, одной из которых являлась Норвегия. На севере Норвегии в Тронденесе (Trondenes), Энглелёге (Englelög), Сторфьёрде (Storfjord), Бьёрнефьелле (Björnefjell), Маллнитце (Mallnitz) и др. находились лагеря, в которых томились многие тысячи военнопленных и гражданских лиц, пригнанных в Северную Норвегию на работу.
 

По имеющимся сведениям, общее их число в Норвегии насчитывало 100 000 человек. О судьбах этих людей есть работы скандинавских публицистов. Одна из таких работ – «Судьбы, опаленные войной» шведского публициста Стена Лосенберга, была представлена 8 мая в Карлсвике.
 


В 40-ые годы С.Лосенберг служил на шведско-норвежской границе и со своего поста мог наблюдать ежедневную жизнь в лагере для военнопленных. Эти картины врезались глубоко в память. После войны Лосенберг занялся специальными исследованиями истории военнопленных в Норвегии. И его общий вывод однозначен: лагеря в Норвегии были такими же лагерями смерти, как и нацистские концентрационные лагеря на континенте (без печей, могу от себя добавить, но умерщвление может осуществляться и бесчеловечным содержанием и садистским обращением лагерной администрации, расстрелами просто для устрашения, доведением людей до полного истощения голодом, болезнями м каторжным трудом).
 
Кроме военнопленных в Германии и странах-сателлитах оказывались и гражданские лица – молодежь, угнанная на работы. В значительном количестве это были девушки и юноши от 16-ти до 18-ти лет. Данную «рабочую силу», предназначенную для Норвегии, транспортировали через Польшу до Дании, а оттуда морем – на север Норвегии. Девчонки, физически непригодные для работ по строительству норвежских дорог или аэродромов, использовались на норвежских рыбных промыслах. Интересно, какую прибыль получали норвежские владельцы этих промыслов при использовании рабской рабочей силы? Вопрос пока риторический, поскольку история новорабовладельческого уклада на территориях, подвластных Третьему рейху, пока во всей ее полноте не создана. Поэтому возвращаюсь к описанию тех мероприятий, которые проводились в Лулео в честь 9 мая.
 
Начать надо с того, что торжественному открытию памятника в Карлсвике предшествовала упорная работа членов общества «Спутник» (председатель Екатерина Экстрём) на протяжении нескольких лет. Те, кто сталкивался с аналогичными проектами (установление памятника, мемориального знака и пр.), знают, что это не такое простое дело. Требуется полное взаимодействие с властями соответствующих уровней, куда входит разработка и утверждение идеи проекта с организациями, ответственными за городское благоустройство, различные технические согласования, наконец финансирование проекта и пр.
 

 
Успех данного проекта зависел, в первую очередь, от горячей целеустремленности председателя общества «Спутник» Екатерины Экстрём (на снимке справа) и руководителя проекта Андерша Экстрёма (на снимке слева), а также той инициативной рабочей группы из членов общества «Спутник», которая работала по реализации различных практических вопросов. Залогом успеха явилось умение «Спутника» наладить сотрудничество с городскими властями Лулео. Необходимо отметить и вклад шведского журналиста и публициста Ларса Юлленхааля, специализирующегося на исследованиях истории Норботтена во время Второй мировой войны. Собственно, он первым выступил когда-то с идеей поставить памятный знак в Карлсвике, которым увековечивались бы события июня 1945 года. Но тогда его предложение не дало результата. Зато сейчас Ларс активно подключился к работе по реализации проекта «Памятник в Карлсвике» и много сделал для его успешного завершения.
 

 
Большую поддержку оказывал с самого начала бывший мэр города Лулео Карл Петерссен, а когда он в прошлом году ушел на пенсию, то эстафету приняла нынешний мэр Ивонн Стольнаке. Муниципалитет Лулео взял на себя часть финансирования проекта, остальные средства были собраны членами «Спутника». Оба мэра – бывший и нынешний – принимали участие в открытии памятника, Ивонн выступила и с приветственной речью, где подчеркнула, в частности, факт того, что СССР в годы войны понес огромные жертвы.
 

 
Один из шведских участников, стоявших рядом со мной, заметил при этом вполголоса, что сейчас наблюдаются попытки приуменьшить роль советской армии в победе над нацизмом. Активными участниками церемонии открытия были представительницы добровольной женской военизированной организации «Лотта». Они помогли с решением практических вопросов: в кафе-палатке разливали горячий гороховый суп (типичное блюдо шведской военной кухни), раздавали русские пирожки, кофе, чай – все было заранее приготовлено шведскими и русскими участниками.
 
Предполагалось, что в церемонии примут участие и представители регионального подразделения шведских вооруженных сил (в Норботтене размещен военный гарнизон), по крайней мере, ответственный за контакты с прессой и общественностью лейтенант выразил в этом горячую заинтересованность, но сказал, что им нужно получить соответствующий приказ свыше. Представителей шведских вооруженных сил на церемонии не было, по всей видимости, приказ не поступил. Здесь можно пофилософствовать о том, что женщины, даже военизированные, принимают решение сами, а мужчинам нужен приказ свыше, но излишние философствования ни к чему не ведут.
 
Посольство России в Швеции оценило открытие памятника в Карлсвике как событие большого значения. В церемонии открытия памятника принял участие заместитель посла России в Швеции, советник-посланник В.П. Салов В.П.
 

 
На церемонию открытия памятника прибыл и представитель Мурманской области, депутат Мурманской Областной думы Д.В.Гаврилов.
 

 
В прошлом году в Мурманске отмечали 70-ю годовщину освобождения Северной Норвегии (Восточного Финмаркена) от нацистской оккупации. 25 октября 1944 года советские войска перешли в наступление и вошли в Киркенес. Были освобождены первые территории соседнего государства, где также находились лагеря с советскими военнопленными. Поэтому установка памятника советским гражданам в Карлсвике (Лулео) – дело, близко затрагивающее и мурманчан.
 
Перед открытием памятник был освящен священником православного прихода во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (Московский патриархат) в Умео отцом Иоанном.
 

 
Затем мэр Люлео Ивонн Стольнаке и председатель русско-шведского общества «Спутник» Екатерина Экстрём открыли памятник.
 

 
Прозвучали гимны России и Швеции, затем были возложены венки и цветы.
 

 

 
Особое смысл церемонии придали выступления детей бывших узников лагерей в Норвегии И.Сальникова (Санкт-Петербург) и В.Стёпиной (Брянск). Как было отмечено выше, кроме военнопленных в лагерях содержалась и «рабочая сила» – молодые парни и девушки в весеннюю пору своей жизни. Некоторые находили свою любовь, возникали семьи: и русско-норвежские, и русские. Рождались дети «всем смертям назло». Часть этих детишек выжила и вышла в жизнь. Двоих из них руководители проекта «Памятник в Карлсвике» отыскали и пригласили на празднование дня Победы в Лулео.
 
В выступлениях И.Сальникова и В.Стёпиной меня поразила одна общая черта. Оба были слишком малы ко времени окончания войны, чтобы иметь собственные четкие воспоминания, поэтому они передавали воспоминания своих мам. И главной мыслью или скорее основным чувством в этих воспоминаниях была благодарность тем, кто помог им и другим детишкам выжить. Норвежские семьи старались подкармливать малышей, делиться едой с мамами, норвежки вязали детишкам теплую одежду. Вот эти образы добра, согревшего детство в трагическую годину, и передали мамы своим детям. Никакой озлобленности, никакого перемалывания картин бесчеловечности, хотя именно это составляло основной фон жизни или выживания в лагерях Норвегии. Не все норвежцы являлись противниками нацистов, достаточно много было и коллаборационизма.
 
Но идея добра воспитывает здоровую душу, а злобная мстительность разлагает, взращивает моральных уродов. Интуитивно или сознательно, но именно идею добра выбрали родители – узники из лагерей Норвегии для воспитания своих детишек войны. Не по вине родителей они были лишены многого в своем детстве, но выбор того, какие ценности вложить в душу ребенка, всегда остается за родителями. Светлое, доброе чувство возникало во время кратких выступлений И.Сальникова и В.Стёпиной.
 
– Откуда эта неистребимая приверженность в отстаивании идеи добра, – размышляла я, – где ее источник? В православии или глубже – в русском цивилизационном коде, о котором сейчас так много говорят, но никто не может дать ему четкое определение. Это и неудивительно: до тех пор, пока начало у русской истории оборвано, не может быть и четких определений ее основополагающих ценностей. Данный вопрос возник правомерно, поскольку вокруг нас фонтанирует и пузырится русофобия, которая выступает в самых абсурдных формах: например, требует отомстить русским за «неправильное» включение Сибири в Русское государство (XVI в.) или даже – за славянскую «колонизацию» Восточной Европы в VIII-X вв., не говоря уже о «свидомых» претензиях к проклятым москалям, которые всегда пили кровь «незалежных укров» и за это подлежат уничтожению (см., например, здесь).
 
Русофобия пронизывает сейчас и «высокую» политику Запада. Те мероприятия, которые были проведены в Лулео в честь дня Победы советской армии, не совсем ординарны для Швеции наших дней. Проиллюстрирую маленьким примером. С месяц тому назад шведское телевидение проводило традиционное предварительное обсуждение выступлений, подготовленных для конкурса «Евровидение 2015». Известные шведские певцы собираются традиционно в студии и дают свои оценки видеоклипам с заявленными для конкурса музыкальными номерами. Выступление Полины Гагариной вызвало самую позитивную реакцию шведского «жюри», но для того, чтобы внести положенную долю политкорректности, один из членов этого «жюри» подчеркнул, что свою высокую оценку российской артистке он дает с болью в сердце. Да, еще и добавил: как это Россия может петь о мире?! Есть, дескать, установка, что Россия – агрессор, а уж там доказано это или нет – вопрос двадцать седьмого значения.
 
Но были в Швеции два дня в мае, когда и шведские, и русские участники торжеств в Лулео украсили себя георгиевскими ленточками в честь Дня Победы и сделали это от всего сердца. Подумалось, что об этом стоило рассказать читателям Переформата.
 
Лидия Грот,
кандидат исторических наук
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

14 комментариев: Как отметили 9 мая 2015 года на севере Швеции

Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
     
Наши друзья