Есть в славянской мифологии божество, которое у южных славян известно под теонимом Герман. С этим божеством связаны и обряды вызова дождя у сербов, болгар, румын, и обряды, символизирующие переход к весеннему циклу. В.В. Иванов и В.Н. Топоров возводят традиции таких обрядов к праславянскому периоду и характеризуют их как празднества карнавального типа, связанные с определенными сезонами и поминовением мертвых.
 

 
Такие характерные детали как участие ряженых и фарсовые похороны делают возможным, по мнению названных авторов, возведение этих обрядов к общеиндоевропейскому периоду, реконструированному Ж.Дюмензилем. В неофициальной народной культуре они сохранялись до XIX-XX вв. во всех славянских традициях: смеховые похороны мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары и др. у восточных славян, у чехов в форме обряда umrlec или моравских весенних обрядов на Смертной неделе, когда выносилось чучело Smrtná nedela с исполнением песен, дословно совпадавших с восточнославянскими, у южных славян как русалии или театрализованные действа с участием куклы Германа, которые в XIII в. описывались Димитрием Болгарским и характеризовались как непристойные (Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская Мифология // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 10).
 

Сообщение от Переформата: серьезная просьба интересующимся – направить короткое сообщение с предварительной заявкой на тест. Если не будет первой тысячи участников, то проект московской ДНК-лаборатории притормозится до лучших времен. Спасибо тем, кто уже написал, таких уже немало! Повторно просим не отправлять, всё что вы отправили – было принято. Заявку можно оставить здесь, никаких финансовых обязательств она не несет, просто сообщение о намерениях, если вас в будущем всё устроит.

 

С.М. Толстая отмечает, что у южных славян Герман уже как святой Герман, наряду со святыми Варфоломеем и Марком, выступает как «заведующий» градом – карой Божьей, насылаемой в наказание за грехи и несоблюдение неустановленного порядка (Толстая С.М. Град // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 147). Герман идет в одном ряду с рус. Ярилой (белорус. Ярыло), также будучи связанным с идеей плодородия и сексуальной мощи. В «Жизнеописании Тихона Задонского» есть упоминание о том, что «древний некакий был идол, называемый именем Ярило, который в сих странах за бога почитаем был». Ярилины дни отмечались непосредственно перед Ивановым днем, т.е. перед великим праздником летнего солнцестояния.
 
Основа имени Ярилы яр- широко отразилась в русской топонимике в разных вариантах, а также в антропонимиконе, например, в княжеских именах Ярослав, Ярополк, Ярун (1216 г.) – воевода Мстислава Удалого. Факт того, что имена или части имен божеств могут входить в именословы, хорошо известен. Ближайшим примером служит широкое распространение даже в современных антропонимиконах имен древнегреческих богов и героев древнегреческих мифов (например, Геракл/Ираклий и Дионис/Денис), а также имена, возникшие из эпитетов и эпиклесс-прозвищ, такие как Маргарита – эпитет Афродиты маргарита – жемчужная. Эпитет этой греческой богини морская (по-гречески – pelagios) дал имя Пелагея, а в переводе на латинский – Марина (Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. Л., 1985. С. 18).
 
Имена богинь часто образовывали и этнонимы. Например, имя Афины стало основой для имени афинян. Ту же традицию можно проследить и в образовании имени римлян. Согласно легенде, основатель царской династии Рима и ее первый царь (rex) Ромул был вскормлен волчицей вместе со своим братом Ремом. Возможно, в память основателей данной династии материнские сосцы как сакральный атрибут стали основой самостоятельного культа, олицетворенного богиней материнских сосцов Руминой. Имена Ромула и Румины напоминают о существовании женского божества по имени Рома, почитавшегося как олицетворение Римского государства и возникшего, вероятно, изначально как местный культ матери-земли, как культ женского божества данной местности, имя которого и получил первый царь Рима и его основатель. Кстати, Рим по-итальянски сохранил свое исходное имя женского божества Рома.
 
Другим примером может послужить датская ономастика. Очень древняя теонимия прослеживается, на мой взгляд, в этнониме народа данов. У истоков этого этнонима просматривается слово дану (санскр. dānu – «влага») из ведийской мифологии, где оно изначально выступает воплощением первобытной влаги (в Авесте оно обозначает реку) и образует целый ряд гидронимов в Восточной Европе: Дон, Днепр, Дунай, Днестр. По гидронимам можно проследить путь этого имени из Восточной Европы до Британских островов, где в южном Йоркшире также протекает свой «тихий» Дон. В кельтской (ирландской) мифологии Дон/Дану/Дана (ирл. Danu, валл. Danu, брет. Annu, гэльск. Danu) считалась матерью – прародительницей основной группы богов ирландской мифологии, божественной прародительницей валлийцев или уэльсцев, а также – ирландцев, которые в мифах назывались народом богини Дану / Tuatha De Danann или… данами (?) и правили Ирландией до прихода так называемых милезианцев, у которых счет родства шел по отцовской, мужской линии, в силу чего стали меняться и этнонимы (Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002. С. 45; Маккалох Д. Религия древних кельтов. М., 2004. С. 57-62).
 
С именем богини Даны как раз, на мой взгляд, и перекликается имя Дана – легендарного правителя народа данов, давшего им свое имя, согласно Саксону Грамматику: «Датчане ведут свое происхождение от Дана и Ангеля, сыновей Хумбле. Они – родоначальники нашего народа и его первые правители. Дан и Ангел были наделены королевской властью в награду за их мужество. Но королями они не были. Этого названия наши предки тогда еще не знали. Англы помнили, что они – предки Ангела. Он управлял их страной и дал ей свое имя, думая таким простым способом обессмертить себя… Согласно древнейшим сказаниям, королевский род Дании от блистательных истоков и до наших дней ведет свое происхождение от Дана. Дан породил двух сыновей – Хумбле и Лотера от высокородной тевтонской женщины по имени Грюта…» (Saxo. Danmarkskrøniken 1. S. 26).
 
Контакты между северо-западом Европы, включая Ютландский полуостров, и Британскими островами имеют древнее происхождение. Причем эти контакты носили, наверняка, самый разнородный характер, включая и брачный обмен, что означало и обмен именами прославленных предков, в том числе, и именами предков по женской линии. Прославленнее женского имени, чем имя матери-прародительницы Даны у древних британцев трудно себе представить. Поэтому вполне логично предположить, что имя родоначальника датчан Дана пришло в будущую Данию с Британских островов таким же образом, как имя родоначальника англичан Англа пришло в будущую Англию с запада Южной Балтии. Тем более, никакой существенной «этимологии» по имени Дана германистика до сих пор не предложила. Мужское имя Дан популярно во всех скандинавских странах. И хотя в скандинавских ономастических исследованиях много сделано для изучения более древних догерманских заимствований, имя Дан, очень популярное мужское имя, выпадает из этих исследований и связывается либо с этимологией «датчанин» (ср. Halvdan «полудатчанин», т.е. лицо датского происхождения только по материнской или только по отцовской линии)*, либо как уменьшительное имя от христианского Даниель/Daniel**. Женское имя Дана, насколько я знаю, не распространено на Скандинавском полуострове, но встречается на европейском континенте.
 
Следует добавить, что имена с основой на дан- встречаются и в древнерусском именослове. Специалисты в области ономастики А.В. Суслова и А.В. Суперанская как раз в связи с этим именем заметили, что в древнерусском именослове были имена, которые можно было рассматривать одновременно и как христианские, и как языческие. Имя Данша со специфическим новгородским суффиксом -ша могло быть сокращением и от христианского Даниил, и от древнерусского Данслав (Суперанская А.В., Суслова А.В. Указ. соч. С. 53). Подобное совпадение имеет свое логическое объяснение. Христианский именослов вобрал в себя именословы разных народов. Через культ митраизма христианством были восприняты также элементы индоевропейского именослова, включая и древнейшие.
 
Эти древнейшие имена, адаптированные к именословам стран христианского Востока, уже в обновленной форме возвращались в европейские страны, но сохраняли свою древнюю исходную индоевропейскую основу. Таким образом древнерусское Данслав вполне объяснимо может коррелировать с христианским Даниил, а скандинавское Дан – с христианским Даниель, т.е. с тем же Даниилом. А через ведийское Дан/Дана древнерусское Данслав связано с именем Дан на Скандинавском полуострове, но как видно, не древнерусское Данслав произошло от скандинавского Дана, а скорее, наоборот, предок «скандинавского» Дана вышел когда-то из Восточной Европы. Впрочем, в Дании было зафиксировано и имя Данислав в форме Danitsløff вместе с другими заимствованиями из славянских именословов, такими, как Wendsslaff, Ratzlevus и т.д. (Hornby R. Fornavne i Danmark i Middelalderen // Personnamn. Nordisk kultur VII. Stockholm, Oslo, København, 1947. S. 229). Заимствования из древнерусских именословов в скандинавские шли, наверняка, через южнобалтийское побережье.
 
Возвращаясь к родоначальнику Дану, следует напомнить, что он древнее «сына» Одина Скьёльда – основателя мифической династии Скьёльдунгов, поскольку отстоит от него на несколько поколений (согласно Саксону Грамматику, Скьёльд – сын Лотера), соответственно, родоначалие датчан относится к доодиновским временам, к той эпохе, когда южнобалтийское население исповедовало более древние индоевропейские верования, и как предки датчан, так и предки будущих южнобалтийских славян могли находиться в рамках одной сакральной системы.
 
По замечанию Иванова и Топорова, многие древние боги под разными именами могли быть локальными вариантами одного более древнего бога. Так, есть основания полагать, развивают свою мысль Иванов и Топоров, что некоторые славянские божества объединяются в одно групповое божество, разные ипостаси которого отражают различные степени производительной силы (например, Яровит, Руевит, Поревит, Поренут). Яровит у балтийских славян назывался Геровит (Herovit) и почитался как бог войны, но Яровиту был также посвящен и весенний праздник плодородия. В этой функции его принято сближать с древнерусским Ярилой – олицетворением весеннего плодородия и производительной мощи. Имя Ярило и производится от корня яр-, с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивавшим максимум плодородия, прибытка, урожая.
 
Южнославянский теоним Герман и фонетически, и семантически близок именам Ярилы, Яровита/Геровита и, возможно, являлся ипостасью единого славянского божества производительной силы, ярой силы весеннего солнца и подателя земного плодородия. Мощная энергетическая сила этого теонима сделала его популярным именем у европейских правителей и религиозных деятелей.
 
Имя Герман известно в именослове польских правителей, например, польский князь Владислав I Герман из династии Пястов (1043-1102). Оно было очень популярно среди деятелей христианской церкви. Это имя носил один из самых почитаемых святых Франции Св. Герман (Жермен) Осерский, происходивший из галло-римской семьи (фр. Germain d’Auxerre, лат. Germanus) – ок. 378-448. Список продолжают Св. Герман Парижский (496-576), епископ Парижа; монах-бенедектинец Герман из Рейхенау (1013-1054); в православии следует назвать одного из основателей Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Германа Валаамского (X в.), преподобного Германа Соловецкого (ум. 1477); преподобномученика Германа Печенгского; архиепископа Казанского и Свияжского Германа (1505-1567).
 
Имя Герман было распространено и в именословах немецкой знати: маркграф Мейсенсский Герман (980-1038), представитель саксонской знати Герман Биллунг (ум. 973), Герман I Тюрингский (ум. 1217). Но относительно этих имен германистика строго заявляет, что их нельзя путать с именем Герман, распространенным в русском именослове, поскольку вышеприведенные немецкие имена произошли от двусоставного германского Hermann, компонентами которого являются här- и man-, что вместе означает воитель. А русское Герман произошло от лат. germanus – единоутробный. Короче, все германское произошло само от себя, а древнерусское – от латыни. Менталитет, ущемленный германоцентризмом, часто забавен до слёз.
 
Но вот в шведских или датских ономастических исследованиях имя Герман передается и как Herman, т.е. с одним n-, и как Hermann, т.е. с двумя nn-. При этом поясняется, что имя Hermann идет от средневекового немецкого Hermannus, происходящего от древненемецкого Hariman или Her(e)man, что означает heriman – воитель. Соответственно, имя Hermann в скандинавских странах – это позднее заимствование из немецкого. Хотя в древнескандинавском ономастиконе имелась своя основа her-, перед непалатальным гласным -herj, чередовавшаяся с har- = древнесканд. herr, «krigshär» – «войско», от прасканд. *harja (бесчинствовать). Обычный компонент для образования мужских имен: Herbjọrn, -brandr, -gautr, -geirr; Herjulfr, Haraldr, раннее заимствование из датского (Janzén A. De fornvästnordiska personnamnen // Personnamn. Nordisk kultur VII. Stockholm, Oslo, Køpenhavn, 1947. S. 77). Имя Harald в древней форме Harja-walduR «военный предводитель» отмечено у Тацита как Chariovalda (Ibid. S. 78).
 
Но этот стройный германский ряд нарушает имя римского полководца Германарикуса / Germanaricus (15 до Р.Х. – 19 после Р.Х.), которое никак не увязывается с древнегерманским Harja-waldur и Тацитовым Chariovald.
 
Здесь важно обратить внимание и на то, что смысловое содержание как приведенных древнескандинавских, так и древнегерманских имен с основой herr-/her- составляет ряд, чужеродный по духу имени Герман, распространенному среди христианских святых и других отцов церкви. Поэтому небезосновательным будет предположение, что имя Герман/Herman/Hermann имеет совершенно иное происхождение, нежели древнескандинавские и древнегерманские имена с основой her-, варианты har- или her(j), имеющие значение «войско», «рать», «ватага», «воинство».
 
Объяснение можно найти, учтя такой вариант имени Herman/Hermann как Arman, Armin. Примером может послужить имя знаменитого предводителя герусков Арминуса/Arminus (16 до Р.Х. – 21 после Р.Х.), разбившего римские войска, в честь чего в Германии был воздвигнут памятник под названием Hermannsdenkmal (1841). Как видно, имя Армин/Arminus в этом монументе воспроизводится в форме Hermann.
 
Мне удалось найти шведскую статью об имени Armin как индоиранском мужском имени. Эта статья встретилась, к сожалению, только в шведской Википедии, следовательно, ее сведения нуждаются в основательной проверке. Однако как информация к размышлению она вполне годится. В статье указывается, что Армин/Armin является именем с арийскими корнями, встречается в Иране, в Индии и Боснии, лат. Arminus дало нем. Herman. Но остается неясным, сообщает автор статьи, как это произошло, т.е. как имя из Индии и Ирана оказалось в европейских именословах.
 
Сейчас, используя то, что мы знаем о древней истории Восточной Европы, начиная с III тыс. до н.э., со времени расселения там ариев и древних русов – носителей гаплогруппы R1a, и представителей их дочерних ветвей, расселившихся позднее по Западной Европе, мы можем эту связь определить. По словам А.А. Клёсова, «…носители гаплогруппы R1a, фактически, праславяне или, во всяком случае, их братья преобразовали не только восток во II тыс. до н.э., выступая как арии (Индия, Иран, Средняя Азия, Ближний Восток, Северный Китай), но и не менее (возможно, и более) кардинально преобразовали и запад, выступая как исходные кельты. Западная и Центральная Европа – культурный продукт праславянской Русской равнины».
 
Применительно к исследованиям антропонимикона это означает, что корни многих архаичных имен следует искать в Восточной Европе, начиная от III тыс. до н.э., не минуя и древнерусскую традицию, поскольку в том числе и носители гаплотипа R1a-Z280, которые отождествляются мною с древними русами, дали отводки дочерних ветвей в Центральную и Западную Европу. Отсюда и мой вывод о том, что варианты имени Herman, Arman, Armin, Germain (Жермен), Germanaricus стоят в одном ряду с именем западнославянского божества плодородия Герман и имеют корень ер, где her- является просто вариацией этого корня по примеру Яровит-Геровит (Herovit).
 
Рюгенским аналогом западно-поморского Геровита был бог рюгенцев Руевит – обладатель семи ликов. Это качество находит свою параллель в авестийском мифе о «семи каршварах», согласно которому мир делится на семь областей-каршваров. Их представляли в виде кругов, самый большой из которых – Хванирата – населен людьми. В середине Хванираты поднимается вершина высокой горы Хары, с которой стекает Харахвати, а солнце вращается вокруг нее так, что одна половина мира всегда погружена в темноту, а другая освещена. По зороастрийским представлениям, самый большой круг расположен в центре, а остальные шесть окружают его и отделены друг от друга водами и густыми лесами. Известная иранистка М.Бойс заметила по этому поводу, что подобная картина зороастрийского мира была вполне правдоподобна для жителей юга Восточной Европы и территорий к востоку от Волги, где арии проживали в III-II тысячелетиях до н.э. (Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988. С. 14).
 
Поскольку имя Герман стоит в одном ряду с древними божествами производительных сил, генетически связанными с культами Солнца, то первая основа этого имени яр-/ер- и связана с высшим проявлением этих сил, которые в древнерусском языке выражены понятием ярь. Имя Герман, как было упомянуто выше, сближается с Ярилой и Яровитом/Геровитом. Поскольку Яровит являлся как богом плодородия, так и богом войны (аналогом Марса), то, возможно, нельзя исключать, что первая основа его имени, которая на южнобалтийском побережье была озвучена как her-, повлияла на германоязычную лексику, которой была заимствована только одна семантическая характеристика имени божества, а именно, связанная с войной, и с этим содержанием была там освоена.
 
Вторая часть имени ман-, возможно, пришла из германских языков, поскольку симбиотичность имен и составление их путем комбинирования элементов разных языков – явление известное. Однако композит ман- совсем необязательно должен быть германоязычным, т.е. выступать в значении «man» как «человек», что было бы совсем нелогичным в имени божества. Но в европейской лексике есть -ман от древнегреческого mania «страсть», «влечение», что в современных языках присутствует в словах «библиоман», «эротоман» и т.д., где вторая составная часть обозначает любовь или влечение к тому, что выражено в первой части.
 
При таком толковании имени Герман становится понятным популярность этого имени среди деятелей церкви, людей, прославившихся святой и миссионерской деятельностью, или среди прославленных предводителей с сильными харизматическими качествами. Связь имени Герман с лат. germanus «единоутробный» может быть обратной: germanus от Германа, а не наоборот. Имена богов, как уже упоминалось, служили источником словотворчества, многие их эпитеты осваивались лексикой как имена нарицательные и в родном языке, и в переводах на другие языки. Утверждать, что слово germanus было исходным для имени Герман можно только в том случае, если есть четкая хронология процесса словообразования, т.е. сведения о том, что слово germanus древнее имени Герман. Однако таких сведений нам не предоставили. Ко всему прочему известно, что как раз теонимы обладают более глубокой древностью. Таким образом, сторонникам рассуждений о первичности германских корней в ономастике не мешало бы подумать о том, что германские имена (как минимум, многие из них) могут оказаться исходно «гéрманскими» именами, т.е. именами, вышедшими из Восточной Европы, по примеру западноевропейских Германов, Арманов, Жерменов, рожденными от такого источника как южнославянский теоним Герман – один из вариантов древнерусского Ярилы.
 
Но на пути к признанию такого факта стоит множество стереотипов, рожденных в частности, рудбекианизмом. Во многих работах я писала о том, что у данного политического мифа применительно к древнерусской истории было две составляющие. Одна из них хорошо известна: идея шведо-варягов, которая оформилась как норманизм и в этом качестве активно обсуждалась в исторической науке. Вторая – это рудбековская идея этнической карты Восточной Европы в древности, к которой восходят истоки наших представлений о том, что русские появились в Восточной Европе позднее других народов и подчинили живших там финнов, а славяне вообще выделились из балто-германской общности, соответственно, если кто у кого и заимствовал, то это, в первую очередь, славяне – у балтов и германцев, а не наоборот. Поэтому пристальный и нелицеприятный анализ имени Герман представляется небольшой вешкой на пути преодоления названных стереотипов.
 
Лидия Грот,
кандидат исторических наук
 
Перейти к авторской колонке
 

Сообщение от Переформата: серьезная просьба интересующимся – направить короткое сообщение с предварительной заявкой на тест. Если не будет первой тысячи участников, то проект московской ДНК-лаборатории притормозится до лучших времен. Спасибо тем, кто уже написал, таких уже немало! Повторно просим не отправлять, всё что вы отправили – было принято. Заявку можно оставить здесь, никаких финансовых обязательств она не несет, просто сообщение о намерениях, если вас в будущем всё устроит.

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

21 комментарий: Имена гермАнские или гЕрманские?

Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
     
Наши друзья