Весна и чествование женщины цветами – древнейшая европейская традиция. В честь богини Артемиды был назван первый весенний месяц март как артемизион. Ей – владычице полунного мира и матери – кормилице посвящались веселые праздники с карнавальными действиями и танцами. В Риме в честь богини Венеры был утвержден особый весенний праздник, праздновавшийся в апреле. Роза – прекраснейший из цветов – был посвящен Афродите/Венере. В древнеруской традиции цикл весенних женских праздников с песнями – веснянками открывали богиня брака и веселья Лада (Мати-Лада) и ее дочь, увенчанная венком Леля/Ляля. Цикл этот начинается с марта – апреля (22 апреля – девичий праздник «ляльник»).
 

 
Но менее известно, какую исключительную роль вообще играл культ женского божества в истории народов Восточной Европы, т.е. как в истории наших предков – древних русов, так и в истории других народов нашей страны. Исследователи античности отмечали, что известные предания об амазонках на берегах Азовского моря отражали ту исключительную роль женщин в жизни местных племен, где женщины выступали не только как воительницы, но и как предводительницы и воинственные царицы целых народов. Это был культ Великого женского божества, распространенный в древности по всей Восточной Европе.
 

Образ Великой Богини и Владычицы остался запечатленным в древнерусской традиции в северной вышивке. Весь Русский Север – от Пскова на западе до обширных архангельских краёв на востоке – изобилует вышитыми трёхчленными композициями, включающими женскую фигуру в центре, часто несоразмерно крупную, ее голова оформлялась как солнечный диск с короткими лучами, расходящимися во все стороны, – и две мужские фигуры по бокам или у ног её в роли «прибогов» – служителей богини. В средневековых русских поучениях рассказывалось, что был древнерусский обычай поклонения женским идолам: «кланяются написавше жену в человеческ образ», т.е. обычай поклонения вышитым женским изображениям (вышивать как «писать шёлком»). В русских сказках Василиса Премудрая и Прекрасная воплотила в себе триаду: Владычица или Хозяйка, воплощение Красоты и Мудрости.
 
Поклонение Небесным владычицам и Солнечным девам было известно и у народов урало-алтайской семьи языков, т.е. было распространено на всем пространстве нынешней России, что также отразилось в фольклоре многих народов Севера и Сибири.
 
Православие понимало важность древних традиций для народа и, критикуя их ритуальную сторону, приурочило к большинству из древнейших праздников христианские великие даты. Древнерусские женские праздники стали праздниками Богородичного цикла или праздниками, установленными в честь Пресвятой богородицы. Праздники эти охватывали время от осенних циклов с древними традициями поклонения рожаницам или богиням, покровительствовавшим рождению и плодородию. В христианское время праздник рожаниц стал Рождеством Богородицы (8 сентября). Весенние женские праздники были приурочены к Благовещению Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля). Циклы женских праздников пронизаны астральной силой: сентябрь – осеннее равноденствие, март – весеннее равноденствие.
 
Известно, что древнейшие священные даты использовались политикой. Так, западноевропейская традиция Вальпургиевой ночи была подменена праздником солидарности трудящихся 1 мая. Можно предположить, что подсознательная память о древних женских праздниках пробудилась в известное время в головах деятельниц левого женского движения и воплотилась в международный Женский день 8 марта. Но в РСФСР, возникшей из расчлененной России, этот день очень рано принял именно форму Женского весеннего праздника с прославлением женщины цветами и подарками (что на Западе категорически не воспринимается). Думаю, это духи наших великих сестер – восточноевропейских Великих богинь и Матерей пробудились в нашей памяти и вдохновили чествовать Женщину, как ее чествовали по весне еще на заре нашей истории. Думаю, пора нам осознать это.
 
Поэтому выступаю с инициативой возродить Весенние женские праздники на основе древней традиции, уходящей в глубину нашей собственной истории, веселые светлые праздники в честь Её Великой, способной дарить жизнь и радость красоты и мудрости. Март был началом этих празднований, пусть этим днем останется 8 марта!
 
С весенним Женским праздником вас, сестры мои! С артемизионом, с памятью о наших великих предшественницах – царицах и берегинях земли нашей! Цветов вам и радости без меры!
 
Лидия Грот,
кандидат исторических наук
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

7 комментариев: Весенние женские праздники – древнейшая традиция

  • Евгений Нефёдов говорит:

    Интересная информация! Пользуясь случаем, хочется поздравить и уважаемую хозяйку колонки! С 8 марта Вас, дорогая Лидия Павловна. Примите, пожалуйста, все самые наилучшие пожелания!

  • Дмитрий говорит:

    С праздником, дорогие женщины!!!

  • Юлия Ю. говорит:

    С прошедшим придуманным праздником. Ясно, что нельзя придумать то, чего не было никогда. А заодно и с приближающимся Наврузом. Блины закончатся – на сумаляк перейдем. Это ритуальное лакомство только женщины готовят. Посиделки у молодых невесток отметим. Величальный «Ер-ЕР» для женщин послушаем. Весна – наше время!

    • Liddy Groth говорит:

      >> Посиделки у молодых невесток отметим. Величальное «Ер-Ер» послушаем.
       
      Спасибо за интересный комментарий! Мне уже поступило предложение от коллег развернуть мой поздравительный «этюд» в статью о традициях весенних женских праздников у народов России. Я стала откладывать материал, поэтому Ваш комментарий – в фонд будущей статьи. Мне это особенной интересно, поскольку, с одной стороны, тема женских праздников соприкасается с моими исследованиями о матрилатеральности – наследование власти по линии матери, с другой стороны, уходит к еще одной моей теме – о генезисе российской полиэтничности.

  • Doq говорит:

    8 марта 1917 года – это Пурим (14 адара 5677 года). Собственно, отсюда и праздник этот. Об этом давно известно. Если уж хотите что-то такое праздновать – давайте уж 30 марта – Ладодение, в честь богини нашей матушки Лады.

  • Александр Фёдоров говорит:

    Уважаемая Лидия Павловна, хочу сделать небольшие замечания к Вашей статье.
     
    1) Сейчас в России православные люди в качестве «женского дня» празднует праздник Жен-мироносиц, отмечаемый во второе воскресение после Пасхи. Этот праздник могли бы праздновать и те, кто не принадлежит Православной церкви, т.к. в основе празднования присущее женщинам милосердие.
     
    2) На Руси существует древняя традиция поклонения Прародительнице – Пятнице (впоследствии святая Параскева Пятница). Почитают Пятницу и южные славяне (святая Петка). До нач. 20 в. в годовом цикле широко было распространено почитание 12 пятниц, существует множество Пятницких улиц, ворот, храмов. По воспоминаниям известного революционера-анархиста кн. П. Кропоткина, после отмены крепостного права их бывшие крестьяне устроили сход, на котором постановили запретить какие-либо работы в два дня – в воскресенье и в пятницу (см. «Записки революционера»).
     
    Поклонение Прародительнице Пятнице восходит к очень древним временам, к тому времени, когда наши предки жили вместе с ариями. Сравните санскритские слова: Pitar [питар] – отец; «Отец» (эпитет Неба и Земли; эпитет Варуны; эпитет Брихаспати, наставника богов; эпитет Праджапати); Питары (предки умершие и почитаемые как божества). Pitāmaha [питамаха] – 1) дед (по отцу); 2) «Прародитель» (в т.ч. эпитат Брахмы); 3) предки – Питары Pitāmahi [питамахи] – 1) бабушка (по отцу); 2) прародительница. Во всех этих словах – корень «пит». Учитывая то, что гласные очень неустойчивы, корню «пит» соответствует корень слова «пятница» – «пят», «ниц» – это суффикс.

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
   
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
  
Наши друзья