Недавно меня попросили написать небольшую статью о варягах для немецких читателей. Задача оказалась не самой простой – нужно было написать кратко и концептуально. Итак, варяги – легендарные основатели российской государственности. Этот народ вместе с восточными славянами и финно-угорскими племенами стоял у истоков Древней Руси, открывал первые страницы истории России. «Повесть временных лет» упоминает другое имя, самоназвание варягов – Русь, и перечисляет их в ряду древних северных народов.
 

 
Говорится, что варяги во главе с князем Рюриком были «призваны» в Новгород, по другой трактовке – в Старую Ладогу, и заложили основы первого русского государства и династии Рюриковичей. Однако летописец не оставил подробностей о происхождении варягов, поэтому «варяжский вопрос» стал дискуссионным в науке.
 
Известно, что варяги пришли «из-за моря», что дало основания считать их выходцами из Скандинавии. В XVI-XVII веках благодаря шведским писателям-романтикам к истории Швеции приписывались многие сюжеты античной истории, легендарный народ готов, а также древнерусские варяги. Последнее обстоятельство помогало шведской короне обосновать территориальные претензии на северорусские земли. Провозглашалось, что если древние колонисты северо-западной России – варяги – происходили из Швеции, то и в Смутное время начала XVII века шведы имели право «вернуть себе» часть тогдашней российской территории. А имя готов, присвоенное тогдашними шведами по созвучию с названием шведской области Гёталанд, должно было осенять всё это ореолом славы древнегерманской истории.
 

Современные исследователи приходят к выводу, что подобные умозаключения появились в рамках готицизма – своеобразного идейного течения, особенности которого хорошо показывают, например, Фрауке Хилебрехт в статье «Скандинавия – родина готов? Готицизм как основа нордическо-шведского самосознания» или российская исследовательница Лидия Грот в серии своих работ. Готицизм в качестве исторического мифа надолго обосновался в историографии, влияя на ученые умы. Положение о том, что варяги – это выходцы из Швеции, впервые сформулированное в начале XVII века, разделяли и по привычке продолжают разделять многие исследователи. В России это явление получило название «норманской теории», согласно которой варяги-русы были выходцами из Скандинавии, норманнами-викингами.
 
Ключевым аргументом сторонников шведского происхождения варягов является наличие в южной части Швеции области с названием Рослаген, которое будто бы связано с именем Русь. Однако исторические документы свидетельствуют о том, что наименование Roslagen (точнее, Rodzlagen) впервые появляется лишь в самом конце XV века (прежнее название – Roden). А учитывая геофизические данные, фиксирующие имеющий там место феномен постепенного поднятия морского дна и превращения его в сушу, Roslagen стал пригодным для обитания только к XIII веку. Конечно, эта область не могла быть прародиной варягов, которые уже в IX веке объединили под своей властью огромную территорию – первые древнерусские столицы Киев и Новгород.
 
Искать следы варягов нужно в другом месте – на противоположном, южном берегу Балтийского моря. Российский академик Валентин Янин, который более 50-ти лет вёл археологические раскопки в Новгороде, высказался об этом довольно определённо:
 

Решено было отправить послов к Рюрику, к тем варягам, которые называли себя Русью. Проживали они на территории южной Балтики, северной Польши и северной Германии. Наши пращуры призвали князя оттуда, откуда многие из них и сами были родом. Можно сказать, они обратились за помощью к дальним родственникам.

 
Снова обратимся к «Повести временных лет». Не рассказывая о происхождении варягов, летописец достаточно точно указывает их географическое местоположение: «…по томоу же морю седят къ западоу до земля Агляньскии». То есть варяги населяли побережье Балтийского моря вплоть до «земли Агляньской» на западе. Летописец дал довольно точную локализацию. Самая западная оконечность побережья Балтийского моря – это историческая область Ангельн в сегодняшнем Шлезвиг-Гольштейне, бывшая прародиной племени англов, откуда они в своё время переселились в Британию. Совсем рядом, тоже на Балтийском побережье, располагается другая историческая область – Вагрия (или Waierland, Wagerland), которая на западе как раз граничит с Ангельн. Это максимально точное совпадение с описанием «Повести временных лет». Поэтому, на наш взгляд, Вагрия в восточном Гольштейне является наиболее реальным претендентом, чтобы считаться прародиной летописных варягов.
 

 
Недалеко фиксируется также «русская» топонимика – например, деревня Russow, которая впервые упоминается в источниках в XIII веке в связи с церковной историей соседней земли Мекленбург – Передняя Померания. Это было как раз время христианизации славян-вендов. Поэтому нет смысла обращать свой взор на шведский Roden-Roslagen, который только-только поднимался из морской пучины и был практически незаселённым.
 
Ещё в начале нашей эры римский историк Тацит писал, что на побережье Балтийского моря обитают Anglii, а рядом с ними – Varini. По всей видимости, их же мы встречаем у других античных и средневековых авторов: Varinnae у Плиния Старшего, Varni у Прокопия, Waari или Wari у Видукинда, Waari у Саксонского анналиста, Wari у Титмара. В немецкой традиции они именовались Wagrier.
 
Впрочем, форма Waigri впервые встречается у хрониста Адама Бременского в XI веке, вслед за которым Гельмольд использует написание Wagiri, перечисляя это племя наряду с ободритами и другими балтийскими славянами. При этом Гельмольд употребляет также форму Wairensium, которая близка к написанию имени Varini, Wari в других исторических источниках.
 
Можно ли связывать варов-варинов с варягами древнерусских летописей? Это вопрос специального лингвистического исследования. Можно предположить, что при утрате носовых гласных в языке восточных славян получилось древнерусское «Варязи» через промежуточную форму Wari, и далее – современное русское слово «Варяги». Возможно, преобразование произошло через суффикс –ing, как в случае Jatving – в русском ятвяги (западно-балтийские племена) или у других балтийских славян: Polabingi (также Polabi) или Smeldingi. Это могло быть связано с некоторыми языковыми особенностями, например, у кашубов – одного из западнославянских народов – сохранилась балтская форма Kuling, вместо славянской «Kulik».
 
Однако точное летописное указание на местоположение варягов в области Вагрия в восточном Гольштейне свидетельствует в пользу тождества Varini (лат.) = Wagrier (нем.) = варяги (рус.). И этот исторический факт непременно должны учитывать лингвисты. Возможно, при русско-немецком переводе слово «варяги» (Waräger) нужно начать напрямую переводить как Wagrier (вагры), чтобы не допускать путаницы в наименованиях-синонимах.
 
Столицей и главной крепостью варягов-вагров был город Старигард, сейчас известный как Oldenburg (ранее – Aldinborg), что является немецким аналогом прежнего названия. Сегодня недалеко от остатков древних валов располагается Oldenburger Wallmuseum. Его руководитель госпожа доктор Стефани Барт прилагает немалые усилия по сохранению местного культурного наследия. В самом музее представлены экспонаты с характерными чертами для древнерусской культуры, что только усиливает мысль о тесных средневековых связях Вагрии в Гольштейне и Руси. Информационный стенд гласит: «Новгород – торговый партнер Ольденбурга». Собственно, в этом нет ничего удивительного, потому что один был «Старым варяжским городом» (Oldenburg-Starigard) в восточном Гольштейне, а другой – «Новым варяжским городом» (Nowgorod-Neugard) в северо-западной России.
 
Традиция связывать варягов с гольштейнской Вагрией была хорошо известна у средневековых немецких авторов. Сигизмунд Герберштейн в книге «Rerum Moscoviticarum Commentarii» (1549) писал:
 

Если принять во внимание, что они (т.е. русские – прим.) сами именуют Варяжским море Балтийское и то, которое отделяет от Швеции Пруссию и Ливонию, а затем и часть их собственных владений, то я лично полагал, что князья их были, по соседству, или шведы, или датчане, или пруссы. Далее, по-видимому, славнейший некогда город и область вандалов, Вагрия, была погранична с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило, по мнению некоторых, название от этой Вагрии, и при том само оно и тот залив, который отделяет Германию от Дании, равно как Пруссию, Ливонию и, наконец, приморскую часть Московского государства от Швеции, и доселе ещё удерживает у русских своё название, именуясь Варецкое море, т.е. Варяжское море. Сверх того, вандалы в то же время были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию. На основании этого мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее от вагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком.

 
Позднее аналогичной точки зрения придерживался выдающийся немецкий ученый, основатель и первый президент Берлинской Академии наук Готфрид Вильгельм Лейбниц:
 

В одном из своих поздних писем Лейбниц высказывал мнение о происхождении Варягов: он считал, что Рюрик был датского происхождения, поскольку это имя часто встречается в Скандинавии, а у Славян широкого распространения не имело. Но Рюрик пришел в Россию не из Дании, а из Вагрии – населенной славянами из области возле Любека. Эта Вагрия завоевывалась неоднократно Датчанами и Норманнами. Из слова «Вагрия» русские могли сделать слово «варяги».

 
Таким образом, идея связывать древнерусских варягов с гольштейнской Вагрией имеет давние традиции в немецкой научной мысли. И вплоть до сегодняшнего дня эта идея находит сторонников и в России, и в Германии – тех, кто заинтересован в объективном изучении и популяризации совместной русско-немецкой истории. Это наиболее перспективное направление дальнейших исследований.
 
Существование области с названием Вагрия, летописное свидетельство о проживании варягов «к западу до земли Агляньской», традиция позднеантичных и средневековых авторов – это факты, которые буквально лежат на поверхности. Те факты, которые красноречиво указывают на прародину варягов в современной немецкой федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн, включая остров Фемарн. В направлении Старигард – Новгород и обратно шёл постоянный и взаимный культурный обмен. По всей видимости, активные военные, торговые и династические контакты привели, в конечном итоге, к тому, что в IX веке варяги под предводительством князя Рюрика нашли себе новую родину на востоке.
 
К сожалению, объективная история варягов-варинов отошла на второй план после широкого распространения «викингского» бренда, который упорно продвигался в рамках готицизма и «норманской теории», а теперь держится в популярной литературе и в туристическом бизнесе. Миф подменил реальность. С тех пор всех без исключения балтийских мореплавателей зачастую именуют «викингами», совершенно не задумываясь над банально простым значением этого слова – «пираты». И, конечно, забывая о том, что в реальной истории пираты никогда не отличались позитивной ролью и, тем более, никогда не стояли у истоков государственности. В российской истории эту роль сыграли не абстрактные пираты-викинги, а конкретные выходцы из области Вагрия в восточном Гольштейне – варяги. И те варяги звались Русь, как писал древний летописец.
 
Vsevolod Merkulov: Ost-Holstein – die Heimat der altrussischen Waräger // FederКиль, Nr. 10 (pdf)
 
Всеволод Меркулов,
кандидат исторических наук
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

15 комментариев: Варяги с южного берега Балтики (кратко и концептуально)

  • Евгений Нефёдов говорит:

    Отличный текст. В качестве дополнительных иллюстраций «земли Агнянской» на южном берегу Балтики – несколько карт, на которых изображена соответствующая область – во времена античности, ВПН, и в раннем средневековье.
     
    Сначала несколько разных карт по данным античных авторов:
     

     



     
    Далее «Германия Магна» по Птолемею:
     

    Следующая карта относится уже к эпохе ВПН: англы с саксами и ютами частично уже переселились в Британию:
     

    Далее карта, которая, насколько я понимаю, основана на германском эпосе, то есть относится к раннему средневековью:
     

    Ну и ещё одна современная подробная карта Ютландии, на которой также обозначен Ангельн:
     

    • V. M. говорит:

      Спасибо, уважаемый Евгений, за хорошее дополнение!

  • Виталий говорит:

    Спасибо! Побольше бы таких ясных и четких статей!

  • СергейС говорит:

    >> Информационный стенд гласит: «Новгород – торговый партнер Ольденбурга». Собственно, в этом нет ничего удивительного, потому что один был «Старым варяжским городом» (Oldenburg-Starigard) в восточном Гольштейне, а другой – «Новым варяжским городом» (Nowgorod-Neugard) в северо-западной России.
     
    Это, на мой взгляд, удачная связка: Старград, современный Ольденбург – варяги – Новгород. Такое словосочетание должно придти на смену старому: варяги – скандинавские викинги – шведы. В широких массах не запоминают детали и подробности, но хорошо знают контрольные слова. Это тоже надо использовать для распространения новых знаний. Ещё можно добавить совсем немного истории. Ольденбург — город в ФРГ. Находится на полуострове Вагрия. До XII века являлся столицей славянского племени, которое в немецких источниках известно как вагры. Столицей и главной крепостью варягов-вагров был город Старигард.

  • Константин говорит:

    Очень интересная статья. Спасибо. Но я бы все-таки поостерегся отождествлять варягов и русь. Источники их разделяют. В частности еще академик Тихомиров указал, что и НПЛ младшего извода, и Ипатьевский список ПВЛ разделяют варягов и русь, как разные народы. Постоянно варяги и русь разделяются и далее – в летописных сообщениях 10-13 вв. Собственно, о том, что варяги и русь – это один народ говорится всего лишь раз, в ученом комментарии позднего (12 век) компилятора, которому, очевидно, была известна балтийская («варяжская») русь – руяне. На этом основании он отождествил варяжских князей, предков Киевской династии, с русью. Благо название Русской земли указывало на родство двух народов.

    • V. M. говорит:

      Спасибо за Ваш отклик. Понятие «русь» просто оказывается шире в источниках, чем понятие «варяги», это отдельная и важная тема. Определённое размежевание этих понятий, о котором Вы пишите, действительно имеет место быть. По всей видимости, это зависит от того, в каком контексте упоминаются сами варяги, в «узком» или «широком» смысле. В конце концов, варяги – это и конкретное племя, и более позднее собирательное наименование выходцев из Балтийского региона. Летописи относятся как раз к тому времени, когда термин «варяги» начинал пониматься расширительно (этот вопрос исследовал, в частности, проф. В.В. Фомин), а понятие «Русская земля» вполне уже устоялось.

  • Paul говорит:

    Hi, kleine Korrektur / Verbesserung. In der PDF, Seite 5 ganz unten:
     
    […] 9. Jahrhundert Riesengebiete zwischen Kiew und Nowgorod unter ihre Pfanne vereinigt hatten, […]
     
    Das muss «unter ihre Fahne vereinigt hatten» heißen! Pfanne = сковородка. Fahne = Флаг, Знамя.
     
    V zelom, uvazhaju, blagoe delo!
     
    Paul

  • Liddy Groth говорит:

    Прекрасная статья. Автор сумел решить сложнейшую задачу, а именно: раскрыть гигантскую проблему этноса и родины летописных варягов, а также Варяжской Руси кратко, но предельно четко и полно. Очень хорошо обосновано родство этнонимов варягов и варинов/варов, которые при адаптации к немецкому языку стали трансформироваться в вагров от топонима Вагрия. Это очень важный вопрос, поскольку норманисты продолжают свои беспочвенные настояния на «скандинавской» этимологии слова варяг, не приводя никаких новых аргументов и источников. Вот один из примеров: «Слово варяг (множественное число варязи), – повторяет Мельникова в статье, опубликованной в 2009 г. в журнале «Родина», – морфологически членится на корень вар- и суффикс -ягь. Этот суффикс происходит из древнескандинавского суффикса -ing, обозначающего принадлежность к определённому роду… или к иной общности… и зафиксирован в русском языке в таких словах, как бур-ягъ, колб-ягъ, ятв-ягъ, – заимствованиях с этническим или этно-профессиональным значением. Оставим в стороне этимологию корня вар- (по общему мнению, скандинавскую – от слова var «обет, клятва»), зададимся простым вопросом: на основании чего сопоставляются как родственные корни wagr- и var-? Если они действительно этимологически связаны, то откуда взялось g- в wagr- или почему оно пропало в var-?» (Мельникова Е.А. Ренессанс средневековья? Размышления о мифотворчестве в современной науке //Родина, 2009, № 3. С. 56-58).
     
    На мой взгляд, здесь хорошо видна натянутость аргументации Мельниковой. Во-первых, безапелляционный тон относительно происхождения древнерусского ягъ- от ing- не может быть принят, поскольку участие ing- в процессе словообразования как раз для этнонима ятвяг на сегодняшний день убедительно оспаривается литовскими лингвистами: Mažiulis V. Prūsų kalbos etimologijos žodynas. I-K. Vilnius, 1993. P. 7-12. Вероятно, этот лингвистический постулат о примате суффикса ing- также возник под влиянием догмы о примате германского во всём, а не на основе объективного лингвистического исследования.
     
    История Южной Балтии сохранила много архаики. И одним из таких реликтов является, между прочим, упомянутый Мельниковой корень var-, у которого за тысячелетия накопилось много значений. Одно из них сохранилось в санскрите и тохарском как вода. Но есть и значение «обет, клятва». К этому значению как якобы древнескандинавскому апеллируют норманисты со времен Куника и Фасмера. Но думаю, что var- в значении «обет, клятва» отыскивается в авестийском – мне надо немного поработать с этой догадкой.

    • V. M. говорит:

      Вы совершенно правы, уважаемая Лидия Павловна! Я о том же говорил уже довольно давно. Помните, на той самой легендарной конференции «Начала Русского мира» в Санкт-Петербурге в 2010 году, где мы с Вами принимали участие. Процитирую ещё раз фрагмент из своего тогдашнего выступления:
       
      …Написание «вагры» (Wagiri) отнюдь не являлось традиционным для источников. В этом смысле Гельмольд является даже, скорее, исключением, отчасти следуя за Адамом Бременским, который использовал написание Waigri. В широком перечне других исторических документов этот этноним также локализуется на южно-балтийском побережье, но указывается как «варины» или «вари»: Varini (Тацит), Varinnae (Плиний Старший), Varni (Прокопий), Waari и Wari (Видукинд), Waari (Анналист Саксон), Wari (Титмар)…
       
      По этой причине нет необходимости доказывать лингвистическую связь между формами «варяги» и «вагры», т.к. последняя является исключением, отклонением от «нормального» написания. Естественно, настаивая на обратном, оппоненты уводят обсуждение проблемы в сторону. В результате мнимая проблематика отдаляет историков от решения актуальных вопросов. Однако форма «варины» или «вари» довольно однозначно соответствует летописному написанию «варязи».

       
      Норманисты, естественно, так и поступают – требуют непременно доказать, как слово «вагры» превратилось в слово «варяги». То есть вопросом они в принципе не владеют, не знакомы с тем, что указано в источниках. Ну да шут с ними. Г-жа Мельникова относится к советским историкам прошлого XX века, её взгляды остались и того раньше, в XVIII-XIX веках (а ещё пишет о каком-то «ренессансе средневековья»), в новое тысячелетие они не прошли и не перейдут, от своих заблуждений на старости лет не откажутся…
       
      А за Ваш отзыв, естественно, спасибо!

  • Бадретдинов Павел говорит:

    Сегодня рассуждаем о государственности из Голштейна, а потом опять англо-саксонскую династию Ольденбургов, в лице ее дочерней ветви Романовых, позовем княжить? Или репарации платить согласимся? В чем смысл увода истока нашей государственности на запад? Я никак не могу согласиться, что мы кого-то призвали! Это просто не логично! Да и все хронисты, приведенные вами, отождествляют варягов с теми краями, в силу правящей в те года в России династией Ольденбургов. Если б это было так, Романовым не пришлось бы совершать переворот и узурпировать власть, они бы и так ее получили. Но нет, им пришлось перебить законных царей, и затем, в Смутное время, купив голоса бояр, захватить власть, по сути колонизировав Русь. О чем можно судить, изучая их политику по отношению к своему народу.
     
    Так что, господа, какую финальную цель вы преследуете? Возвращение монархии и приглашения Романовых? Нормандская теория разгромлена в пух и прах еще при СССР, теперь решили к немцам привязать?

    • V. M. говорит:

      Да, Вас всю жизнь обманывали. Летописец наврал. Варягов не было. Романовы – кровавые злодеи, до сих пор рвущиеся к власти, и т.д. и т.п. Кругом подкуп и подтасовки. Вот такую «альтернативную» картину русской истории из собственного воображения Вы нам только что представили. Не позавидуешь.

  • Павел Бадретдинов говорит:

    Если же Вы так не считаете, то приведите примеры противного? Соборное Уложение 1649 года, не есть приравнивание крестьян к рабам? В целом политика Романовых не есть политика колонизаторов? Только не говорите об Александре II, этот царь был исключением, в следствии чего и был убит. Объясните, нам простолюдинам, поведение и реформы Петра I и его помощника Лифорта?
     
    И ответьте, наконец, какую цель вы преследуете привязывая истоки государственности Руси к Европе? Ведь еще Ломоносов утверждал, что еще до прихода Рюрика, Русь имела государственность, своими князьями управляемая. Все же хотите Романовых позвать или репарации выплачивать, опять же с простого народа? Ведь нет дыма без огня.

    • V. M. говорит:

      В Вашем комментарии критическая масса несуразностей превышает тот предел, чтобы воспринимать его серьёзно. Так бывает. Но ответы на все Ваши вопросы, поставленные столь нелепо (извините уж), есть, причем здесь же, на Переформате, в разных статьях разных авторов. Но я бы Вам рекомендовал начать просто с общей матчасти вроде Лефорта, чтобы лучше понимать, о чем вообще идет речь… И поменьше увлекаться «альтернативной историей», это чувствуется…

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
   
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
  
Наши друзья