Что, собственно, подразумевается под современными христианскими практиками? Это понятие наводит на мысль, что, может быть, на самом деле существует «практическое» христианство в противовес «теоретическому»? О наличии этих двух видов христианства вроде бы даже свидетельствует и Священное Писание: Апостол Иаков говорит: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26), а Апостол Павел, наоборот, пишет Галатам: «Не делами Закона получает оправдание человек, но только через веру в Иисуса Христа» (Гал. 2:16). И не служат ли две сестры Лазаря — Марфа и Мария — образцами для деятельного и созерцательного служения Христу Богу (см. Лк. 10:38-42)?
 

 
Проблема современного христианства как раз и заключается в том, что в сознании большинства современных православных людей не существует понятия о взаимодействии христианских «практики» и «теории». У нас, с одной стороны, на сегодняшний день есть много церковных людей, которые уделяют чрезмерное внимание внешней, обрядовой и формальной стороне веры: соблюдают посты, исполняют молитвенные правила, одеваются «как положено», посещают «старцев», усвояют лексику благочестивых людей, но при этом продолжают осуждать ближних, ненавидеть людей другой веры или национальности, отталкивая таким образом от себя и от Церкви людей, стоящих только на пороге храма.
 
С другой стороны, большинство наших крещеных людей (кроме обязательного освящения куличей на Пасху) устраняется от живого участия в церковной жизни, утверждая, что у них «Бог в душе». Это им нисколько не мешает жить как заблагорассудится: совершать аборты, частенько менять «спутников жизни», обманывать, воровать, но при этом носить золотой крестик на шее и считать себя «глубоко верующими людьми».
 

Вряд ли кто станет спорить со мной на предмет того, что ни тот, ни другой вид «христианства» не способен исполнить идеал, данный Христом в Евангелии: «Вы — соль земли». Соль имеет свойство сохранять продукты питания от порчи, она в совсем небольшом количестве делает пищу вкусной и полезной. Но если она теряет эти свойства, «она ни на что не годна, разве только выбросить ее вон, чтобы топтали ее люди»… (Мф. 5:13)
 
Давайте будем реально смотреть на вещи: в нашей современной христианской «практике» семьи продолжают разрушаться, на приходах царит холодность, анонимность, бессердечие; в монастырях — раздоры, младостарчество; везде кликушество, ханжество, идеологизирование, фанатизм, карьеризм; даже Поместные Православные церкви не способны жить без конфликтов между собой и внутри себя. Единственное утешение в том, что так, видимо, было во все времена, а Господь нас терпит и по сей день, так что мир еще существует и Церковь Христова стоит непоколебимо.
 
Но не могу я говорить только о негативном. Нам всем давно наскучили предсказания о вот-вот предстоящем конце света, о пришествии антихриста, о масонских заговорах, ИНН и проч. Разумеется, как пастырь я призван показывать конструктивные пути к достижению такого состояния, которое каждого из нас сделало бы способным «поддержать устойчивое общественное развитие». Показать, не учить! Ведь беда у нас как раз в том, что мы часто навязываем наше представление о единственно правильном пути и ближним, и посторонним, и даже случайно встретившимся людям. По словам Митрополита Антония (Блум), мы стремимся «совращать в Православие» других. Ведь именно у нас только что воцерковившиеся жены и матери только и делают, что терроризируют уговорами, упреками и наставлениями своих семейных, не желающих соблюдать все внешние мнимые и действительные церковные предписания в той мере, как они сами. Таковым, действующим «по ревности о Боге, но не по разуму» (Рим. 10:2), Апостол Павел напоминает, что «буква убивает, а Дух животворит» (2 Кор. 3:6).
 
Но как же быть на практике?
 
Жил когда-то язычник, к которому на работу нанимался христианин. Язычник согласился принять христианина на работу в огороде, но только при одном условии: что тот ему не будет рассказывать о Христе. Христианин согласился и взялся за труд. Проходит некоторое время и хозяин-язычник подходит к наемнику-христианину, падает пред ним на колени и произносит: «Умоляю тебя, научи меня быть таким, как ты!»…
 
Апостол Павел об этом же говорит в контексте брака: «Неверующий муж освящается верующей женой, а неверующая жена освящается верующим мужем» (1 Кор. 7:14). Итак, если мы, православные, действительно станем солью земли, тогда тысячи и миллионы вокруг нас спасутся… А ключ к такому христианскому идеалу предельно практичен: любовь, уважение, терпение, забота, поддержка.
 
Господь сказал: «По плодам их познаете их» (Мф. 7:16). Потому Апостол Павел уточняет: «Плод же Духа есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, воздержание: для таковых нет Закона» (Гал. 5:22-23).
 
Если мы научимся жить так друг с другом — в семье, в церковной общине, в рабочем коллективе, в подъезде, в обществе и государстве, то другие возгорятся желанием быть как мы, захотят жить вместе или бок о бок с нами. И это — мост к людям других конфессий и религий, модель мирного сосуществования разных наций и культур. Но начать мы должны с себя, по словам преп. Серафима Саровского из беседы с Мотовиловым: «Стяжи Духа Святого, и тысячи вокруг тебя спасутся».
 
Как христиане мы призваны жить по Евангелию, а Евангелие от нас требует ни много, ни мало, совершенства: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). – Спрашивается: можно ли требовать совершенства от несовершенных?! Ответ на этот вопрос прост: у нас есть Образец этого сочетания божественного совершенства и человеческой немощи — Богочеловек Иисус Христос. И Он от нас требует самое простое: «Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Итак, будьте как дети!..
 
Когда я несколько лет тому назад по YouTube показывал своим тогда еще маленьким детям массовое крещение, совершаемое в одном из православных храмов Конго или Кении, я, указывая на новокрещенных африканских детей, пояснил: «Это теперь ваши братия и сестры!» – Как велика была радость моих детей, что у них теперь есть темнокожие братья и сестры, ибо они правильно восприняли мои слова своими чистыми детскими сердцами.
 
Поэтому, нам необходимо стремиться к тому, чтобы у нас не была просто абстрактная и (практически) ни к чему не обязывающая «вера в Бога», но стремление жить для Христа, со Христом и во Христе. Вместе с Апостолом Павлом мы должны умереть для Закона, чтобы жить для Бога. «И живу больше не я, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). А это предполагает, что мы в каждом человеке будем видеть Христа: «Истинно говорю вам: что вы сделали для одного из братьев Моих меньших, то вы сделали для Меня» (Мф. 25:40).
 
Жить во Христе, значит, всегда и везде иметь Христа перед собой. А это значит, быть правдивым. Безумие вопроса Пилата: «Что есть истина?» (Ин. 18:38) заключалось именно в том, что Истина стояла в двух шагах от него! Ему следовало спросить: Кто есть Истина?!
 
Христос благодушно прощал самые тяжкие грехи, когда люди чистосердечно раскаивались в них. Но Он не находил общего языка с фарисеями, кичившимися своей внешней праведностью. А у нас так бывает: читаем молитвенное правило, встречаем там, например, такие слова: «аще брата моего обидех, или укорих кого гневом моим». Наверное, я за этот день раз пять обидел своего брата, притом в последний раз это было за полчаса до начала вечернего правила, а сколько раз я за этот день укорял людей гневом своим, вообще невозможно посчитать. Но, несмотря на это, данные глубокие молитвенные слова до моего сердца не доходят. Скорее всего, я их даже точь-в-точь перепишу на бумажку и повторю на исповеди, но с братом моим не примирюсь, прощения за гневные укорения ни у кого просить не стану и даже жалеть о своих промахах не буду. Ведь я все скажу на исповеди, что еще надо?!..
 
Так и православные сербские женщины в Косово совершали один аборт за другим, м.б. даже каждый раз ходили на исповедь, произнося: «Грешна, каюсь!» (у сербов именно так часто бывает), «получали прощение» и продолжали снова делать аборты, в то время как албанские женщины исполняли заповедь Божию: «плодитесь и умножайтесь» (Быт. 1:28). И теперь мы виним во всем мусульман, что они покушаются на исконно наши земли!..
 
Вот вам два примера «мертвых дел», внешне как бы согласных с христианскими практиками, но по внутреннему своему содержанию лишенных духа и истины.
 
А Христос от нас ждет правдивости во всем. Помните случай с Ананией и Сапфирой из Деяний Апостольских (гл. 5)? Эти супруги сильно были впечатлены тем, как другие христиане продавали все свое имение и клали вырученные деньги к ногам Апостолов, так что никто из первых христиан в Иерусалиме не испытывал нужды в чем-либо. Тогда Анания и Сапфира тоже решили продать свое имение, но часть цены утаили и оставили себе. Говорит Апостол Петр Анании: «Почему это наполнил сатана сердце твое, что ты солгал Духу Святому и утаил от цены земли? …Вырученное продажей не в твоей ли власти было? …Не людям ты солгал, но Богу» (Деян. 5:3-4). За этот грех Анания и Сапфира на месте пали мертвыми. Ведь они могли жертвовать сколько хотели: могли дать все, но могли и совсем ничего не дать. Они могли совершенно свободно распоряжаться своим имуществом. Но притворившись более щедрыми, чем они были, они предпочли похвалу от людей награде от Отца, Который на небесах (см. Мф. 6:1).
 
От нас Христос не требует определенной нормы благочестия или дел любви и милосердия. Мы совершенно свободны из любви к Нему и к ближнему распоряжаться сокровищами сердец наших. Но горе нам, если мы говорим: «Мы бы чаще хотели приезжать в храм, но это так далеко, а билеты на поезд такие дорогие», – но как только нас позовет подруга из далекого города приехать в воскресный день в гости, мы охотно оставляем все дела, садимся в поезд, в том городе ходим в кино, в кафе, детям покупаем мороженое и проч.
 
Конечно, это Ваше свободное решение, но не лукавьте же перед Богом, что «не можем, заняты, дорого, неудобно, погода плохая»… Или если мы утверждаем, что Бог у нас в душе, зачем нам Церковь?.. Позвольте осведомиться: сколько молитв Вы знаете? «Отче наш»? (Кстати, Вы задумались над тем, почему эта молитва произносится от множественного лица?..) Ну, а сколько хитов Lady Gaga Ваша дочь пропоет экспромптом, сколько героев компьютерных игр, не запинаясь, сможет перечислить Ваш сын? А Вы сами чего только не знаете о разных кинозвездах, а о Христе что сказать можете? – Ааа, Бог у Вас в душе, говорите?! – Да, разумеется, только какой это уж бог – Вам более или менее все равно.
 
И все же, если Бог найдет в нас полную правдивость, откровенность и искренность, то ее заметят в нас и прочие люди: верующие или неверующие, усердные христиане или теплохладные, инославные или представители других религий — ибо только тогда у них появится желание начать с нами взаимообогащающий культурный диалог, только тогда захотят они вести с нами непринужденный братский обмен мнений и взглядов.
 
Но если не будет у нас этого внутреннего соответствия идеалам нашей веры, мы услышим в ответ на наши увещевательные призывы к единственному спасительному пути слова, прозвучавшие в 19-ом веке из уст сибирских «дикарей» в адрес «цивилизованным» столичным миссионерам: «Мы знаем, что Христос — истинный Бог; мы знаем, что Евангелие — истинное Слово Божие; мы также знаем, что Православие — истинная вера. Только покажите нам хоть одного истинного христианина…»
 
Говоря о практической стороне христианской веры, мы все больше убеждаемся в том, что мы должны приблизиться ко Христу. Наша Православная Церковь, несмотря на все очевидные ее человеческие недостатки, все же старается свидетельствовать миру о Христе. Она не пытается подстраивать Евангелие под современность, а наоборот, ратует за внедрение и сохранение христианских начал в современном обществе. В этом стоянии за Истину усматривается ее главное служение современному обществу, но помимо того Церковь Христова обеспечивает сохранение тысячелетнего культурного наследия той или иной нации. Святая Гора Афон, быть может, служит самым наглядным примером такого сохранения духовно-культурного наследия не только одной нации, но целой многонациональной и многокультурной цивилизации, берущей свое общее духовное начало от Византии.
 
Нас интересует практическая сторона нашей веры: что она может внести в «поддержание устойчивого общественного развития» государства, общества, мира?.. Ведь сохранение культурного наследия не должно рассматриваться как цель сама по себе, а, следовательно, следует показать, ради чего стоит сохранять и беречь его.
 
И вот наш ответ миру: «Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас» (Мф. 6:44) Только Христос в Евангелии учит о любви к врагам. В этом христианская вера уникальна. И кто, если не Православная Церковь, мог бы сказать о себе, что он знает, о чем говорится в этих словах Нагорной проповеди?! Не стояла бы Святая Гора, не существовала бы Русская и прочие Поместные церкви, если не находились бы там мученики и исповедники, своими страданиями и кровью свидетельствовавшие об истинности евангельских слов: «Больше той любви никто не имеет, как кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13).
 
В 1920-ые годы пять узников Соловецкого концлагеря на утлом катере отправились в бурную ночь на поиск четырех чекистов-надзирателей, которые не вернулись с рыболовного промысла. Рискуя своей жизнью, они к следующему утру спасли своих палачей и мучителей. «Враги», которых они по заповеди Христовой возлюбили, в их глазах и сердцах превратились в «друзей». Ведь и Христос молился за Своих распинателей.
 
На перечисленных поучительных примерах мы видим, что нам недостаточно быть просто номинально православными, оставаясь при этом по духу далекими от истин Православия. С другой стороны, нам всячески следует избегать обрядоверия с его искаженными понятиями о благодати, послушании, смирении. Будем поэтому стремиться к стяжанию Духа Святого, ибо «кто Духа Христова не имеет, тот не Его» (Рим. 8:9).
 
Этот путь открыт нам только в Церкви Христовой. А для того, чтобы стать чадами Божьими, мы должны научиться видеть во всех других христианах братьев и сестер во Христе, как членов одной семьи Христовой, а во всех прочих людях — чад Божиих, не менее Им любимых. И тогда к нам на практике будут относиться слова Спасителя: «Если вы пребудете в слове Моем, воистину вы ученики Мои, и познаете истину, и истина освободит вас» (Ин. 8:31.32).
 
Свободны мы будем не как рабы или наемники. Первый делает то, чего не хочет по принуждению, второй — добровольно, но неохотно и из расчета. Только сын делает то, что он действительно хочет — а это может включать и жертву, и отказ от своей воли, и страдание, и смерть. Но в этом как раз любовь, делающая нас чадами Божьими, подобными Христу. А поэтому роль современных христианских практик в поддержании устойчивого общественного развития как раз и усматривается в крепком единстве православных христиан в неразрушимом союзе любви Христовой, включающей братские связи со всеми другими людьми планеты и ответственное отношение ко всему творению Божьему.
 
Протоиерей Михаил Рар (Веймар, Германия)
© Родосский форум – 2013
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

8 комментариев: Жить так, чтобы не «совращать в Православие»

Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
     
Наши друзья