После ликвидации полицейской и судебной системы Республики Сербии на части своей территории главным показателем реализации Сербией Брюссельского соглашения является участие сербов севера Косова в локальных выборах «Республики Косова», проведение которых назначено на 3 ноября 2013 года. Тем самым должен быть завершен процесс оформления «приштинских общин» и системы безопасности, а от Сербии ожидается сдача последних позиций – передача Приштине телекоммуникаций и объектов энергетики.
Фото: REUTERS / Marko Djurica
На севере Косова и Метохии должна быть избрана новая местная администрация, легитимность которой будет проистекать из законодательства и Конституции «Республики Косова». Премьер Сербии Ивица Дачич указал, что сербам Косова следует сформировать единый избирательный список и на его основе выходить на выборы, чтобы сделать законной предусмотренную Брюссельским соглашением Ассоциацию сербских общин, «которая будет создана после выборов и которая будет международно признанным способом реализации сербских интересов». В противном случае, указывают представители Белграда, победят силы, находящиеся под влиянием Приштины, они самостоятельно сформируют руководство Ассоциации сербских общин. Однако в тексте Брюссельского соглашения не содержится каких бы то ни было международных гарантий соблюдения сербских интересов, речь идет лишь о «молчаливом дезертирстве» сербского государства с территории Косова и Метохии. Сербские лидеры к югу от Ибра на примере своего опыта предупреждают: выход сербов единым списком не будет являться симметричным ответом и не сможет создать приемлемую модель соблюдения сербских интересов в приштинской системе власти.
Тем не менее, выход сербов севера на «косовские выборы» рассматривается представителями Евросоюза как конкретное доказательство реализации Брюссельского соглашения. Тезис о будущем Сербии исключительно в рамках ЕС навязывается настолько ультимативно, что необходимость получения точной даты начала переговорного процесса между Сербией и ЕС приобретает статус индульгенции и одновременно карт-бланша для применения всех доступных средств к тому, чтобы «затолкать» сербов севера Косова под власть Приштины, заставить их принять власть бывших командиров Армии освобождения Косова – массовых убийц, торговцев человеческими органами и наркокриминальных банд глобального уровня. Однако, как говорится, вытянуть себя из болота за собственный нос никак не удастся. Подложный информпоток еще более чем при Борисе Тадиче не в состоянии скрыть тот факт, что сербам севера Косова предлагается «проявить волю» ни к чему иному, как к национальной, институциональной и социальной гибели, с чем те согласиться никак не могут.
Приштина указывает на единственный критерий участия сербов в выборах – регистрация сербских политических партий в Центральной избирательной комиссии «Республики Косова». Подчеркнем: существующие на севере КиМ сербские политические партии рассматриваются Приштиной как партии другого государства и принять участие в выборах «Республики Косова» не смогут. В этой связи правящей в Сербии Сербской прогрессивной партии (лидер – вице-премьер и министр обороны А. Вучич), являющейся главным инициатором и двигателем «переговорного процесса с Приштиной», предлагается показать остальным политическим партиям и движениям пример и зарегистрироваться в «ЦИК» квазигосударственного формирования.
Сербы севера Косова, со своей стороны, приняли решение бойкотировать косовские выборы 3 ноября; к бойкоту присоединяется и подавляющее большинство сербов к югу от Ибра. Славко Стеванович (Социалистическая партия Сербии), председатель недавно созданной Скупщины Автономного Края Косово и Метохии официально объявил о бойкоте приштинских выборов, «поскольку участие в них сербов будет означать точку невозврата – признание самопровозглашенного фантомного государства Косова». Стеванович подчеркнул, что на референдуме, на Сербском соборе в Косовской Митровице и в резолюции заседания делегатов Скупщины АК КиМ ясно выражена позиция сербов о непринятии косовских институтов, что является волеизъявлением народа, которое следует соблюдать. Бойкот, по словам Стевановича, является средством доказательства для Приштины, Белграда и международного сообщества существования для сербов Косова лишь одного государства – Республики Сербии.
Глава Косовскомитровицкого округа Раденко Неделькович также отмечает, что сербы севера неоднократно отказывались принимать власть Приштины и косовские институты. Кроме того, помимо формального создания Скупщины на севере КиМ, государственные институты, вопреки давлению Запада и усилиям правящей белградской коалиции функционируют на полную мощность. Таким образом, на севере КиМ в эволюционном смысле заложена принципиально новая национально-политическая инициатива, ресурс и значение которой для национального самосознания сербов, для возрождения сербской государственности в крае трудно переоценить.
В первую очередь это противовес, «рычаг ручного тормоза» безмерно циничному западному курсу разложения сербской цивилизации в КиМ. В том случае, когда генезис общественно-политического процесса сводится к замещению государственного и национального интереса узким, клановым, корыстным интересом, то система управления вырождается в орудие реализации внешних интересов, следовательно, происходит неизбежное качественное изменение – замена целеполагания государства. Государство, которое выходит из сферы соблюдения общенациональных интересов, по сути, не может далее состояться. Вся тяжесть роли «удерживающего» от дальнейшего наращивания дезинтеграционных процессов, сохранения национальной идентичности, преодоления пассивно-инертных стереотипов мышления и синдрома жертвы, превалирующего в сербском обществе, выпала сербам севера КиМ.
Депутат от Демократической партии Сербии Марко Якшич отмечает: «Утверждение, что невыход сербов севера на приштинские выборы будет означать потери для них, является классическим обманом, а также репризой того, что произошло с сербами к югу от Ибра, права которых после их участия в избирательном процессе поступательно сокращаются. Выход на выборы, – подчеркивает Марко Якшич, – является признанием власти «Республики Косова». Он призвал не прикрывать «чистую сдачу Косова» некими «едиными списками», поскольку ситуация кристально ясна: тот, кто выйдет на приштинские выборы, раз и навсегда проголосует только за одно – за государственность «Республики Косова». Единственным легитимным органом, созданным на основе законов Республики Сербии, является сформированная 4 июля с.г. Скупщина АК КиМ, в связи с этим выход на «косовские выборы» станет прямым нарушением Конституции Сербии. М. Якшич указывает и на недопустимость запугивания сербского населения со стороны представителей официального Белграда тем, что в случае невыхода сербов на выборы танки КФОР/НАТО войдут на север.
Примечательно, что угрозы сербам последовали в тот момент, когда по стечению обстоятельств международная группа патологоанатомов, ведущих исследование в рамках уголовного дела против 121-ой бригады АОК, под командованием Фатмира Лимая совершившей особо тяжкие преступления против сербов в лагере Клечка, были обнаружены тела 7 военнослужащих Армии Югославии и Министерства внутренних дел Сербии – мужчин от 25 до 65 лет, принявших поистине мученическую смерть от рук головорезов Лимая.
На всех уровнях с косовскими сербами ведется работа «политического истабишмента» и «системных пропагандистов» Сербии, а также, как отмечают сербские эксперты, «людей, прошедших специальные западные курсы», выполняющие задачу вовлечения сербов в приштинские выборы. Официально за проведение выборов отвечает административная канцелярия Приштины по северу края и миссия ОБСЕ. «Премьер Косова» Хашим Тачи предъявляет права на север и готовится к посещению его территории. Заместитель Тачи выражает уверенность, что визит поспособствует «созданию условий для установления нашего порядка, нашей безопасности и нашей полиции на севере». Одновременно в ходе продолжения «технического диалога» Белграда и Приштины Сербия согласилась с предоставлением «Косову» с января 2015 г. собственного международного телефонного кода – 383. Согласно договоренности, заявку на международный код «Косова» в Международный союз телекоммуникаций подаст одна из стран ЕС – Австрия, Италия или Швеция.
Ускоренное утверждение косовской квазигосударственности приближает регион к взрыву. Так, албанский политик Кочо Данай выдвинул к Черногории условие отдать восточную часть своей территории, на которой компактно проживают албанцы – на том простом основании, что эта территория «принадлежит Природной Албании». По мысли албанских идеологов, подобных Данаю, для Великой Албании, которая скрыта в термине Природная Албания, наступил момент прорыва. Избежать новой волны насилия и войн Балканский регион может только одним способом – передачей соседями путем мирных переговоров Албании территорий, которые относятся к ее «природным границам». Вот, уже наступила очередь Черногории, ей предложено провести референдум, на котором албанцы должны высказаться о том, хотят ли они и далее оставаться в составе этой страны.
Для юга Балкан евроинтеграционный процесс осуществляется параллельно со вступлением в зону турбулентности с отчетливым «великоалбанским характером» и обескровливанием суверенных национальных государств. Как следует из заявления главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу (2012), «новой Европе нужно больше интеграции, нужно европейское лидерство, полная лояльность государств европейским ценностям и больше демократии». Страны-участницы ЕС уже к 2014 г. должны изменить базовые документы сообщества, в которых приоритетной задачей будет дальнейшее делегирование полномочий национальных правительств в пользу Брюсселя и Еврокомиссии. Следовательно, Евросоюз — это авторитарная наднациональная структура, которая перенимает на себя суверенитет национальных государств.
Перефразируя мысль Н. Данилевского, для того, чтобы великий культурно-исторический тип сербской цивилизации развивался в дальнейшем, а не использовался другими народами для обогащения своих цивилизаций и не вступил в стадию существования «простого этнографического материала», необходимо, чтобы сербский народ обрел политическую независимость. Сербы на севере открыли этап борьбы за выход из системы узкогрупповых западноцентричных интересов. Сейчас на севере Косова преломляются процессы, от исхода которых будет зависеть не только судьба Косова и Метохии и Сербии, но и Балкан, и Европы в широким смысле.
Анна Филимонова,
кандидат исторических наук
Перейти к авторской колонке