За свою более чем тысячелетнюю историю Россия пережила немало бурь, которые ее сотрясали. Каждая из них имела свою предысторию, цели, действующих лиц и результаты. К ним относятся и русские Смуты. Общность трех русских Смут с 1598 по 1613 гг., (реально – до 1618 года), с 1917 по 1933 гг. (до съезда Победителей) и с 1988-го (погром в Сумгаите) по нынешнее время – предательство элиты, неуважение власти и закона населением, тяжелый социально-экономический и политический кризис. Их итогами стало прекращение правления династии Рюриковичей, Романовых и КПСС, катастрофа государственности, большие потери населения и территории Руси, России и СССР.
 

 
В первой смуте, завершившейся перемирием с Речью Посполитой в 1618 году, Русь надолго потеряла важные города и регионы. Во второй, завершившейся победой над оппозицией, от России отделились Финляндия и Польша. Первые две Смуты после двадцати лет разрухи завершались восстановлением государства. Нынешняя, еще не завершившаяся смута, привела к разрушению великой Империи – СССР и появлению на ее руинах независимых государств. Причины нынешней 25-летней незавершенности – в отсутствии национальной модели развития России и некритичном копировании западных образцов. Это подчеркивает ее зависимое состояние и реальную несуверенность.
 

В XX веке Россия пережила революции, мировые и гражданские войны, распады государства и массовый голод, несколько конституций, гимнов и денежных реформ. Если включить сюда локальные войны и военные конфликты, в которых участвовала Россия, то времени для мирного развития практически не остается. Провернув трагическое колесо истории, пройдя хаос разрушения, потеряв миллионы людей, Россия встретила XXI век в состоянии малонаселенности, крепостничества и олигархии.
 
Россия переживает системный кризис управления, вопиющее социальное неравенство, тотальное неверие к власти, экстремизм и преступность. Если чехи не ужились со словаками, грузины с осетинами и абхазами, сербы с хорватами, македонцами, черногорцами и албанцами, то Россия с более чем сотней народов и народностей держится за счет силы русской нации. Ей нужно «больше внутреннего единства путём утверждения первенства русских элементов страны» (С.С. Ольденбург). Небрежение русскими проблемами грозит стране потерей целостности и суверенитета.
 
Современный мир стал глобальным, сложным и агрессивным. Мы живем в эпоху ценностного кризиса человечества. Утрачен подлинный смысл рождения жизни и явления смерти, их единство и сакральность. Искажены ценностные ориентиры, торжествует разгул насилия, нравственный упадок людей.
 
Как, исходя из существующей реальности, решить проблемы России? Нам нужна сильная, конкурентоспособная страна. Для этого нужно победить олигархическую систему, порожденную либеральными реформами.
 
Уже стала далекой историей Великая Отечественная Война, свершилось наше примирение с немцами. Но «пепел Клааса» Гражданской войны, террора 20-х и 30-х годов, либеральной жестокости 90-х еще долго будет стучать в сердца наших внуков и правнуков, напоминая об огромной плате человеческими судьбами и жизнями за эксперименты политиков. Вряд ли сейчас мы придем к примирению потомков героев, жертв и палачей Великого Перелома. Конечно, наступит время, когда Русская Православная Церковь скажет о примирении потомков красных и белых, невинно убиенных и палачей, тех, кто сидел, и тех, кто сажал и охранял. Но «Божьи мельницы мелют медленно».
 
Мы забыли своих героев, павших на полях Первой мировой войны, удивляемся множеству поставленных им памятников в Европе. Никого и ничему не научат те, кто утратил связь времен и поколений. А вот к опыту правления Александра III, его экономической, внешней и внутренней политике, личным качествам Царя, моральной и деловой репутации национально-консервативного правящего класса имеет смысл обратиться. Как и к сочетанию народовластия и царской власти, созданию великой Державы в эпоху Ивана III.
 
Церковь – хранительница Традиции – должна помочь восстановить гармонию в русском человеке, вернуть его к православию по сознанию и поведению, к восприятию новых смыслов, научной мысли и традиции, выраженной в религии.
 
Молодежи должны быть привиты традиционные нормы русской жизни – неприятие абсолютной власти денег и эгоизма, сострадание, порядочность, чувство долга. В русских городах не должны править чуждые нравы, нам нельзя жить по принципу «каждый для себя». Надо терпеливо и целенаправленно воспитывать новых людей, а они уже появились в России. Несмотря на то, что «отцы ели зеленый виноград», сегодня уже выросла молодежь, для которой успешность – в служении Родине. Когда наступят иные времена – придут другие люди. В том числе, и во власть.
 
Ибо «нет более тяжкого несчастья во всех человеческих судьбах, как если сильные мира не суть также и первые люди», – так говорил Заратустра.
 
По своей духовной сути и традиции Россия не лидер «общества потребления» и финансовых центров. Прорывы мирового уровня в технологиях и культуре помогли бы ей влиять на диалог государств. Но не подкрепленные делом слова о модернизации и инновационном развитии уже превратились в заезженную лошадь. А без духовной мотивации народа, в первую очередь, молодежи нам и «Сколково» не поможет.
 
Нам необходим культ личности нравственного, ответственного, умелого и трудолюбивого человека. Для этого надо совместить русскую мировоззренческую традицию с политикой и экономикой. Ведь русские предприниматели от иноземных отличались древнегреческим правом: «ударили по рукам, и договор заключен», а не древнеримским правом с его письменными процедурами. На русской почве пустил корни анархизм, стремление к свободе местного самоуправления, малого предпринимательства и землевладения, против тотального огосударствления жизни.
 
О западном предпринимательстве образно написал Н. Винер: «Там, где собираются мошенники, всегда есть и дураки; а если имеется достаточное количество дураков, они представляют собой более выгодный объект эксплуатации для мошенников».
 
Что должна сделать сегодня ответственная власть России?
 
Во-первых, проводить политику национального эгоизма с целью повышения уровня жизни людей. Так действуют сегодня все развитые страны Запада.
 
Во-вторых, не мериться уровнем жизни с жителями «золотого миллиарда», а сравнивать себя с теми, с кем мы недавно «вышли из одной шинели».
 
В-третьих, понимать, что призывы «пойти в рабочие, инженеры и ученые» дадут эффект, когда их оплата труда и значимость будут приоритетами, и исходя из этого создавать осознанные рабочие места.
 
Защищая национальные интересы (при соблюдении договоров), надо: восстановить верховенство российских законов над международными; понимать, что никто не отдаст нам лучшее, а иное нам не нужно; извлечь все выгоды для страны от контрактов с «мировым сообществом»; исключить доминирующее влияние других стран в российских регионах.
 
Госзаказ должен стать двигателем отечественной промышленности, высокотехнологичных отраслей ОПК, а не источником процветания иностранных фирм. Нам нужна эффективность труда и новые кадры.
 
Тогда все у нас получится, хотя «жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно». У России должен сработать инстинкт самосохранения, иначе нетерпение, неумение договариваться, стремление к крайностям приведут нас к потрясениям. Лишит ли нас разума накопившаяся за годы тупика усталость и злость, поиграют ли политики «с протестным огнём»? Ведь не белки же мы, чтобы бегать в колесе, стоя на месте!
 
Затрону важную и болезненную проблему выхода из тупика: о возвращении исторического названия городам. В разных странах отношение к географическим названиям различно. Например, в Англии за все время ее существования не было ни одного переименования. В России не берегут свои исторические названия городов, селений, улиц. Отмечу лишь один аспект этой многогранной проблемы: позор номенклатурного названия.
 
Известно, что послереволюционные методы и техника советской пропаганды были на исключительно высоком уровне. Деятели кино, театра, литературы, живописцы, скульпторы и архитектуры создавали монументальные произведения, закрепляя в сознании людей Партию и Власть. Этой сфере придавалось громадное значение, над ней осуществлялся строгий партийный контроль. До войны и после нее массово проводилась установка новых памятников и переименование городов. Называли города по фамилии (псевдониму) партийных и государственных деятелей, как мертвых, так и живых. При их опале населенный пункт (улицу, площадь) быстро переименовывали, памятник сносили. Именами партийных деятелей и вождей были названы сотни городов, сел, поселков. Многие повторялись десятки раз в названиях населенных пунктов. Тотальная эффективная пропаганда дала свои результаты. Некоторые крупные города России по сей день носят их имена.
 
Известен лишь один случай массового протеста населения против переименования. 27 декабря 1984 года было принято постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР об увековечении памяти Д.Ф. Устинова и Совета Министров СССР о переименовании Ижевска в Устинов. Известие об этом вызвало протесты горожан, выступления были разогнаны милицией. Материалы анализа ситуации были направлены в ЦК. Из них следовало, что более 90% рабочих, служащих и интеллигенции требуют вернуть историческое название города. Это было сделано через 2,5 года.
 
В начале 90-х годов ХХ века работала комиссия по восстановлению исторических географических названий под руководством академика Д.С. Лихачева. По ныне действующему федеральному закону для переименования небольших населенных пунктов нужен сход граждан, а краевого (областного) центра – референдум. При положительном голосовании жителей Госдума принимает закон о переименовании.
 
Сейчас нередко многие люди выступают против возвращения своему городу исторического географического названия. Называют разные причины, в первую очередь, финансовые. Как вернуть историческое название? Ведь имя города не давалось так просто – это судьба и связь времен, важный элемент традиции и памятник культуры. Надо внести поправку в закон: 1.) вернуть к жизни авторитетную комиссию с участием РПЦ; 2.) затраты на переименование отнести на федеральный бюджет; 3.) на въезде в город-герой (город воинской славы), которому возвращено историческое имя, должны быть двойные указатели, например, как это уже сделано: Санкт-Петербург – город-герой Ленинград.
 
Нельзя выкинуть из истории трагедию и величие подвига ленинградцев. Так же, как и Сталинградскую битву. Нельзя забыть о том, что 13 января 1944 года (блокада была снята 27-го января) было принято решение Исполкома Ленинградского горсовета о восстановлении исторических названий 20 центральным улицам города, в том числе, Невскому проспекту. Проспект Ленина был переименован (!) в Пискаревский проспект. Это был первый и единственный случай массового возвращения исторических названий в СССР.
 
Советская власть сохранила потомкам лишь некоторые памятники царского времени, имевшие особую художественную ценность. Одновременно своими символами застроила и переименовала всю страну. Известно, что Ленин вступился за памятник (его хотели снести) Николаю I на Исаакиевской площади из-за двух точек опоры коня. Памятник Александру III скромно простоял более полувека во внутреннем дворе Русского музея. Сейчас он стоит у Мраморного дворца – там, где раньше был броневик.
 
Русские Императоры были либералами, патриотами и просвещенными европейцами. Русскими, не западными. Ведь за ними было не 20 и не 90 лет. Более 1000 лет стоит и возвышается Россия. Несмотря на Смуты. Цари это понимали. Нам тоже надо понять.
 
Борис Виноградов,
экс-замминистра образования РФ
депутат Государственной Думы IV созыва
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
   
Наши друзья