В конце 80-х – начале 90-х годов, когда на смену скучной безальтернативности в отечественной политике пришла цветущая, часто совсем уж буйным цветом, сложность, всё чаще борьба идей и мировоззрений стала обретать женское лицо. Сложно перечислить всех дам, мелькавших в те годы в коридорах власти, на парламентских трибунах и митинговых подмостках – Горячева, Лахова, Матвиенко, Старовойтова, Хакамада, экстравагантные Новодворская и Умалатова…
Впрочем, президентские выборы до поры до времени проходили без участия прекрасного пола – лишь в 2000 году в гонке за голосами избирателей поучаствовала очаровательная Элла Памфилова, своей неизменной вселенской скорбью как бы предвещавшая скорый конец российской политической истории. Я, конечно, имею в виду не физическую кончину, а локальный эсхатологический феномен – герои новостных хроник живы и здоровы, вот только телевизионные краски рассказов о них всё бледнее, газетный шрифт всё мельче и реже. Путин, ЕР и стабильность – на этой лихой тройке мы как-то незаметно проехали целое десятилетие. Глянули в какой-то момент вокруг – а там всё снова значительно сложнее, чем недавно казалось! Сложнее – но и ярче, красивее. И не в последнюю очередь это яркость, красота и, конечно же, ум прекрасных дам, вновь активно и плодотворно участвующих в нелёгком деле борьбы за светлое будущее Родины.
Вот Оксана Дмитриева, некогда министр труда и социального развития в правительстве Кириенко. Она, Елена Драпеко да Елена Мизулина – люди, делающие фракцию «эсеров» относительно симпатичной деталью думского «взбесившегося принтера». Как по мне, так выдвижение Оксаны Генриховны единым оппозиционным кандидатом вполне могло бы в марте-2012 сделать реальностью второй тур – но в итоге даже родная партия предпочла милейшего Миронова… Что ж, еще не вечер. Дмитриева, может, коня на скаку и не остановит, в горящую избу тоже не войдет – зато она явно может помочь нашим женам и матерям избавиться от несвойственных им функций конюхов и пожарных.
Наталия Нарочницкая на виду довольно давно, но пик своей карьеры проходит, пожалуй, именно сейчас, став в меньшей степени политиком от истории, а в большей – историком от политики. Её самоотверженная работа по отстаиванию русской истории и русской Правды, по напоминанию надменным иностранцам и собственным манкуртам, кто именно вынес на себе основную тяжесть I и II Мировых войн, достойна самых высоких и восхищенных оценок.
Терпеть, как говорится, ненавижу извинительно-оправдывающееся словосочетание «националист в хорошем смысле слова» (как будто любовь к своей нации требует дополнительных объяснений в намерениях!). Но в данном случае вполне уместно сказать: Нарочницкая – хороший националист в самом хорошем смысле слова. Пусть я даже не согласен с ней в оценке руководства страны – так же, как и защитница Химкинского леса Евгения Чирикова.
Можно иронизировать по поводу оттенков темперамента Евгении, да и «болотное движение» в целом вызывает не слишком тёплые эмоции, но конкретная его представительница – однозначно искренна, явно лично честна и движима высокими общественными идеалами, а не личной корыстью. Бог даст, не только леса защитит, но и прочие части необъятных просторов России.
Богат достойными женщинами и правый фланг оппозиции: Алла Горбунова, Наталья Холмогорова и Надежда Шалимова, все три – из Русского Общественного Движения, оказывающего правовую и информационную помощь русским, подвергающимся дискриминации и преследованиям по национальному признаку. Они пока чуть меньше известны широким массам, чуть больше – пользователям интернета и участникам антиправительственных акций «оффлайн», но их большой интеллектуальный и нравственный потенциал представляется несомненным.
Низкий земной поклон вам, дорогие наши! Как бы кто не зубоскалил по поводу стародавнего немецкого «принципа трёх К» (Kinder, Küche, Kirche – дети, кухня, церковь), а мужчины перед вами в неоплатном долгу – вместо того, чтобы терпеливо ждать в пещере доставки туши мамонта, вы самоотверженно добываете мамонта народного счастья наравне с нами.
Станислав Смагин, публицист
Перейти к авторской колонке