23 августа все прогрессивное человечество вкупе с регрессивным празд… отмеч… не оставляет без внимания годовщину (в этот раз семьдесят шестую) договора о ненападении между СССР и Германией, называемого в просторечье пактом Молотова-Риббентропа. И в более спокойные годы русских людей настойчиво и даже назойливо призывали покаяться за сей вполне заурядный с точки зрения тысячелетней истории дипломатических коварств документ, сейчас же количество высыпаемого нам на голову явочным порядком пепла наверняка побьет рекорды наблюдений; вероятно, не обойдется и без очередной мольбы о прощении неутомимой на это дело Лии Меджидовны. Я же, зная, что данную острую тему прекрасно обсудят и без меня, обращусь к другой некруглой дате. Семнадцать лет назад на концерте «Союз-23: Поп-Спорт-Шоу» в спорткомплексе ЦСКА впервые выступила группа Hi-Fi, спев свой хит «Не дано», а также песню «Call me, Misha», число помнящих которую, впрочем, вряд ли превышает количество пальцев тогдашнего президента России.
 

 
Странно, скажете, ставить в один ряд только из-за календарного совпадения одно из ключевых событий отечественной, а то и мировой истории, и первый выход в свет поп-группы, над которой всегда было принято слегка подсмеиваться? Ну, во-первых, подсмеиваться у нас принято (кем, кстати, принято? кто уполномочил смехачей на постулирование их гоготания как общепринятой нормы и признака хорошего тона?) практически над всеми. Да, группа в первозданном виде состояла из, как шутили в Камеди, «телки», качка и… кхм… гламурного юноши. Да, все песни первое и очень долгое время, практически весь звездный отрезок существования коллектива, исполнял композитор Павел Есенин, а Митя, Тимофей и Ксюша ограничивались визуализацией. Да, есть еще поводы хихикнуть. Все это ерунда по сравнению с тем, что именно хай-фаевцы, вне зависимости от фактического вклада каждого участника, застолбили за собой самую глубокую песню в багаже нашей постсоветской эстрады, то самое «Не дано».
 

Все выпуски международного научного журнала «Исторический формат» можно бесплатно скачать на официальном сайте. Сейчас готовится к изданию третий номер. Это свободный и открытый проект в стиле Open Science, который имеет научные и просветительские цели. Примите прямое и деятельное участие в выпуске журнала «Исторический формат», поддержите первое в России независимое научное издание по истории, войдите в состав Общественного попечительского совета журнала! Подробнее…

 

Тут уже не только смехачи по штатному расписанию, но и многие вполне сурьезные товарищи обвинят меня в искусственном надувании величин. Вообще подобного рода обвинения у нас почти такая же популярная забава, как само надувание, действительное или мнимое. Музыкальный критик Артем Рондарев, испытывающий совершенно иррациональную неприязнь к Захару Прилепину, обвиняет его в том, что он: а) не по заслугам растиражированный писатель б) в свою очередь, не по заслугам преувеличивает значимость и качество произведений давно покойного Леонида Леонова, особенно «Русского леса». По словам Рондарева, литература во всей ее многогранности давно стала полноценным достоянием ширнармасс, поэтому уж сейчас-то говорить о несправедливом недостатке внимания к чьему-то творчеству не приходится.
 
Ох, Артем, какую же причудливую оптику мировосприятия нужно иметь, чтобы не замечать: незаслуженно замалчивают по сию пору едва ли не более умело, изощренно и сладострастно, чем незаслуженно выпячивают. Считайте, впрочем, как хотите, лично мне в компании Прилепина как-то даже не так боязно прослыть ловким надувалой во всех смыслах слова. Тем паче никого я, возвращаясь к Hi-Fi, не надуваю. Песня их – великолепна.
 
Я уже писал, что в культуре времен СССР под тонким светско-гуманистическим покровом очень часто скрывались мощные христианские порывы и мотивы. Вспомните завязку «Незнайки в Солнечном городе», где Незнайка совершает добрые дела в надежде на встречу с волшебником, поэтому результат раз за разом оказывается нулевым, когда же он, отчаявшись, совершает добрый поступок уже без задней мысли, волшебник, оказавшийся объектом этого поступка, предстает перед ним. Вполне христианский сюжет, согласитесь. А песня «Прекрасное далеко»? Вслушайтесь в нее, про что она, если не про Спасение Души? Таких примеров множество.
 
С началом новой эпохи упоминания о Боге и его делах стало дозволительно не прятать, с какого-то момента это даже стало в определенной степени мейнстримом. Мейнстрим же, увы, имеет отчетливые и почти неизбежные отрицательные стороны, о чем лучше всех сказал Пастернак в своей фразе касаемо Маяковского и картошки. Тема истрепывается, покрывается налетом банальности, на ней паразитируют все кому не лень… А истрепывание Главной Темы нашей жизни допускать нельзя никак. Так вот, «Не дано» это великолепный пример обращения к Главной Теме не в лоб, без прямолинейности, разрушающей тонкий и красивый покров само-собой-разумеющести.
 
Вру, однако. В песне есть слово Бог. В полном соответствии с библейским каноном, слово это – в начале:
 
Нам не дано с тобой понять, чему так радуется ветер,
И почему от доброты бывают так жестоки дети,
Зачем кому-то умирать, чтобы он нами был замечен…
Как много разных «почему» оставил Бог на этом свете.

 
Тема «Бог и дети», кстати, одна из самых любимых у атеистов. Кто не слышал аргумента тире пафосно-риторического вопроса про то, как может быть совместимо существование Всемилостливого Творца и наличие в мире больных, да вообще страдающих детей. Тема непростая, чуть ли не центральная в таком направлении религиозной мысли, как теодицея (оправдание Бога). Мне, впрочем, представляется, что большая или даже бóльшая часть атеистов использует этот аргумент из стыдливого лукавства. Неудобно же напрямую спросить, как, мол, у меня, такого умного и красивого, дела идут не слишком, поэтому имеет смысл прикрыть раздражение организацией дел в подлунном мире, а какое прикрытие может быть лучше, чем пышный букет из цветов жизни. Строчка из «Не дано» переворачивает проблему и показывает оборотную ее сторону, о которой говорить как-то не принято. Ведь действительно, жестокость детей к этому миру зачастую едва ли меньше, чем жестокость мира к детям, это я говорю как некогда довольно жестокий ребенок…
 
Кроме упомянутого фрагмента, в песне явных выпадов против обмирщенного гуманистического сознания будто бы нет. Она куда больше утверждает, чем опровергает, утверждает совершенно простыми и при этом невероятно глубокими словами. Я назвал бы «Не дано» компендиумом гениальных банальностей. Допустим, рефрен:
 
— Неосторожный сделав шаг – просто скажи «Пусть будет так»
 
— он ведь, дерзну утверждать, звучит как евангельская или как минимум святоотеческая цитата. Впрочем, эта мысль в христианстве встречается не раз, просто изреченная чуть по-другому. Как и кульминация – «весь этот мир и этот свет, все то, что ветер напевает, немного стоят (мне поначалу слышалось «немного зноя») без любви, и ты, и я об этом знаем». Никакого намека на любовь мужчины к женщине (мужчины к мужчине и женщины к женщине тоже, шутники, не утруждайте себя напрасно) в песне нет, речь именно о Любви во всеобъемлющем смысле, о Любви как одной из главнейших точек опоры христианства. Бог есть Любовь.
 
До недавнего времени я не смотрел фильм «Чужая» режиссера Антона Борматова, знал только, что клип на песню «Куртец» скандально известной группы «Кровосток» представляет собой нарезку кадров из него. Не так давно прочитал, что в этой кинокартине звучат разные шлягеры российской эстрады 90-х, в том числе и «Не дано», после чего немедленно нажал на «скачать». Фильм, отмечу, довольно неплохой. События 1993 года в нем иллюстрируют залихватские «Бухгалтер», «Белый мерседес» и «Лондон, гудбай!», когда же проходит пять лет – на полминуты радиоприемник где-то в углу бильярдной приглушенно радует сами уже поняли какой песней.
 
Здесь еще один важный нюанс. 1998 год, двадцатые числа августа – вы помните, что происходило в те дни, когда на сцене спорткомплекса ЦСКА Hi-Fi впервые пел голосом Павла Есенина? Нам, чья жизнь очень относительно, частично и иллюзорно, но вошла вроде в нормальное русло, было не до залихватства, количество «разных почему», задаваемых нами Богу, самим себе и друг другу, превысило критическую массу. Смешно и дерзко говорить, что ответы на вопросы и последующее успокоение люди нашли в свежевышедшем хите, правительство Примакова сделало для этого явно больше. Тем не менее, вспоминая невероятную популярность Hi-Fi и ее главного детища в 1998-1999 годах, нельзя не отметить, что и они какую-то, пусть даже минимальную роль сыграли. Поэтому сейчас, когда вопросов вновь очень много, а Любви слегка поменьше, имеет смысл вспомнить до банальности гениальную и до гениальности банальную Старую Песню о Главном.
 
Станислав Смагин, публицист
 
Перейти к авторской колонке
 

Все выпуски международного научного журнала «Исторический формат» можно бесплатно скачать на официальном сайте. Сейчас готовится к изданию третий номер. Это свободный и открытый проект в стиле Open Science, который имеет научные и просветительские цели. Примите прямое и деятельное участие в выпуске журнала «Исторический формат», поддержите первое в России независимое научное издание по истории, войдите в состав Общественного попечительского совета журнала! Подробнее…

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

3 комментария: Нам не дано с тобой понять…

  • CeMaPzJI говорит:

    >> Кто не слышал аргумента тире пафосно-риторического вопроса про то, как может быть совместимо существование Всемилостливого Творца и наличие в мире больных, да вообще страдающих детей. Тема непростая, чуть ли не центральная в таком направлении религиозной мысли, как теодицея (оправдание Бога).
     
    Тут удивляться нечему. Такой аргумент и ему подобные резонно возникают именно на базе христианских догм. За две тысячи лет сознание людей старались изменить так, что из человека, отвечающего за свои поступки, должен был появится человек, постоянно кающийся и просящий. То, что раньше каждый человек сам отвечал за свои поступки перед богами, можно понять из Исповеди отрицания древних египтян. Если все произнесённые слова исповеди были правдой, то покойный допускался в Дуат. По истечении тысячелетий эта исповедь упростилась и трансформировалась с 38-42 пунктов всего лишь до десяти библейских заповедей, где тон фраз поменялся на указательный или приказной.
     
    Песня “Недано” хорошая. Возможно, в ней автор, подсознательно или сознательно, хотел приблизиться не к христианским заповедям, а к более древней общечеловеческой теме исповеди.

  • NoApatrid говорит:

    По мне, так Бог действует только на распутье и в точках перехода. А злой он или добрый, это уже не к нему, а к тому, кто оценивает.

  • Андрей говорит:

    >> Тема «Бог и дети», кстати, одна из самых любимых у атеистов. Кто не слышал аргумента тире пафосно-риторического вопроса про то, как может быть совместимо существование Всемилостливого Творца и наличие в мире больных, да вообще страдающих детей.
     
    Просто атеисты, в том числе я, следуют естественнонаучным путём. В естественнонаучный путь на данный момент Яхве не вписывается. Может, когда-то наука накопит знания, в которые бог будет вписываться, но не сегодня. Сегодня же у меня есть более простое объяснение появлению богов, нежели религиозное. Я полагаю, что статус “бога” присваивался людям, имеющим великие достижения в какой-либо области. Упоминаемый мной в комментария к статье про флаг России бог-кузнец Сварог вполне мог быть реальным человеком, который первым научился кузнечному делу, то есть стал его изобретателем. Впоследствии пользу от его открытия оценили по достоинству, и (возможно посмертно) присвоили статус бога. И когда Иван Грозный писал, что он прямой потомок бога, он мог иметь в виду реального своего прямого предка, который не был никаким богом. Был обычным человеком. Ну не совсем обычным, а гением своего дела. Что за дело было – я не знаю. Учитывая то, что государство берёт своё начала от вооружённым сил, то возможно великим полководцем.
     
    Этим и представляет собой такой интерес славянская мифология. Так как у нас есть более древний календарь, чем от рождества Христова, по которому ещё совсем недавно датировали памятники. Я бы хотел, чтобы провели исследование по анализу славянской мифологии, данных археологии, ДНК-генеалогии и т.п.

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
     
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
Наши друзья