Автор этой заметки – Аркадий Сильвестрович Бугай, доцент Киевского педагогического института им. А.М.Горького в 1950-1970 гг. Она была впервые опубликована в газете «Молодь Украины» от 31 марта 1974 г. на украинском языке. Материал любезно предоставил для Переформата Александр Аркадьевич Бугай, составитель книги: Бугай А.С. «Змиевы Валы», Киев, 2011 (на украинском языке) и ведущий интересного сайта Змиевы Валы Бугая А.С. (на русском языке), за что мы выражаем ему признательность, а также благодарим за перевод заметки на русский язык. Ниже – знаменитый вал возле пос. Круглик, фото 1975 г. из архива А.С. Бугая:
 

 
О Змиевых валах Киевщины было немало публикаций, в частности, и в «Молоди Украины». Из них читатели узнали о древней системе обороны земель Среднего Приднепровья, об особенностях конструирования и технологии строительства крупных насыпей. Множество тайн хранят в себе Змиевы валы – эти молчаливые циклопические сооружения из земли, пережженной глины и деревянных срубов. Выяснить хотя бы некоторые из них, возможно, поможет глиняное пряслице с загадочной надписью, найденное поблизости от вала, на берегу Киевского водохранилища, севернее села Лютеж.
 

Поддержите проекты ДНК-генеалогии: ваше пожертвование – это дальнейшее изучение настоящей истории наших предков, выпуск тематических книг, организация научных мероприятий, исследование палео-днк и ещё многое другое. Первоочередные проекты: издание учебника профессора А.А. Клёсова «ДНК-генеалогия. Практический курс» и других книг, запуск сайта Академии ДНК-генеалогии, продвижение лаборатории ДНК-генеалогии. Сделать пожертвование от 100 до 5000 руб. можно буквально в один клик внизу по этой ссылке. Спасибо за поддержку!

 

Общий вид пряслица и развертка его верхнего конуса приведены на фотографии. Высота изделия – 4 сантиметра. Материал – глина с примесью песка. Цвет светлый, как у слегка обожженной глины. На пряслице вырезаны 8 знаков. Нанесены они уверенной рукой. Шесть знаков имеют нечто общее в своем строении. Каждый из них состоит из трех вертикальных или наклонных рисок, в отдельных случаях дополненных горизонтальными или почти горизонтальными значками. В первом и пятом знаках верхушки рисок напоминают основу ветки, оторванной от ствола. Похоже на то, что они сделаны концом стилуса полукруглой формы. У четвертого знака первая риска посредине имеет ответвление.
 

Копия черно-белой фотографии пряслица из газеты «Молодь Украины»

Привлекают внимание и иные особенности надписи. Над первыми рисками первого и шестого знаков располагается по одной большой точке, а над первой риской пятого – две. Кроме того, над горизонтальной риской восьмого знака находятся три точки поменьше. Сейчас трудно сказать, связаны ли они с надписью. Восьмой знак по форме и расположению очень отличается от остальных, именно поэтому мы предполагаем, этим знаком надпись заканчивается.
 
То обстоятельство, что шесть из восьми знаков содержат в своей структуре три риски, дает основания предполагать, что и вся система загадочной письменности имела преимущественно такую же структуру. Понятно, что в этой короткой надписи разместились не все ее знаки. Беглый просмотр многих образцов древней письменности не обнаружил ничего подобного этим знакам. Таким образом, можно предполагать, что надпись на лютежском пряслице является образцом пока еще не известной науке письменности.
 
Кому же принадлежала эта письменность? Чья рука много сот лет тому назад чеканила на еще мягкой глине таинственные знаки?..
 
Как известно, болгарский чернец Храбр в своем труде о письменах указывал, что Кирилл, который создал древнеславянскую азбуку (кириллицу), встретился в Корсуне (древнегреческий Херсонес вблизи нынешнего Севастополя) со славянином, который читал, писал и считал с помощью «черт» и «рез». Храбр утверждает: Кирилл якобы позаимствовал из того древнейшего алфавита некоторые знаки для букв, которые соответствовали звукам, характерным лишь для славянских языков. Не исключено, что такими буквами были «Ш» и «Щ», каждая из которых и состоит, в частности, из трех вертикальных рисок.
 
Исторические находки свидетельствуют об использовании на нашей территории задолго до Кирилла и Мефодия своеобразной письменности. Допускают, что элементами будущей глаголицы, а наряду с ними и греческими буквами, пользовались еще до создания славянского государства загадочные уличи и тиверцы.
 

Современное цифровое фото пряслица

Арабский путешественник Х столетия Ибн-Эль-Неди, который посещал наши земли, приводит даже образец русской надписи «на дереве», который не имеет ничего общего ни с глаголицей, ни с греческими буквами. Другой араб, историк Х столетия Ибн-Фадлан, который встречался с руссами, свидетельствует, что они могли писать распространенными у них знаками. Географ Масуди (умер в 956 году) указывает, что в одном из поганских капищ он видел высеченные на камне пророчества, а историк ХI века Дитмар упоминает надписи на «идолах славянских». Как видим, упоминаний о существовании у славян древнейшей письменности достаточно. Правда, ученые еще не пришли к единому мнению, какой она была, что это были за таинственные «черты и резы».
 
Представим себе, что знаки с лютежского пряслица перенесены на дерево. Тогда линии, проведенные вдоль волокон, действительно можно было бы назвать «чертами». Риски, вырезанные в поперечном (по отношению к волокнам) направлении, можно было бы назвать «резами». Конечно, это только наше предположение, которое при современном уровне знаний в этой области нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Не настаиваем мы и на том, письменность на лютежском пряслице была общей для многих славянских племен. На Среднем Приднепровье могли существовать несколько вариантов «черт» и «рез».
 

Фотографии каждого из знаков

Но лютежское пряслице наталкивает исследователей на некоторые мысли. Таинственные знаки вычеканил представитель оседлого земледельческого населения. Он хорошо овладел искусством письма, так как знаки нанесены уверенной рукой. Можно допустить, что этот человек был ремесленником-гончаром. В обществе того времени надписи на глиняных изделиях наносили, возможно, не так и редко, но некоторые исследователи, изучая археологические коллекции, считали их орнаментом, и не обращали на них внимания.
 
Следует отметить, что Фридрих Энгельс на заре успехов археологии и расшифровки древних письменностей Востока указывал, что письменность – явление стадиальное. Она не может возникнуть при первобытнообщинном и родовом строе. Только при зарождении классового общества появляется потребность в системе знаков, которые соответствуют звука языка. Этого требовали многие обстоятельства: учет имущества, культовые действа, строительные и ирригационные работы, структура управления и пр. Как известно, передача информации с помощью рисунков (пиктография) существовала у всех народов, которые находились на уровне первобытнообщинного строя. Рисунки не «читались», а «толковались». Их мог понять каждый…
 
Переход от родового строя к классовому обществу вызвал замену первобытной пиктографии письменностью. Нам кажется, что надпись на лютежском пряслице соответствует уже алфавитной письменности. Знаки здесь не имеют ничего общего с рисованными изображениями.
 
Воображение волнует еще один вопрос. Когда же была сделана надпись на пряслице? По форме оно похоже на пряслица зарубинецкой культуры, которая расцвела на Киевщине в первые столетия нашей эры. Приблизительно в этот же период строились и Змиевы Валы. Как раз поблизости от одной из огромных земляных насыпей и был найден этот небольшой предмет из обожженной глины. Очень соблазнительно связать происхождение славянских «черт» и «рез» именно с этими временами. Соблазнительно предположить также, что в начале нашей эры древние славяне имели развитое общество, которое уже овладело письменностью, обладало значительными инженерными знаниями, которые воплотились в сооружении Змиевых валов. Но не будем спешить с преждевременными выводами. Для окончательного ответа на эти волнующие вопросы нужны новые поиски, находки, исследования…
 
В решении этой проблемы ученым могли бы помочь краеведы, которые в своих домашних коллекциях хранят древние предметы с высеченными на них непонятными знаками. Автор статьи просил бы сообщать ему о таких вещах.
 
Аркадий Сильвестрович Бугай, 1974 г.
 
Помощь в организации этой публикации на Переформате оказал к.ю.н. Юрий Сергеевич Козачук.
 

Поддержите проекты ДНК-генеалогии: ваше пожертвование – это дальнейшее изучение настоящей истории наших предков, выпуск тематических книг, организация научных мероприятий, исследование палео-днк и ещё многое другое. Первоочередные проекты: издание учебника профессора А.А. Клёсова «ДНК-генеалогия. Практический курс» и других книг, запуск сайта Академии ДНК-генеалогии, продвижение лаборатории ДНК-генеалогии. Сделать пожертвование от 100 до 5000 руб. можно буквально в один клик внизу по этой ссылке. Спасибо за поддержку!

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

6 комментариев: Загадка лютежского пряслица

Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
     
Наши друзья