Нынешний год объявлен «годом российской истории», что, конечно, связано с целой серией юбилеев. И среди них главный – 1150-летие российской государственности. Обычно по определению принимается, что отечественная история «велика и обильна», как и та земля, которая некогда призвала варяжского князя Рюрика. Оспаривать этот тезис мы не собираемся. Российская история богата и триумфами, и трагедиями. Кажется, это хорошо известно не только любому профессиональному историку, но и каждому любознательному человеку.
Другое дело – восприятие истории. Как относиться к прошлому с высоты современности? Насколько велика и непреодолима пропасть, отделяющая нас от прошедших веков? Как известно, всё познаётся в сравнении. В том числе и в истории… Вопрос о «давности» истории становится актуальным потому, что в массовом сознании он отчасти ассоциируется с доверием к ней. Если некое событие случилось давно, то говорят, что и неправда. На этой вроде бы риторической уловке, по большому счёту, строятся все исторические споры, мифы и даже фальсификации. Как будто, чем дальше вглубь веков, тем благодатнее становится историческая почва для всякого вымысла. Но так ли размыта и далека от нас древность, как кристально ясна и очевидна современность?
Задаваясь вопросом, давно ли жил, к примеру, Иван Грозный, мы вспоминаем, что от его эпохи нас отделяет временнóй промежуток в 500 лет. И хотя бы это обстоятельство позволяет ответить на поставленный вопрос утвердительно. Что тогда говорить о летописных князьях? Владимир Святой правил без малого 1000 лет назад. Даже от времени Петра Великого нас отделяет три столетия, и это кажется очень существенным. Другими словами, если не тьма веков, то весьма и весьма отдалённое прошлое.
Но давайте взглянем на историческую хронологию чуть иначе. Например, представим её не как последовательность столетий, а в виде живых человеческих поколений. По общепринятой традиции будем приравнивать одно поколение к 25 годам. Таким образом, получается:
От Владимира Святого нас отделяет 40 поколений.
От Ивана Грозного нас отделяет 20 поколений.
От Петра Великого нас отделяет 12 поколений.
А ещё получается, что жизнь отдельного человека так или иначе захватывает 5 поколений (дедушки/бабушки — родители — собственное поколение — дети — внуки). Вот и историческое сравнение. Пять поколений, свидетелем которых становится каждый человек… И двадцать поколений, отделяющих нас от ушедшего времени Ивана Грозного. Но уже совершенно иное впечатление – Ливонская война, опричнина, крымские татары под кремлёвскими стенами. И всё это было лишь 20 поколений назад! Вот так незаметно меняется история…
Поэтому совершенно верно писал академик Валентин Лаврентьевич Янин, что история совсем не так далека от нас – в истории всё на расстоянии вытянутой руки… Она представляет собой постоянную и живую преемственность, как те поколения людей, которые созидали её в разное время. В том числе те, которых мы застали и ещё застанем, и которые застанут нас.
Было бы непростительной ошибкой не доверять истории потому, что мы лично не стали свидетелями многих её фактов. Кстати, может, оно и к лучшему?! Объективно говоря, о современности часто имеется не менее смутное представление. Жить в определённую эпоху и хорошо знать её – всё-таки разные вещи. И хорошее понимание своего времени, всех происходящих в нём событий, также во многом остаётся иллюзией. Особенно если человек видит не то, что происходит, а то, что ему хочется видеть, чтобы тешить себя надеждами и самооправданиями.
История, действительно, ближе, чем нам иной раз кажется. Хочется, чтобы она стала ещё и понятнее. Но это уже зависит от нас. От нашего желания изучать прошлое и видеть причинно-следственную связь событий. А то раз за разом получается, что российскую государственность создали почему-то шведы, которые на тот момент сами не имели государственности, а «партизанским движением в оккупированных землях руководила Василиса Кожина из НКВД, формировавшая отряды малолетних камикадзе из подростков-сирот». Грустно становится…
Всеволод Меркулов,
кандидат исторических наук
Перейти к авторской колонке