Иван Алексеевич Бунин когда-то сказал: «Я вырос в великой глуши». Мы с друзьями не так давно побывали на малой Родине Ивана Алексеевича Бунина, с помощью квадрокоптера сняли там видео, и приглашаем всех желающих в путешествие по Бунинским местам. Это пока что ознакомительные ролики. Материала много. Можно подробно рассказать о каждой деревне, селе, погосте, урочище и показать, как эти места выглядят сейчас – и с высоты птичьего полёта, и с земли.
Что-то конечно изменилось более чем за сто лет. Некоторые деревни и сёла, Выселки и Шипово, например, за это время полностью вымерли. В Знаменском едва теплится жизнь, два-три жилых дома осталось. Да и в Каменке-Бунино то же самое. Где-то изменился ландшафт. В Васильевке-Глотово, например, в советское время запрудили речку Семенёк. Когда И.А. Бунин подолгу гостил здесь, и во времена его молодости, Семенёк был узенькой речушкой, почти ручейком. Сейчас, с высоты птичьего полёта, Семенёк, благодаря пруду, выглядит как широкая река. Конечно, посадок вдоль дорог и оврагов сто лет назад тоже не было. Но тем не менее, малая Родина Ивана Алексеевича Бунина за сто лет, в целом, почти не изменилась. То же бесконечное море хлебов, лозины, овраги. Можно сказать, что это и сейчас «великая глушь».
Не везде конечно, но в большинстве мест. Кое-куда мы даже не смогли проехать. В Логофетовку, например. Туда дороги нет. Обочины наглухо заросли кустарником, а на поле стоит стеной прошлогодний подсолнечник выше человеческого роста. Но в слова «великая глушь» я не вкладываю какой-то уничижительный, пренебрежительный смысл. Напротив, то, что есть сейчас –это гораздо лучше, чем если бы на Родине великого писателя угрюмыми башнями , тесно прижавшись друг к другу, повсюду стояли трёхэтажные коттеджи с окнами, похожими на бойницы крепостей. То, что есть сейчас – это Бунинская Россия, почти такая же, какой она была и сто лет назад, да и, пожалуй, и все двести лет – во времена, описанные в повести «Суходол». И это здорово.
Хочу немного остановиться на деталях. В первом ролике на большинстве кадров – деревня Озёрки, то место, где прошли подростковые годы писателя и его юность. Именно здесь он сложил свои первые стихотворения. Также в первом ролике есть кадры, сделанные в селе Грунин Воргол, здесь был похоронен отец писателя, и в деревне Огнёвке, здесь Иван Алексеевич, живя у брата, работал над «Листопадом» и «Гайаватой». Финальные кадры первого ролика – это урочище Шипово. Вообще-то Шипово – это Лермонтовское родовое гнездо, но Иван Алексеевич неоднократно посещал Шипово, живя по соседству в Огнёвке, и упоминал его в своих произведениях и дневниках. Поэтому к Бунину Шипово имеет прямое отношение. Сейчас там кроме заброшенного храма и кладбища никаких следов от прежнего большого и богатого села не осталось.
Во втором ролике первый отрывок из романа «Жизнь Арсеньева» звучит на фоне деревни Каменка-Бунино. Каменка-Бунино – прототип Суходола. Для самого И.А. Бунина это место было овеяно легендами. Здесь прошли детство и молодые годы его отца. Второй отрывок начинается на фоне всё того же Шипова, затем следует видео из Знаменского, здесь были похоронены предки писателя по материнской линии, и видео сделанное в селе Грунин Воргол. «Вот я за усадьбой…» – это виды хутора Бутырки, вернее, того места, где были Бутырки. Мы об этом Бунинском родовом гнезде уже писали, ссылка. Следующий эпизод – храм в Злобино. В Злобине, может быть на протяжении двух веков, хоронили Буниных. Это Бунинский родовой погост. Следом идут кадры с того места, где находилась деревня Выселки. После этого – виды Васильевского. Финал – это опять Знаменское. Кажется, ничего не забыл. Ну что ж, приятного просмотра…
Родные места И.А. Бунина с высоты птичьего полёта. Часть первая
Родные места И.А. Бунина с высоты птичьего полёта. Часть вторая
Илья Рыльщиков,
публицист, член Академии ДНК-генеалогии
Перейти к авторской колонке