Первые письменные известия о «народе из тюрок, называемом башкорт», оставили арабские авторы IX-XI веков. Переселившись в Приуралье, башкиры ассимилировали часть местного финно-угорского и скифо-сарматского населения. В X веке западнобашкирские племена попали в политическую зависимость от Волжской Булгарии. А в 1236 году покоренная монголами Башкирия вошла в состав Золотой Орды. В этих условиях башкирский народ не мог создать собственное государственное образование. После взятия Казани Иван Грозный обратился к башкирам с призывом войти в состав Русского государства.
 

 
Условия вхождения сохранились в русских летописях, а также в башкирских шажере – племенном эпосе. Башкиры обязались платить ясак пушниной и медом, а также нести военную службу. Русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли; обещало не посягать на религию башкир и обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества.
 

Царские грамоты, обещавшие мир и спокойствие, произвели сильное впечатление на башкир. В 50-х годах XVI века башкирские племена изъявили желание перейти в российское подданство. Между прочим, наш Иван Грозный завоевал среди башкир невиданную популярность, как добрый и милостивый «белый царь».
 
На первых порах русские власти свято соблюдали условия договорных грамот. Но с XVII века началось ущемление прав местных ханов и биев, захват племенных земель. Ответом был ряд восстаний, которые нанесли тяжелый урон обеим сторонам конфликта. Самым тяжелым для башкир является восстание 1735-1740 годов, в ходе которого, как считается, погиб едва ли не каждый четвёртый человек.
 
Последний раз башкиры подняли оружие против России в ходе знаменитой «пугачевщины». Башкирский сподвижник Пугачева – Салават Юлаев – остался в памяти башкир народным героем. Но для русского населения Поволжья это был кровавый изверг. По словам современников, православный мир «стонал и плакал» от его изуверств. К счастью, эти межнациональные распри остались в прошлом.
 
Герой Отечественной войны 1812 года Сергей Глинка писал в своих мемуарах: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою — и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую… Башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».
 
Действительно, башкирские формирования стали важной частью русской иррегулярной кавалерии. Всего в помощь русской армии башкиры выставили 28 конных полков. Башкирские всадники были одеты в кафтаны из синего или белого сукна, широкие шаровары в цвет кафтану с красными широкими лампасами, белый войлочный колпак и сапоги.
 
Вооружение башкирского воина составляли пика, сабля, лук и колчан со стрелами — ружья и пистолеты были у них редкостью. Поэтому французы шутливо прозвали башкир «амурами». Но свое допотопное вооружение башкиры использовали виртуозно. В одном современном документе читаем: «В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другою».
 
Наполеоновский генерал Марбо в своих мемуарах писал об одном столкновении с башкирской конницей: «Они кинулись на нас бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их исступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос. Настигнуть их было очень трудно».
 
Кутузов в одной из реляций отмечал храбрость, с которой «башкирские полки поражают неприятеля». После Бородинского сражения Кутузов вызвал к себе командира одного из башкирских полков, Кахым-туря, и, благодаря за храбрость в бою, воскликнул: «Ах и молодцы же вы, любезные мои башкирцы!» Кахым-туря передал слова военачальника своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой, сочинили песню, в припеве которой повторялось: «Любезники, любизар, молодцы, молодцы!» Эта песня, воспевающая подвиги башкирских удальцов, прошедших с боями пол-Европы, и сегодня поется в Башкирии.
 
Национальные и религиозные традиции башкирского народа ярче всего проявляются в свадебном обряде. Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели сохранялся у башкир до конца XIX века. Мальчик и девочка должны были укусить друг друга за уши, а родители жениха и невесты в знак заключения брачного договора пили батá, разведенный мед или кумыс из одной чашки.
 
У мусульманских народов (а башкиры исповедают ислам суннитского толка) брак считается действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответствующих обрядов и освящен именем Аллаха. Такой свадебный обряд называется никáх. В дом тестя приходит приглашенный мулла и спрашивает, согласны ли стороны вступить в брак. Молчание женщины принимается за ее согласие. Затем мулла читает изречения из Корана и делает запись в метрической книге.
 
Мулле за сделку обычно платят один процент стоимости калыма. В наши дни калым рассматривается как необязательное, но все же желательное условие брака. По выплате всего калыма жених со своей родней отправлялся за женой к тестю. К его приезду тесть устраивал празднество – туй, которое продолжалось два-три дня. В богатых домах в эти дни проходили скачки и состязания в национальной борьбе кэрэш.
 
При вступлении в дом мужа молодая трижды становилась на колени перед родителями мужа и трижды ее поднимали. Затем совершался обмен подарками. На следующий день молодую вели по воду, с коромыслом и ведрами. С собой она брала мелкую серебряную монетку, привязанную к нитке, и бросала ее в воду, как бы в жертву водяному духу. На обратном пути смотрели, не расплещет ли молодая воду, что считалось неблагоприятным знаком. И только после этой церемонии жена, уже не стесняясь, открывала лицо мужу.
 
Отдельно нужно сказать про кумыс в башкирской традиции. Первое упоминание о кумысе принадлежит «отцу истории» Геродоту, жившему в V веке до н.э. Он сообщил, что излюбленным напитком скифов было кобылье молоко, приготовленное по особому методу. По его словам, скифы тщательно охраняли секрет изготовления кумыса. Тех, кто разглашал эту тайну, ослепляли.
 
Одним из народов, которые сохранили для нас рецепт приготовления этого чудодейственного напитка, были башкиры. Готовили кумыс в прежние времена в липовых или дубовых кадках. Вначале получали закваску – бродило. У башкир им служит кислое коровье молоко. Бродило замешивали с кобыльим молоком и давали настояться. По времени созревания кумыс подразделяют на слабый (одни сутки), средний (двое суток) и крепкий (трое суток). Доля спирта в них составляет, соответственно, один, полтора и три процента.
 
Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами. Его не зря называют напитком долголетия и здоровья. Хорошо знакомый с бытом башкир писатель Сергей Тимофеевич Аксаков писал об оздоровительном действии кумыса: «Весной… начинается приготовление кумыса, и все, кто может пить – от грудного младенца до дряхлого старика – пьет целительный, благодатный напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости, полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щеки».
 
Еще в первой половине XIX века автор «Толкового словаря» Владимир Даль, врач по образованию, подметил антицинготное действие кумыса. Даль писал, что, привыкнув к кумысу, поневоле предпочтешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает, утоляет одновременно голод и жажду и придает особую бодрость, никогда не переполняя желудок.
 
По высочайшему повелению, в 1868 году московский купец Марецкий устроил первое кумысолечебное заведение близ Москвы (в нынешних Сокольниках). Лечебные свойства кумыса высоко ценили многие выдающиеся ученые-медики. Например, Боткин называл кумыс «прекрасным средством» и считал, что приготовление этого напитка должно стать общим достоянием, как приготовление творога или простокваши.
 
Сергей Цветков, историк
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

5 комментариев: Любезники, любизар, молодцы-молодцы!

  • Ильдар Шаяхметов говорит:

    Материал интересный. Спасибо. На фотографии узнал себя с копьем в руке. Это было 10 июня 2012 года во время реконструкции боя с французами 1812 года в рамках республиканского сабантуя, в честь 200-летия 1812 года в д. Таученгирово Кармаскалинского района Республики Башкортостан. Прибыли на реконструкцию по нашему зову наши друзья реконструкторы ВИК из Самары, Казани и Московской области. А мне с клубом 1-й Башкирский конный полк – «Любизар» – от души пришлось изображать прадедов. С Уважением, руководитель клуба Ильдар Шаяхметов.

  • Константин Анисимов говорит:

    Здравствуйте! А как вы относитесь к гипотезе, что башкиры произошли от орды Башкорта, вассала хазарского кагана из легенды Гардизи о создании Кыргызского каганата?

  • Владимир Агте говорит:

    А вот здесь можно прочитать о генетической истории башкир.

    • Владимир Агте говорит:

      В дополнение к предыдущему комментарию (взято отсюда):
       
      В 2009 году А.С. Лобовым в лаборатории молекулярной генетики человека УНЦ РАН (зав лаб., д.б.н., проф. Э.К. Хуснутдинова) была успешно защищена диссертация «Структура генофонда субпопуляций башкир». В ней приведена таблица частоты Y-гаплогрупп в разных районах Башкортостана. К сожалению, изучены не все районы, но все же можно сделать некоторые выводы о соотнесении межу некоторыми родами и Y-гаплогруппами. Следует сказать, что наиболее точные данные дают ДНК-aнaлизы именно Y- хромосомы (мужской).
       
      Гаплогруппа – группа схожих гаплотипов, которые разделяют также общий полиморфизм одного нуклеотида (SNP, или «снип»). Итак, по данным А. Лобова и далее с моими комментариями:
       
      Пермские башкиры – основная гаплогруппа R1b1b2 (кельтская) – 84%. У двух протестированных коми-язьвинцев с той же территории именно эта гаплогруппа. Баймакский район – также главная гаплогруппа R1b1b2 – 81%. Но о связи с пермскими башкирами говорить преждевременно. Дело в том, что гаплогруппа R1b1b2 достаточно древняя и имеет множество субкладов, поэтому родство между пермскими и баймакскими башкирами может быть весьма отдаленное, если конечно, и там и там не обитали одни и те же племена.
       
      Современная концентрация R1b максимальна на территориях, связанных с кельтами: в южной Англии около 70%, в северной и западной Англии, Испании, Франции, Уэльсе, Шотландии, Ирландии – до 90% и более. А так же, например, у басков – 88,1%, испанцев – 70%, бельгийцев – 63%, итальянцев – 40%, немцев – 39%, норвежцев – 25,9% и других. Кстати, к рассматриваемой группе относится Тутанхамон.
       
      Абзелиловский район – гаплогруппа R1b1b1 (довольно редкая гаплогруппа, обнаружена с высокими частотами пока только у башкир и хазарейцев Пакистана) – 55%. В отличие от R1b1b2 – это гаплогруппа почти отсутствует в Европе и имеет явно восточное происхождение. Характерна для казахских кыпшаков и, без сомнения, связана с кыпчаками.
       
      Стерлибашевский район – N1c (финно-угорская) – 54%. Эта гаплогруппа может быть связана как с Поволжскими народами, так и с угорскими (ханты, манси), а также с выходцами из Южной Сибири или Северного Казахстана. Вполне возможно связь с булгарами. Гаплогруппа N1c также значительна у самарских и саратовских башкир – 20%, и оренбургских – 32%.
       
      Установлено, что местом происхождения гаплогруппы N1c Y-хромосомы является территории Южной Сибири. Неолитическая экспансия населения Южной Сибири привела к появлению и широкому распространению группы N1с в популяциях Восточной и Северной Европы.
       
      Гаплогруппа R1a (арийская) с наибольшей частотой встречается в Бурзянском – 31%, Стерлибашевском – 38%, Оренбургских – 30% и саратовско-самарских – 38%. Носители гаплогруппы R1a:
       
      Русские 53%
      Поляки 60%
      Украинцы 54%
      Белорусы 47%
      Чехи 40%
      Словаки 45%
      Киргизы 50%
      Таджики 60%
      Пуштуны 70% (Афганистан)
      Белуджи 70% (Пакистан)
      Панджабцы 80% (Пакистан-Индия)
      Индия в целом 30%, верхние касты 72%

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
   
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
  
Наши друзья