На юге Сербии располагается несколько общин с подавляющим большинством албанского населения. В экономическом отношении они являются самыми отсталыми общинами, зато находятся в стратегически важном районе, через который проходит так называемый коридор-10 в направлении Македонии. И вот здесь 9 марта 2013 года неожиданно было назначено очередное заседание Союза депутатов-албанцев парламентов Прешева, Буяновца и Медвежьи, который принял Резолюцию «Об экстренных мерах по решению проблем албанцев Прешевской долины» (так называют юг Сербии).
 

 
Некоторые албанские лидеры предлагают проект «ассиметричной децентрализации» этих трех общин (скорее всего, речь пойдет об их объединении и расширении полномочий местной власти), а также требуют от сербских властей передать под их контроль границу с Косово и отвести спецподразделения сербской полиции из пограничного с Македонией района.
 

Так, лидер Движения за демократический прогресс Йонуз Муслию заявил, что Резолюция касается осуществления политических прав албанцев в Прешевской долине, в частности, их «аналогичности» правам, которыми располагают сербы на севере Косова. Это означает, что «подобно тому, как они контролируют таможню на севере Косова, мы требуем, чтобы албанцы Прешева и Буяновца контролировали таможню на КПП Бела Земля с сербской стороны». Муслию указал, что от правительства Сербии требуется положить конец присутствию спецполиции: «Мы требуем, чтобы в общине Прешево (на границе с Македонией) в пограничной службе были представлены только люди из Прешева и Буяновца, как и было раньше, а не полицейские, которые приводятся со стороны».
 
В целом ситуация на юге Сербии развивается синхронно с косовской проблемой, в связи с этим ее необходимо рассматривать через призму результатов переговоров с «правительством Республики Косова». Очередной, и, видимо, последний, этап переговоров с Приштиной был начат еще командой Бориса Тадича в 2011 г., а продолжен нынешней властью во главе с Николичем, Дачичем и Вучичем. На последнем этапе Белград пошел на все уступки, которые от него требовала Приштина и международное сообщество, поставив под прямую угрозу суверенитет, территориальную целостность и конституционный порядок страны.
 
В настоящий момент на переговорах с Приштиной последним рубежом Белграда является требование создания Объединения сербских общин Косова, наделенных некими полномочиями, которое, по молчаливому согласию сторон, будет действовать в независимой «Республике Косова». Так, 10 марта 2013 г. Ивица Дачич по поводу данного пункта заявил: «предложение Белграда приемлемо, у Приштины нет причин от него отказываться, поскольку и в других государствах Европы существуют автономные области, регионы, кантоны». Передача Приштине всех полномочий и атрибутов государства (копья ломаются лишь по поводу наличия у сербов севера Косова небольшого количества полицейских и суда первой степени, а также культурно-образовательной автономии, но последнее предусматривалось и планом Марти Ахтисаари) разожгло аппетиты радикальных националистических кругов албанцев юга Сербии. Албанские лидеры подчеркивают: на юге Сербии все должно соответствовать примеру объединения сербских общин в Косово.
 
Требования, изложенные в Резолюции от 9 марта, являются сигналом выхода албанского национал-сепартизма на новый этап. Сперва была осуществлена национальная консолидация и инфильтрация в органы местной власти. Теперь уже взят курс на максимально возможное расширение полномочий в трех областях: безопасности (ликвидация спецподразделений сербской полиции, контроль над пограничными КПП), социально-экономической и культурно-образовательной сфере. Фактически это завуалированные требования об автономии, поскольку ставится вопрос о максимально возможном повышении политического статуса вплоть до разграничения полномочий с центральной властью в ключевых областях. Резолюция является мощным катализатором национального сепаратизма, который уже в близкой перспективе станет наиболее серьезной внутриполитической угрозой для Сербии.
 
Албанские лидеры уверены: указанным требованиям предназначено стать платформой предстоящих соглашений Белграда и албанцев Прешевской долины. В международном аспекте Союз албанских депутатов еще на заседании 12 января 2013 г. в Прешево заявил о праве албанцев использовать национальные символы, выражающие национальное самосознание, а от правительства Албании потребовал интернационализировать «проблему Прешевской долины». Правительство Сербии и «правительство Косова» были приглашены к участию в решении проблемы «Прешевской долины» в Брюсселе при посредничестве высокого представителя ЕС Кэтрин Эштон. То есть речь идет о расширении самостоятельных внешних связей юга Сербии.
 
Со своей стороны, депутаты «Косовского парламента», например, депутат движения Самоопределение и в недавнем прошлом один из известнейших командиров Освободительной Армии Косова (ОАК) Реджеп Селими и депутат от Демократической партии Косова Наит Хасани выразили готовность «начать войну» для защиты интересов албанцев «Прешевской долины». В настоящее время из США в Косово прибывает 525-ая разведывательно-боевая бригада, предназначенная для ведения боевых действий в особо тяжелых условиях, она станет частью американской бригады Восток, заменив служащих Национальной гвардии и резервистов. Кроме того, в 2012 г. Германия направила в Косово особые подразделения и спецтехнику для срытия баррикад. Создание столь мощной военной группировки в Косово свидетельствует не только о прямой угрозе силовой акции против сербов севера Косова, но и о создании военно-стратегического фактора, который станет определяющим при выработке дальнейшего политического курса албанцев юга Сербии.
 
Политика государства в решении албанского национального вопроса в границах «узкой Сербии» (т.е. не включая Косово) терпит фиаско. Органы власти в диалоге с албанцами юга своим партнером вместо Национального совета албанцев, задачей которого непосредственно является решение проблем албанского национального меньшинства, выбрали политические структуры. Совет за три года своего существования не только не набрал общественно-политический веса, но, напротив, теряет свою значимость. Сербское государство продолжает финансирование албанского сообщества, несмотря на то, что его позицию во все более радикальном виде представляют политические партии и неформальные группы, включая бывших боевиков Армии освобождения Прешева, Буяновца и Медвежьи (филиала АОК).


Пока внутренние и международные условия не благоприятствуют развитию наиболее радикального сценария – отделения «Прешевской долины» от Сербии и присоединения ее к Косово (или той или иной форме «великоалбанского объединения»). Однако на идеологическом, политическом, институциональном и культурно-образовательном уровне осуществляется полномасштабная и глубокая подготовка для максимального обособления в границах Сербии.
 
В регионе идёт перераспределение влияния от центра к неправительственным факторам – национальной политической элите и клановым группам, ведущим борьбу за власть. Причем идейно-политическая составляющая носит наиболее опасный амбивалентный характер: с одной стороны, развиваются установки этнического албанского сепаратизма, враждебного по отношению к сербскому государству (в албанской среде царит непримиримое разделение на «мы» и «они»). С другой стороны, подобные установки в случае развития сыграют роль детонатора в демонтаже Сербии как полиэтничной страны со значительной частью концентрированно проживающего мусульманского населения. Пример «Республики Косова», находящейся в полушаге от полного признания своей независимости, не может не вдохновлять. Как говорится, грех не воспользоваться оказией…
 
Для сербской власти в нынешних условиях нарастания общественно-политического кризиса, связанного с народным недовольством по поводу фактического признания Косова и нагнетанием напряженности на севере края, а также с общим ослаблением государства, вероятно, будет избран путь необострения отношений и поиска компромиссов. Однако по примеру приштинских политиков для албанских лидеров «Прешевской долины» понятия «уступки и компромисс» не входят в политический инструментарий. Кроме того, со стороны внешнего фактора – США и Евросоюза – на Сербию (опять же учитывая косовский опыт) будет возрастать давление с требованиями расширить права регионов и национальных меньшинств, снизить уровень централизации.
 
Для Сербии, по сути, речь будет идти о потакании этносепаратизму в стратегически важном регионе. Поскольку в большинстве случаев этнический сепаратизм перерастает в экстремизм, сопровождаясь усилением террористической активности наиболее агрессивных сторонников этнонезависимости, проблема албанского сепаратизма на юге Сербии неизбежно выйдет на международный уровень.
 
Анна Филимонова,
кандидат исторических наук
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 комментария: Сепаратисты стремятся к распаду Сербии

Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
   
Наши друзья