Виссарион Григорьевич Белинский в 1848 году писал: «В России сегодня нет элементарного полицейского порядка, а есть огромные корпорации разных служебных воров и грабителей… Нужно пробуждение собственного достоинства, гарантии для личности, чести и собственности». Слова великого критика актуальны и по сей день. Ведь свободную и сильную Россию могут построить только свободные и ответственные граждане. Главную роль в этом деле играет связка «личность — гражданское общество — государство». Но государство – институт проектируемый, а личность и гражданское общество – выращиваемый.
 

 
Поэтому проблема выстраивания личности с собственным достоинством, роль в этом государства, семьи и общества является актуальной. Обязательства по отношению к детям и молодежи – взаимны. Государство, общество и семья должны нести солидарную ответственность за воспитание достойного поколения, чтобы всем потом «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
 

Личность нельзя сконструировать извне, но можно содействовать ее становлению. И воспитательная задача образования не менее важна, чем учебная. Формирование свободной и ответственной личности происходит на стыке трех частей социума: семья, школа (в общем смысле – от детсада до аспирантуры, где получение знаний является основной задачей), окружающая среда (улица, работа и пр.). Семья закладывает культурные ценности, традиции, отношение к родственникам, взгляд на жизнь – это «субъективные знания». Школа дает «объективные знания». Улица дает все остальное – от спорта до матерщины: все это можно наблюдать не только на улице, но и по ТВ.
 
Стихийное формирование личности приводит к тому, что личность берет из этих трех частей социума лишь то, что легче всего взять. Это психологический закон поведения: минимизация затрат как материальных, так и ментальных. Личность согласна на большие затраты только при наличии интереса к той области, которая требует больших затрат. Поэтому стихийно развивающаяся личность, получив определенный импульс из семьи, придет в школу уже с этим импульсом, а все остальное доберет на улице.
 
Возможная цепочка: семья нацеливает на то, чтобы быть лучшим; в школе это выражается в желании отлично учиться, и таким образом формируется способность объективно оценивать окружающую действительность. Из прочего социального окружения человек усваивает, что можно жить еще лучше, что есть к чему стремиться. Иной вариант развития: импульс из семьи – «все вокруг хотят зла», в школе агрессивная настроенность и восприятие двойки по любому предмету через призму «так оно и есть, все хотят мне зла», а в уличном социуме находятся нужные «учителя жизни».
 
Задача и ответственность семьи – духовное формирование личности, воспитание культуры и экономических основ семейной жизни, школы хозяйствования, бережливости и трудолюбия, уважительного отношения к собственности. Государство обеспечивает поддержку семьи, стимулирование ее развития, обучение талантливых, но недостаточно обеспеченных и прочие механизмы мотивации семьи на активное участие в воспитании, заботы о материнстве, детстве, беспризорных и сиротах. В современной России роль семьи в формировании гражданских качеств у ребенка снижена. А ведь жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, действуют незаметно, укрепляют или отравляют душу подрастающего человека. В обществе, где в семейном воспитании так много асоциального, нужна целенаправленная поддержка семьи со стороны государства.
 
В положительном плане улица – это формирование воли и стремления детей и подростков быть первыми. Отрицательное влияние улицы общеизвестно. Поэтому общество должно создавать условия для того, чтобы дети были заинтересованы в занятиях в свободное время, не бить баклуши, а заниматься чем-нибудь полезным.
 
Итак, если формирование личности – задача государства, то именно в системе образования оно может и должно активно вмешаться в процесс формирования личности. Это институциональный элемент, через который государство может наиболее действенно проводить в жизнь свою политику.
 
В стране уже двадцать лет осуществляется реформа образования. Столь долгий срок вовсе не связан с масштабностью задач. Просто задачи все время меняются или уточняются. А вообще, сколько себя помню, да и по семейным рассказам – всегда шла реформа образования: то историю с литературой выкинем, то опять изучаем, то мальчики вместе с девочками, то раздельно, то 10 лет, то 11, то снова 10, потом опять 11, но первый класс – дошкольный. То 4 года начальное, то 3, то опять 4. То соединяют старшие классы с практикой, то разъединяют. То для всех общее образование, то с уклонами. То читаем математику по логическому принципу, забыв про все педагогические правила и потеряв на этом математическую грамотность во всей стране, то снова так, как полагается – «в историческом аспекте».
 
Проводимые в образовании реформы носят по определению структурный, институциональный, технический характер. Россия входит в мировое образовательное пространство и принимает правила, распространенные в развитых западных странах. Отсюда – увеличение числа лет обучения, введение ЕГЭ, бакалавриата и магистратуры. Но это лишь новая форма. Образование (и его качество) определяется содержанием и используемыми методами обучения в широком смысле, включая формы изложения материала, систему упражнений, практических занятий, технических средств обучения и т.д., а также подготовку соответствующих педагогических кадров.
 
Перед органами управления образованием стояла задача «перелить» образование в новую форму без потерь. Без опоры на достижения педагогической науки сделать это невозможно: слишком многое может «пролиться». К сожалению, именно это в последние годы и происходило.
 
В настоящее время в системе образования отсутствует государственная политика в сфере определения его содержания. Особенно это заметно на школьном, общеобразовательном уровне. Практически все изменения были проведены в начале 90-х годов прошлого века и были связаны с изъятием из гуманитарных курсов идеологической и мировоззренческой составляющих обучения. Реально возникший вакуум ничем так и не был заполнен. Эту задачу обязана решить педагогическая наука, тем более что она уже имеет многочисленные наработки.
 
В России не только сменился государственный строй и произошел отказ от коммунистической идеологии, конституционно признано идеологическое многообразие, многоукладная экономика, изменились отношения собственности и многое другое. Россия стала открытой страной и вошла в мировое сообщество. Соответственно изменился и набор общеобразовательных знаний, умений и навыков (например, каждый гражданин должен теперь уметь заполнить налоговую декларацию, прочитать финансовый документ, обладать определенными знаниями в области гражданского законодательства).
 
Вместе с тем, пересмотр содержания образования был практически отдан «на откуп» издательствам, работающим на образовательном рынке. Как показала практика прошедших лет, каждое из них стремилось в кратчайшие сроки получить в свое полное распоряжение весь комплект школьных учебников. Качество этих учебников интересовало издательства гораздо меньше. В результате учебники различных издательств существенно различаются по содержанию, сложности и порядку изложения материала. Чрезвычайно затрудненной оказалась адаптация учащихся к новым требованиям в случае смены школы. При этом ни один из действующих учебников в полной мере не соответствует требованиям времени. И не случайно содержание одного из учебников истории вызвало некоторое время назад справедливое возмущение Президента России. К сожалению, и остальные учебники чрезвычайно далеки от совершенства. Исправить это положение педагогическая наука вполне в состоянии.
 
Большой проблемой в последние годы стала и переподготовка профессиональных кадров. Не в смысле широты спектра предложений, а с точки зрения эффективности и качества переподготовки. По сути, дополнительное образование реализуется по одной из двух схем: либо слушателям предлагаются старые курсы учреждений профессионального образования, либо механически используются курсы, заимствованные на Западе.
 
К сожалению, и тот и другой подходы не решают поставленных задач. Старые содержание и методы в новых экономических и производственных условиях оказываются неприемлемыми. Перенос же западных методик также не дает эффекта, так как они изначально рассчитаны на совершенно другую аудиторию, да и условия работы в развитых странах пока еще значительно отличаются от российских.
 
Для привлечения педагогической науки к решению перечисленных выше задач не требуется никаких новых структур. Нужно только грамотно использовать то, что уже имеется. Надо сказать, что, к примеру, Сталин роль научного обеспечения развития жизненно важных для государства институтов понимал прекрасно. Не случайно в тяжелейшие для страны годы Великой Отечественной войны были организованы академии образования (1943) и медицины (1944). Министерство и академия должны работать вместе, делая общее дело: министерство – ставить задачу, а академия – осуществлять ее научное решение. При этом министерство образования должно заниматься стандартами и инфраструктурными проектами, а не «распиливанием» бюджетных средств бюрократией.
 
Конечно, сегодня многое изменилось, и министерство сегодня объединило не только все уровни образования, но и науку. Очевидно, что это требует и соответствующих институциональных преобразований. Важно при очередном реформировании с водой не выплеснуть ребенка.
 
Во время исполнения обязанностей депутата Государственной Думы IV созыва мною в соавторстве с другими депутатами от оппозиции были подготовлены и в 2005 году переданы в Комитет по образованию и науке конкретные законодательные предложения. Затем на их основе были внесены соответствующие законопроекты по развитию образования в стране. В то время их отклонили, правда, некоторые из них позже были приняты в другом авторстве. Кратко их суть я привожу ниже. Возможно, их принципиальные, хотя и не бесспорные положения заинтересуют читателей. Несомненно, актуальность некоторых предложений уже утрачена, т.к. за прошедшее время обозначенные проблемы нашли те или иные решения, например, по региональному компоненту содержания образования.
 
1. Модернизация законодательства о науке и образовании. Интегрировать законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», а также концепцию и отдельные разделы законопроекта «О дополнительном образовании», доработав документ до уровня единого научно-образовательного Кодекса.
 
2. Введение идеологической и патриотической составляющей образования. В ст. 14 «Общие требования к содержанию образования» закона «Об образовании», в п. 2 «Содержание образования должно обеспечивать», добавить подпункт: «Формирование у граждан Российской Федерации естественного восприятия национальной культуры, патриотических чувств, чувства Родины». После п. 4 добавить п. 4а: «Содержание образования должно включать в себя базовые принципы демократии и способы их реализации в государственном устройстве».
 
3. Обеспечение единого образовательного пространства. Ст. 4 «Задачи законодательства Российской Федерации» дополнить п. 2а «Обеспечение единого образовательного пространства Российской Федерации». Главу III «Управление системой образования» предварить главой IIа «Обеспечение единого образовательного пространства Российской Федерации», в которой ввести понятие стабильных программ и учебников, указать на регулярное (ежегодное) рассмотрение вопроса содержания образования Государственной Думой, утверждение ею содержания общего среднего образования (ее федеральный компонент), стабильных программ и учебников. Утверждение регионального компонента содержания образования определяется законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. В той же главе законодательно определить понятие экспериментальных школ, программ и учебников, их максимально возможное число.
 
В главе ввести также указание о создании при Государственной Думе Федерального Собрания РФ вневедомственного федерального экспертного совета по развитию образования, который бы брал на себя ответственность за развитие общего среднего образования. В соответствующие статьи главы III внести изменения в определения компетенции различных органов управления образованием для приведения ее в соответствие с новой главой.
 
4. Введение экономических механизмов государственного распределения выпускников и понятия образовательного сбора. Ввести в закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» понятие «федеральный, региональный и муниципальный заказ выпускников» государственных вузов. Гарантировать определенное количество мест для государственного распределения на контрактной основе. Например, не менее 50 мест на 10 тыс. населения для удовлетворения потребности в специалистах субъектов федерации и муниципалитетов, и не менее 100 – объем государственного заказа молодых специалистов для федеральных нужд. Ввести понятие образовательного сбора, взимаемого с обучаемых (их родителей) и имеющего целевое назначение – развитие материально-технической базы образовательного учреждения. Разработать механизмы погашения государством образовательного сбора выпускникам, распределенным на работу по государственному заказу.
 
5. Повышение социального статуса работников отрасли. Приравнять учителей к государственным служащим с соответствующей оплатой труда и пенсионного обеспечения. Ввести переход на новую систему «с Востока на Запад» по федеральным округам в срок до семи лет.
 
6. Введение понятия категории учреждения высшего профессионального образования. Закон «Об образовании» (ст. 12 п. 6): «Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации». Необходимо ввести понятие «категория» со следующим разделением: а) федеральные исследовательские университеты; б) федеральные университеты; в) прочие государственные вузы. На первой стадии создать федеральные исследовательские университеты на базе ведущих учреждений РАН.
 
В главе III закона «Об образовании», в ст. 28 «Управление системой образования», необходимо добавить пункт об утверждении структуры примерных штатных расписаний по различным категориям университетов, а также структуры управленческого персонала. Определить нормативы численности профессорско-преподавательских кадров от категории вуза.
 
7. Изменение нормативов финансирования вузов. В ст. 41 закона «Об образовании» и ч. 1 ст. 2 «Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования» ввести следующие изменения: отменить «норматив» 170 студентов вузов (всех форм образования) на 10000 человек населения. Вместо него законодательно установить, что финансирование высшего образования на очередной бюджетный период не может быть меньше среднегодовой доли этой статьи расходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП) за пять предшествующих лет.
 
8. Разработка закона об образовательных кредитах. В целях создания эффективных экономических механизмов финансирования профессионального образования, способствующих повышению доступности и обеспечению равных возможностей получения качественного образования, необходимо определить понятие образовательного кредита, а также порядок его предоставления и возврата.
 
9. Уточнение статуса и типов образовательных учреждений. В законе «Об образовании» и других законах обозначить единую систему учредительства организаций в образовании, связав любые их формы с конституционно определенными государственными или муниципальными образовательными учреждениями. Привести в соответствие типы образовательных учреждений: учреждения дошкольного воспитания, учреждения общего среднего образования, старшая школа, учреждения начального и полного профессионального образования (рабочие училища и колледжи), учреждения высшего профессионального образования.
 
10. Введение единой системы образовательного учета. В закон «Об образовании» (гл. IV «Экономика образования») ввести понятие государственного образовательного регистра как системы сбора и аккумулирования персональной информации об уровне образования и образовательной истории каждого ребенка и гражданина страны, а также основания для образовательного кредитования населения и иных форм финансирования образования.
 
11. Разработка закона о регулировании экспериментальной деятельности в сфере образования. В законе «Об образовании» разработать главу, посвященную системе организации и контроля над деятельностью экспериментальных и инновационных площадок.
 
Борис Алексеевич Виноградов,
профессор, доктор технических наук
 
Перейти к авторской колонке
 
Приведённая статья – это материал, взятый из книги Б.А. Виноградова «Политические танцы власти. Шаг вперед и два назад», изданной в 2005 году. Редакция сайта pereformat.ru посчитала этот материал достаточно актуальным и опубликовала с согласия автора.
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
   
Наши друзья