В 1983 году при раскопках варяжского Старигарда (ныне немецкий город Ольденбург на южном побережье Балтики) археологи наткнулись на богатое захоронение середины X века. Погребальный инвентарь свидетельствовал о королевском происхождении покойного, а у его ног была обнаружена настольная игра с резными фишками. По месту находки её назвали королевская игра.
 

 
В ходе реконструкции выяснилось, что в Старигарде нашли древнейшей вариант настольной игры, которая также известна как северные шахматы и была популярна в Европе задолго до появления собственно шахмат. Впрочем, у королевской игры оказалось с ними немало общего. Это стало ясно, когда удалось восстановить правила. Доктор Инго Габриэль из Археологического музея Шлезвига сравнил обнаруженную игру с аналогичными настольными играми, сохранившимися в Северной Европе.
 

Королевская игра представляла собой военную стратегию, в которой король с дружиной должен был вырваться из окружения врагов, вдвое превосходящих по численности. Типичная ситуация для средневековья, которую можно было смоделировать на игровом поле. Если никто не застрахован от коварного нападения и внезапной схватки, то следовало развивать тактический расчёт, внимание и логику. Разве какой-нибудь король мог легкомысленно предположить, что вражеская осада ему никогда не угрожает? Конечно, нет. А значит – приходилось играть с судьбой. И просто играть… для развлечения и для пользы.
 

Королевское захоронение в Старигарде
 
Игровые фишки символизировали противоборствующих воинов. С одной стороны – белые, сделанные из моржового клыка, с другой – красные, изготовленные из китовой кости. Навершие «королевской» фишки было украшено дугообразной короной. Интересно, что в отличие от шахмат, стороны имели как будто неравную диспозицию перед схваткой. Телохранителей короля всего лишь 8, а нападающих – 16. В поздних вариантах игры фишек больше, но пропорция сохраняется аналогичная.
 
Однако в игре может быть очень много комбинаций, и вряд ли она серьёзно уступает шахматам по сложности. Нападающий должен постоянно следить, чтобы его фишки продвигались со всех сторон равномерно. Параллельно ему приходится прикрывать открытые углы, чтобы защитники короля и он сам не прорвались из окружения. В общем, стороны получают равные шансы, ведь численное преимущество атакующих во время осады нередко теряется
 
На Руси подобная игра называлась тавлеи (или велеи), и она хорошо известна по былинному фольклору. Исследователи долго не могли понять её правил, считая тавлеи неким аналогом игры в шашки. Однако после находки в Старигарде/Ольденбурге всё становится на свои места.
 
Правила игры:
 
Для игры потребуется поле 9х9, белые и красные фишки. Центр поля отмечается как королевский трон. Преимущество игры заключается в том, что в случае необходимости всё это можно легко изготовить из подручных материалов. И замечательная стратегия из варяжских времён станет отличным способом провести свободное время. Как это было в Древней Руси.
 
 
 
Иллюстрации показывают расстановку фишек перед началом схватки. В центре располагается король на специально размеченной клетке (троне), на которую не может ступить никакая другая фишка. Защитники (8 красных фишек) крестообразно установлены перед королём. 16 нападающих (белые фишки) занимают середины противоположных кантов игрового поля.
 
Король остаётся победителем в игре, если он достигнет канта игровой доски. При этом сам он не участвует в битве. Нападающая сторона, в свою очередь, одерживает верх, если ей удаётся полностью окружить короля с четырёх сторон или прижать его к трону, вынудив вернуться на него.
 
Все фишки двигаются по тому же принципу, что ладья (башня) в шахматах, то есть могут свободно перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлении сколь угодно далеко по свободным клеткам. Только король может продвигаться максимум на три клетки. Перепрыгивать через другие фишки нельзя.
 

 
Фишка считается битой, если её берут в тиски с двух сторон фишки противника (илл. А). Помимо этого, можно одновременно вывести из игры несколько фишек противника, когда происходит комбинация, как на илл. В. Но фишка не считается битой, если игрок самостоятельно устанавливает её между двух фишек противника (илл. С) – в этом случае, как будто, соблюдается бонус «храбрости» контратакующей фишки.
 
В начале игры белые едва ли могут позволить себе терять фишки, так как в противном случае король легко проскользнёт в открывшуюся брешь. Причём даже один-единственный защитник короля, которому удастся прорваться за кольцо осады, сможет причинить нападающей стороне немалый урон. Только если кольцо сильно сужается, то можно предпринимать безопасный обмен фишками. Но не всегда преимущество получается таким способом; чем больше защитников участвует в игре, тем сильнее они стесняют подвижность собственного короля.
 
Атаку небольшого количества фишек легче отбить. Поэтому нападающему рекомендуется выступать всеми своими фишками равномерно. Защищающийся, напротив, должен постоянно стремиться переводить короля на свободное место, чтобы его не смогли окружить. А заодно, чтобы нарушать равномерное наступление нападающих. Если королю удастся вырваться, то добраться до канта станет намного проще. Итак, белые начинают… но выигрывают ли?
 
Всеволод Меркулов,
кандидат исторических наук
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

16 комментариев: В кольце осады: варяжская настольная игра

  • Сергей Лохмачёв говорит:

    Всеволод, добрый день! Интересная игра! Хочу поиграть. Но только много нюансов не понятно из того, что написано здесь. Возможно, у вас есть более полный свод правил? Ещё не начав играть, уже задаюсь вопросом: в ситуации на иллюстрации С, если я сам совершаю ход между двух фишек соперника, но вплотную к любой из них стоит ещё одна моя, будет ли бита мной вражеская фишка?
     
    Таких вопросов, наверняка, будет много) Если у вас есть в каком-то фиксированном виде более полные правила, можно ли с ними ознакомиться? Буду признателен.

    • V.M. говорит:

      Доброе время суток, Сергей! Если Вы совершаете ход и ставите свою фишку между двумя фишками противника, то она не оказывается битой. Если же тем самым зажатой оказывается вражеская фишка, то бьётся она (то есть происходит действие, представленное на илл. а). Правила этой игры очень вариативны, т.к. она была широко распространена в своё время.

      • Николай говорит:

        Доброго времени суток Всеволод! А можно ли узреть свод всех (или хотя бы нескольких вариантов) правил этой игры, размеров доски, расстановки и кол-ва фигур?

        • V.M. говорит:

          Уважаемый Николай! Увы, должен Вас разочаровать – у меня нет сводных данных по различным вариантам игры. Но в интернете кое-что попадается, в том числе мне приходилось видеть даже онлайн-игру.

      • Сергей Лохмачёв говорит:

        Получается, что играющим сейчас даётся определённая свобода в создании правил. Это тоже интересно. Спасибо за ответ!

        • V.M. говорит:

          В общем-то, да. Игра – народная! Мы ведь не можем на 100% знать, какими правилами руководствовались в Старигарде. Реконструкция всегда имеет допущения, хоть и в рамках более-менее известных «канонов».

  • Николай говорит:

    В вики есть статья, из которой следует, что скандинавы тоже играли в эту игру еще в III в. н.э. и называлась она у них Хнефатафл. Можете сказать, кто у кого ее позаимствовал?
     
    И хотелось бы более подробно узнать правила. В частности: 1.) может ли дружинник прыгать через «трон»? 2.) были ли другие размеры поля?

    • V.M. говорит:

      Уважаемый Николай! Что означает «тоже играли в эту игру еще в III в. н.э.»? Откуда эта информация? Вики доверяться опасно: там до сих пор пишут, что готы вышли из Швеции, а «германцы» руги неожиданно превратились на Рюгене в «славян» руян и т.п. Игра – общесеверная, это очевидно. Однако думаю, что вопрос о её изобретателе остаётся открытым. Но игра из Старигарда – это старейший археологически обнаруженный экземпляр.
       
      По правилам: 1.) дружинник не может «перепрыгивать» через королевский трон; 2.) другие размеры поля возможны (в данном случае речь идёт о конкретном варианте игры, обнаруженном в Старигарде).

  • Сергей говорит:

    Здравствуйте Всеволод! Упоминания этой (или подобных игр) встречаются на просторах Интернет, можно даже поиграть он-лайн. Но правила немного другие. Откуда в Вашей версии взялось правило, что король может передвигаться только на 3 клетки? Также в ваших правилах непонятно умирает ли фишка соперника если её зажали в угол с двух сторон, вот так:
     
    |OX
    |X
     
    И прошу пояснить столь большое расхождение с правилами описанными в других источниках, где королю необходимо добраться не до края, а до угла доски, а простые пешки могут быть зажаты в том числе углами или самим троном. Заранее спасибо!

    • V.M. говорит:

      Уважаемый Сергей! Очевидно, что игра имеет множество вариаций. Я привёл те правила, которые предложили немецкие исследователи, изучавшие экземпляр, обнаруженный в Старигарде-Ольденбурге. Из них следует, что король может передвигаться только на три клетки. Но увы, ничего не сказано о фишке, «загнанной в угол».
       
      Видимо, игра была очень популярна в Балтийском регионе до широкого распространения шахмат. Отсюда – вариативность. Мне тоже приходилось встречать правила, в которых королю необходимо добраться до угла доски. Последнее – сложнее. Как и те варианты, в которых больше фишек и поле. Можно сказать, что это своеобразный апгрейд.

  • Инфарх говорит:

    Хотелось бы поподробнее правила узнать.

  • Иван говорит:

    Очень понравилась игра и так хочется в неё поиграть. Насчет правил я так думаю, что там всё зависит от ситуации. Я, конечно, не историк, но если думать логически, то происходящее на игровой доске как-то было связанно с тем, что происходило на поле боя, следовательно было несколько правил, например, те же самые А, В, С и вся игра подчинялась им. Надо попробовать!

  • Пётр говорит:

    Где можно посмотреть электронную версию. Киньте ссылочку, пожалуйста. Спасибо.

  • Romeo говорит:

    Уважаемый Всеволод Меркулов! Просим Вас зарегистрироваться в соцсети ВКонтакте и приглашаем Вас в оф. группу Михаила Задорнова!
     
    По поводу правил: кто первый ходит-то? )) Всегда белые, всегда черные? Жребий? ))

    • V. M. говорит:

      Зачем мне регистрироваться Вконтакте? Мне на Переформате нравится =)
       
      По поводу первенства хода в игре. Жёсткое правило здесь мне неизвестно. Логично, что первой ходит нападающая сторона. Впрочем, наверное, жребий тоже поможет решить.

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
     
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
Наши друзья