Произошла чудовищная трагедия, которая меня, как выпускника исторического факультета (с 2014 года ставшего Институтом истории) Санкт-Петербургского государственного университета, глубоко потрясла: доцент О.В. Соколов, специалист по Наполеоновской эпохе, хладнокровно убил бывшую студентку Анастасию Ещенко. Разум всё ещё отказывается признать произошедшее, хотя сказать, что случившееся совершенно неожиданно, не получится. Не получится, к сожалению, сказать: «был замечательный добрый отзывчивый преподаватель, который мухи не обидел и я не понимаю, как такое вообще могло произойти»…
Участник форума «Учёные против мифов» (Антропогенез.ру) и доцент-расчленитель Олег Соколов – он выбрал чудовищный постскриптум для борьбы с «лженаукой».
Будучи выпускником исторического факультета СПбГУ, я помню, например, то, как Соколов приставал к моим однокурсницам (его личные причуды, вроде тех, что он, будучи одним из активных участников реконструкторского движения в России, считал себя воплощением Наполеона и требовал, чтобы к нему обращались «сир», мы оставим за скобками, хотя и это тоже показательный момент). Все девушки факультета были в курсе его девиантного поведения и обычно жёстко посылали его в соответствующем направлении, но в любом правиле есть исключения и кто-то становился его любовницей. Причём человеком он был ревнивым и агрессивным, и если уж какая-то девушка с ним связывалась, то попадала в крайне неприятную ситуацию, из которой не так-то просто было выбраться, ибо этот человек пытался удержать свою избранницу любыми способами. В 2008 году одна из студенток исторического факультета подавала в полицию на Соколова заявление за то, что он из ревности угрожал ей убийством. Каким-то образом дело тогда было замято (поговаривают, что помогли некие связи Соколова в военно-исторических и близких к ним политических кругах)…
Поскольку все эти факты на истфаке были известны, Соколова давно следовало уволить. Подчёркиваю – это не «послезнание»: лично я ещё в сентябре прошлого года публично писал в своём блоге в фейсбуке, что Соколова следует уволить за аморальное поведение, т.к. давно понимал, что рано или поздно он обязательно сделает что-то такое (но я не думал, конечно, что столь чудовищное), чем подставит и опозорит весь исторический факультет и всех нас, людей, имеющих к нему какое-то отношение. К сожалению, как это часто бывает, «своего» оправдывали и защищали до последнего. Как итог, по репутации Института истории (бывшего исторического факультета) и всего Санкт-Петербургского университета нанесён чудовищный удар.
За произошедшее с Соколовым, увы, несёт ответственность нынешнее руководство Института истории, которое знало о нарастающих странностях в поведении Соколова, некоторые из которых доходили даже до публичного уровня и обсуждались в СМИ, но не приняло никаких необходимых мер, чтобы отлучить его от общения со студентами. Думаю, что руководство Института истории, включая директора А.Х. Даудова, должно само уйти в отставку, это объективно будет самый достойный выход, т.к. в сложившейся ситуации уходить руководству Института истории придётся, видимо, уже по любому, вопрос только в том как именно, и лучше сделать это достойно.
В ситуации с О.В. Соколовым особой темой является то, что нынешняя администрация СПбГУ во главе с ректором Н.М. Кропачевым, деструктивная деятельность которой не раз становилась предметом общественного обсуждения, может воспользоваться скандалом и попытаться сделать то, что она сделать давно мечтает: ликвидировать Институт истории СПбГУ. В 2013 году Н.М. Кропачев уже пытался уничтожить исторический факультет (объединив его с философским) и декан (ныне директор) А.Х. Даудов взял под козырёк. Только массовый протест студентов смог тогда остановить эту диверсию, тем не менее исторический факультет был преобразован в Институт истории (а выборный декан факультета превратился в назначаемого ректором директора Института). А тут представляется весьма удобный случай для второй попытки ликвидации исторического факультета (Института истории).
В связи с возможной грядущей отставкой директора, которому придётся отвечать за произошедшее, администрация СПбГУ может попытаться повторить под это дело попытку упразднить в СПбГУ полноценное историческое образование, присоединив его к какому-нибудь другому Институту в рамках СПбГУ (как это уже было проделано с рядом других факультетов/институтов). И вот такого оборота допустить нельзя. Ни студенты, ни выпускники, ни преподаватели Института истории не виноваты в произошедшем, и не должны никак пострадать от той волны негатива, которая сейчас, очевидно, выльется на истфак. Из-за Соколова подставлен и оказался под угрозой весь исторической факультет (а все преподаватели, выпускники и студенты в обиходе продолжают называть его именно так, несмотря на навязанное переименование) с десятками преподавателей, сотнями студентов и тысячами выпускников, которые ни в чём не виноваты.
Сейчас общественности Санкт-Петербурга и всей России надо быть готовой не допустить любых попыток администрации СПбГУ под возникшую ситуацию упразднить исторический факультет, как она это давно мечтает. Я буду рад ошибиться, но это один из вероятных сценариев и к нему надо быть готовыми, чтобы встретить потенциальную новую попытку ликвидировать петербургский исторический факультет во всеоружии. Конечно, это грустно, что первой в голову сразу приходит мысль о том, что ректор СПбГУ готов воспользоваться абсолютно любой удобной ситуацией, лишь бы уничтожить исторический факультет, но так уж нынешняя администрация СПбГУ себя зарекомендовала…
Максим Жих, историк