Статья представляет собой аналитический обзор основных современных концепций, касающихся этнического происхождения населения древней Трои и исторических прообразов Троянской войны, описанной в поэмах Гомера. Раскопки Шлимана, Дёрпфельда и Блегена, казалось бы, полностью подтвердили историчность предания о Троянской войне. Однако уже в конце XIX века стали появляться серьезные исследования, демонстрировавшие, что материальная культура и быт гомеровских героев не соответствуют культурной среде микенской цивилизации и должны быть отнесены к более позднему времени. Работы М. Пэрри и А. Лорда (1920—1930-е гг.), М. Финли (1954), М. Вентриса и Дж. Чедвика (1953), а также результаты более детального анализа археологических данных, полученных К. Блегеном, поставили с новой остротой проблему достоверности свидетельств относительно Троянской войны. Появилась гипотеза о контаминации разных сказаний — об Илионе и о Трое, принадлежавшим разным этнокультурным традициям греческого мира и даже разным эпохам. Эта гипотеза нашла подтверждение и в хеттских источниках, где фигурируют названия «Вилуса» и «Таруйса», в которых ученые опознали гомеровские Илион и Трою, и названия эти явно относятся к разным географическим объектам. Ряд исследователей утверждает, что описанная Гомером война велась греками именно с Илионом, а Троя, находившаяся в непосредственном соседстве с Илионским царством, до сих пор не найдена.
 
Любопытно, что хеттские документы не содержат упоминания о значительных военных действиях в районе Троады, что, однако, не мешает ряду ученым доказывать историчность Троянской войны. По мнению советского гомеролога Рисмага Гордезиани, троянский цикл мог отражать события большой войны, охватившей запад Анатолии между 1260 и 1220 гг. до н.э. и приведшей к разгрому Ашшувы — антихеттской коалиции малоазиатских государств, в целом совпадающей с перечнем союзников Трои в «Илиаде» Гомера. Хеттологи А. Волков и Н. Непомнящий выдвигают другую гипотезу: по их мнению, описанная Гомером Троянская война могла быть греко-хеттской войной, начавшейся после утраты греками колонии в Милете. Потеряв свой форпост в Малой Азии, Аххиява предприняла попытку завоевать плацдарм в другой части полуострова, а именно — в Трое.
 
Проблематичным является и вопрос об этнической принадлежности троянцев. Долгое время в исторической науке господствовала гипотеза о том, что гомеровскую Трою населяли этнические греки (К. Блеген, А. Гётце, Дж. Меллаарт и др.) Однако находки М. Корфмана в начале 1990-х гг. убедительно доказали, что в бронзовом веке Троя была частью центральноанатолийской, а не крито-микенской цивилизации.
 
Итак, если результаты археологических раскопок не смогли дать нам убедительного подтверждения историчности Троянской войны, то древневосточные документы убедительно доказывают ее возможность. Ахейцы, действительно, предпринимали военные походы в Малую Азию, колонизировали ее побережье, воевали с хеттами и даже египтянами. И на ближних рубежах центральноанатолийской цивилизации их пассионарный напор вполне могли сдерживать две твердыни — Вилуса и Таруйса…
 
Читать статью Олега Матвейчева…
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
   
Наши друзья