В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу. Начну с татар – второго по численности этноса России, их почти 6 миллионов. Кто такие татары? История этого этнонима, как частенько бывало в средневековье, – это история этнографической путаницы.
 

 
В XI-XII веках степи Центральной Азии населяли разные монголо-язычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена – дикими татарами.
 

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид ад-Дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».
 
Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада – Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».
 
Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.
 
У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% – тюрко-монгольские.
 
Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).
 
Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж – 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, – более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.
 
В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции. Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.
 
Однако оно так и не смогло преодолеть всех наследников Золотой Орды. Независимая Казань оставалась государством-паразитом, живущим за счет соседей. Работорговля составляла одно из существенных условий процветания Казани. Город был буквально наводнен русским полоном. Прекратить свои хищнические набеги Казань просто не могла – это означало бы для нее экономическую катастрофу. И как любое другое государство-хищник, она была исторически обречена. Ее гибель была вопросом времени.
 
120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «Великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.
 
20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.
 
Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары. Все это время сооружался подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, писал летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте.
 
Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.
 
Гибель Казанского ханства, рзумеется, не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно в составе России, собственно, и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование – республику Татарстан.
 
Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 – из татарских земель.
 
Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым – митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей.
 
На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак. В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденного кандалы и дать ему кнута. Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику. А встав из почтовых саней, заходил в кабак, заменивший собой древнерусскую корчму.
 
После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) — традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» — крещеные.
 
Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» хана Узбека, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингисхана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.
 
В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание – орган управления мусульман, с центром в Уфе.
 
А что же можно сказать про «сироту казанскую» или про незванных гостей? Русские издавна говорили, что «старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы – не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.
 
Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская». Первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».
 
Действительно, московские государи считали своей обязанностью приваживать татарских мурз, особенно, если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей. Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность – так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.
 
Теперь о татарине и госте: кто из них «хуже», а кто — «лучше». Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях со стороны татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор — и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт — и последнюю унесёт». Ну, и – «незваный гость хуже татарина». Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он — русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?
 
История — это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории — это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.
 
Сергей Цветков, историк
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

10 комментариев: Поскреби татарина — найдешь русского

  • Евгений Нефёдов говорит:

    Супер! Очень интересно! Единственное, я посмотрел по словарям — кулак, кнут, и естественно сани — это вроде как совсем не татарские слова. Так что Валишевский тут, видимо, дал маху. А вот слова типа башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак уже практически вышли из употребления. Разве что башмак да кафтан немного теплится. Зипун – пару раз слышал. А колпак стал чем-то очень специализированным и тоже почти вымирающим. На улицу колпаки точно давно не надевают…

  • Миха говорит:

    Всё таки непонятно, как имя монгольского племени (племён) перескочило на «другие тюркские роды»?

  • Земляков Валерий Иванович говорит:

    Довольно интересная статья. Вообще-то мне хотелось бы услышать, что волжские, сибирские и крымские татары – это совсем разные народы по своему происхождению. Мне один знакомый татарин (волжский) заявил, что, натуральный татарин (ну он это про своих волжских-казанских) голубоглазый светловолосый, практически не отличим от среднестатистического руксского. Приходилось читать книженцию, так там их вообще связывали с татаро-монголами. Интересно бы узнать про взаимоотношения Волжских Татар и Чувашей. И ещё сибирские татары – это подвергшиеся исламизации сибирские народы хантов и манси? Как те же самые, которые приняли православие – вошли в состав русской народности?

  • марал говорит:

    Мне кажется, мифология греческих, русских и монгольских народов очень похожа. Генетика — это не самая важная вещь. Мировоззрение, сказка, вера — это важная вещь при формирований наций. Здесь я не говорю о религии. Для меня поскреби русского — найдешь татарина — это не о генетике. Это о вере, о поведении.

  • Александр Лабай говорит:

    Если говорить о поволжских татарах, то единой точки зрения об их происхождении нет. Но можно назвать три основные: 1. булгаро-татарская; 2.татаро-монгольская; 3. тюркско-татарская.
     
    С точки зрения антропологии, татары – это популяция людей, где смешались следующие антропологические типы: 1. понтийский тип (33,5%); 2. светлый европеоидный тип (27,5%); 3. Волго-Камский тип (24,5%); 4. Южно-Сибирский тип (14,5%). Данные Т.А.Трофимовой, 1949г.
     
    Татарский язык – тюркский кыпчакской группы с тремя диалектами: 1. западный (мишарский); 2. средний (казанско-татарский), на его базе сформирован литературный татарский язык; 3. восточный (сибиро-татарский).
     
    Татары в основном исповедают мусульманство сунитского толка. Есть православные христиане – крещены и нагайбаки.
     
    Известно, что всё мужское население планеты по мужской линии делится на 20 родов (или гаплогруппы). Каждый род может делиться на несколько ветвей (субкладов). Разделение ведётся по наличию или отсутствию в Y хромосоме особых маркеров – ОНП. Расшифровывается как однонуклеотидный полиморфизм. На основании исследования порядка 250 ОНП выделяется около 160 ветвей мужских родов. Так вот, при исследовании (2004-2005 гг.) двух крупных этнографических групп татар – казанских и мишар – выяснили, что у них имеется 14 родовых ветвей, причём общих только шесть. Это E1b1b (для казанлы – 19%, а для мишар – 8%), I1(3% и 2%), J2 (6% и 5%), N (22% и 16%), R1a (19% и 44%) и R1b (9% и 10%).
     
    Мужское население всегда было ценным ресурсом любой территории. Из приведенных цифр видно, что самыми плодовитыми родами татар были R1а (интегрально 36%), N (18%) и E1b1b (12%), обеспечивавшие 66% людских ресурсов. Причём род R1a среди мишар преобладал. Четвёртой компонентой по значимости были мужчины рода R1b – 9%. Итого на четыре рода приходится 75% людских ресурсов поволжских татар.
     
    Если «поскрести» славян России, Украины и Белоруссии, то 77% (по А. Клёсову) людских резервов обеспечивают рода R1a1(48%), I2(15%) и N1c1 (14%). Сравним цифры и увидим, что общим стержнем для татар (54%) и славян Русской равнины (62%) являются мужчины родов R1a и N. На мой взгляд, это проявление симбиоза степной и лесной зон Евразии. По логике это и есть Русы Волжско-Окского-Камского бассейна, о которых говорит Л.Грот. Так что, поскреби русского и татарина – найдёшь древнего руса.

  • Aurora Borealis говорит:

    …А те, кого называют татары, как сами себя называли до того, как узнали, что они татары?

    • Александр Лабай говорит:

      По-разному называли себя. Татарская АССР (сегодняшний Татарстан) – продукт национальной политики Советской власти, когда создавались самым причудливым образом новые национальные территории на развалинах Российской Империи. Вот цитата из книги «Татарская нация: история и современное развитие» (Казань, 2002, Академия Наук Татарстана, Институт истории им. Ш.Марджани): «…В 1920-х годах консолидация татарской нации еще не была закончена. Отсюда и выделение в ее составе этнических, сословных (этносословных), конфессиональных групп».
       
      Имеется в виду, что разные группы людей, попавшие в Татарскую АССР в 1920 году называли себя по-разному. Самое интересное, что в 2002 г. состоялось обращение Государственного Совета Республики Татарстан к татарскому народу в связи с Всероссийской переписью населения в 2002 году, которое заканчивалось словами: «Государственный Совет Республики Татарстан уверен, что татарский народ, твердо осознавая свою приверженность к исторически сложившемуся единству нации, в результате проведенной в 2002 году переписи населения в очередной раз подтвердит свою неделимость». Это обращение было вызвано беспокойством относительно того, что на федеральном уровне разрешили фиксировать при переписи населения национальность заявителя по мироощущению, а не по паспорту.

  • Aurora Borealis говорит:

    Александру Лабай. Прочел, спасибо. «Национальность заявителя по мироощущению» – это рычаг. Как пример – государство Украина на своей суверенной территории обрело «Русскоговорящих Националистов Украины».

  • Михаил Татарский говорит:

    Хорошая статья, спасибо большое. Надо сказать, что основная часть истории татар и взаимоотношений Руси и Орды, увы, все еще остается вне рамок официальной истории. Этому способствует и то, что, как высказался почтенный и высокообразованный татарский общественник Рафкат Галими, «…Вся Академия наук Татарстана, которая издала многотомную «Историю татар», все ее академики, доктора наук до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений истории вообще татарского народа».
     
    Поэтому-то, как совершенно верно выразился объективно мыслящий ученый, доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, «подлинная история татар, народа во всех отношениях исторического, еще не написана».
     
    Надо сказать, что после этого, в 2007-2012 гг., вышли книги независимого татарского историка Г.Р. Еникеева. Этот историк-исследователь, по отзыву Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, …разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг ».
     
    В 2012 г. вышли 2-я и 3-я книги серии «Татарский след в истории России и Евразии» – «Великая Орда: друзья, враги и наследники» и «Наследие татар». В этом году эти книги изданы дополнительным тиражом, на средства татарских подвижников. Автор книг – независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга «Наследие татар» написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.

  • Микола Питерский говорит:

    Верховный совет СССР. Постановление от «ХХ» февраля 19ХХ г. N 19ХХ-Х.
     
    О признании недействительной поговорки «Незваный гость хуже татарина».
     
    Текст: В связи с участившимися обращениями представителей Татарской АССР с жалобами на бытование в стране поговорки «Незваный гость хуже татарина», Верховный совет СССР постановил: с ХХ февраля 19ХХ года поговорку «Незваный гость хуже татарина» отменить и ввести в обиход поговорку «Незваный гость лучше татарина».
     
    Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. БРЕЖНЕВ.
    Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ.
    Москва, Кремль.

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
   
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
  
Наши друзья