22 октября 2015 года Россия отмечала 145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. В различных городах прошли мероприятия в честь этого знаменательного события. Мне тоже посчастливилось поучаствовать в чествованиях классика русской литературы и моего любимого писателя. Я получил приглашение от Дмитрия Михайловича Минаева, члена правления «Бунинского Общества России» принять участие в Международной литературно-мемориальной конференции «Бунин и Россия». Конференция проходила в Доме Русского Зарубежья им. Ал. Солженицына 20-22 октября. Я выступал 20-го октября. Тема моего доклада – «Бунинские Бутырки». Статья о Бутырках некоторое время назад была опубликована на сайте Переформат. К сожалению, описанная в статье проблема всё ещё не решена. Родной хутор И.А. Бунина, вернее, место этого хутора, по сей день находится в забвении и запустении. Надеюсь, что моё выступление на конференции «Бунин и Россия» поспособствует решению проблемы Бунинских Бутырок.
Несколько слов скажу о других докладчиках, выступавших на конференции «Бунин и Россия». Добрые слова, конечно же, заслуживают все выступавшие, но особенно хочется выделить доклад Елены Алексеевны Васильевой, экскурсовода из Ельца. Доклад назывался «Ах, как давно я не был там». Елена Алексеевна живо и увлекательно рассказала о бунинских местах г. Ельца. Так же хочется отметить видеоролик «Васильевские реалии в рассказе И.А. Бунина «Митина любовь», подготовленный краеведом из села Васильевское Измалковского района Липецкой области Немытовой Анной Васильевной, ссылка.
В перерывах между докладами мы, я и Евгений Хайтулов, побеседовали с председателем общественной организации «Бунинское общество России» Мотлахом Александром Михайловичем и членом правления этого общества Минаевым Дмитрием Михайловичем. Александр Михайлович и Дмитрий Михайлович предложили нам объединить усилия и помочь друг другу на поприще сохранения памяти о любимом писателе. Мы согласились, что объединив усилия, мы способны сделать больше. Хочу сказать, что «Бунинское Общество России» в настоящее время пытается открыть первый в Москве дом-музей Ивана Алексеевича Бунина. Думаю, этот проект получится осуществить, несмотря на множество неизбежных трудностей.
Александр Михайлович Мотлах попросил меня сформулировать пункты программы действий касательно Бунинских Бутырок. Там, на конференции, я обозначил пару пунктов, а через два-три дня, хорошенько подумав, действительно, а что же нужно сделать там, в Бутырках, я отправил свою программу А.М. Мотлаху по электронной почте. Вот как выглядит программа действий в Бутырках по моему мнению:
1) Получить официальное признание нашей с Е.Хайтуловым правоты в определении места Бутырок.
2) Не допустить распашки места Бутырок под сельхозугодия.
3) Установить Памятный Знак. На установку привлечь Елецких, Орловских, Липецких, Ефремовских, Московских, Питерских буниноведов и чиновников от культуры, и прессу.
4) Провести раскопки под руководством археологов. Сроки раскопок – весна 2016 года.
5) На месте Бутырок законодательно образовать охранную зону.
Что касается пункта 2, к сожалению, действительно возникла угроза распашки места хутора Бутырки. Пару лет назад поменялся хозяин бутырских земель. Крупный агрохолдинг купил у местного фермера земли, прилегающие к месту хутора. Этот агрохолдинг ведёт политику максимальной распашки принадлежащих ему земель, и над Бутырками нависла реальная угроза безвозвратной гибели. Такое положение – пострашней запустения и забвения. Поэтому мы, авторы исследования, должны в срочном порядке донести информацию о Бутырках до общественности и властей. Может такое случиться, что в скором времени на месте Бутырок уже поздно будет что-либо исследовать. Надо торопиться.
Кроме того, Минаев Д.М. и Мотлох А.М. предложили нам организовать установку мемориальной памятной доски, указывающей на место захоронения отца Ивана Алексеевича Бунина, Алексея Николаевича. Забегая вперёд, скажу, что мемориальная доска уже заказана. Установка её намечена на апрель 2016 года. Занимаясь мемориальной доской, там, на месте, в селе Грунин Воргол, Евгений Хайтулов выяснил любопытный факт. Оказывается, воргольские старики всё ещё помнят, на каком конкретно месте была могила Алексея Николаевича Бунина. Восьмидесятипятилетняя старушка Грунина Мария Павловна, которая с раннего детства многие годы жила в пятидесяти метрах от Воргольской церкви Всех Скорбящих Радости, указала точное место захоронения.
Пытаясь найти подтверждение слов Марии Павловны, на указанном месте жители села Грунин Воргол под тридцатисантиметровым слоем грунта обнаружили довольно большой камень, очень похожий на надгробную плиту. Думаю, полагаться только на слова грунинских старожилов не следует. Нужно из других источников попытаться найти подтверждение слов стариков из Грунина Воргла. Сам Иван Алексеевич Бунин вот что писал о захоронении своего отца: «17.III.16. …Нынче именины отца. Уже десять лет в могиле в Грунине – одинокий, всеми забытый на мужицком кладбище». Вот если бы была возможность сделать ДНК-тест останков лежащих у стен грунинского храма, и результаты тестов сравнить с результатами тестов ныне живущих прямых потомков Алексея Николаевича Бунина, это бы сняло все вопросы о месте захоронения последнего при совпадении результатов тестов. Правда, отрицательный результат тоже не следует исключать.
Два слова хочу сказать о потомках Алексея Николаевича Бунина, отца великого русского писателя. Дело в том, что в г. Ефремове живут его прямые потомки по мужской линии, и не только его, если копать глубже, то нынешние ефремовские Бунины являются потомками боярина славного Симеона Бунковского, приехавшего из Польских земель и поступившего на службу к Великому Князю Московскому Василию Васильевичу Тёмному. Вот имена прямых потомков Алексея Николаевича Бунина и Симеона Бунковского – Владимир Арсеньевич Бунин, Михаил Арсеньевич Бунин – оба они дети Арсения Евгеньевича, Арсика, родного племянника Ивана Алексеевича Бунина. Самый младший из прямых наследников – Владимир Владимирович Бунин, у последнего, кажется, уже тоже есть дети.
ДНК-генеалогия не обманет. В случае эксгумации мы точно узнаем, хорошая ли память у старушки из Грунина Воргла. Но это, конечно, не самоцель. А вот узнать гаплогруппу Ивана Алексеевича Бунина, гаплогруппу его предков, поступивших на службу к московским князьям в ХV веке, было бы крайне любопытно. А после этого сравнить полученный результат с уже имеющимися данными ДНК тестов и неизбежно найти неожиданных родственников Ивана Бунина в каком-нибудь десятом колене. Проводя такие исследования, мы сложим ещё несколько маленьких пазлов в панораме нашего далёкого и относительно недавнего прошлого. Подобное исследование может подать пример, и в скором времени изучение ДНК потомков выдающихся людей России станет популярным занятием. Думаю, такие исследования могут принести много интересных открытий и будут иметь несомненную историческую пользу.
Рыльщиков Илья Валерьевич,
Академия ДНК-генеалогии