Среднее Поволжье… Здесь, на территории Ульяновской и Самарской областей, а также республики Татарстан, археологи нашли более 600 древних городищ и селений, существовавших между III и VII веками нашей эры. Огромное количество находок, сделанных на поселениях, само по себе является сенсационным. Остатки жилищ и строений, глиняная посуда, орудия труда, украшения, могильники. Но главная сенсация заключалась в другом: чем дальше ученые изучали жизнь загадочного народа, тем больше убеждались в том, что это были славяне.
 

 
Фильм «Новая прародина славян», премьера которого состоялась 23 октября 2014 г. на канале «Россия», как раз и посвящён первым славянам Среднего Поволжья (именьковская археологическая культура). В фильме участвуют: Л.А. Вязов, М.И. Жих, Е.П. Казаков, А.М. Обломский, Ю.А. Семыкин, Д.А. Сташенков и т.д.
 
Историк Максим Жих: «Название фильму создатели дали неудачное: я не знаю никого, кто прародину славян искал бы в Среднем Поволжье. Речь идёт о проживании там в IV-VII вв. одной из ранне- (или пра-) славянских группировок. Но каналу надо было название поярче, се ля ви. На общем фоне российских науч-чоп фильмов этот очень даже хорош».
 

Вот уже пару лет в «Живом журнале» существует коммьюнити, посвящённое именьковской культуре. Эта культура существовала в Среднем Поволжье в IV-VII вв., её формирование было связано с несколькими миграционными волнами из ареала культур полей погребений (пшеворской, зарубинецкой и развившейся из неё киевской, черняховской), которые привели к сложению памятников типа Славкино, Лбище, Сиделькино-Тимяшево и, наконец, собственно именьковской культуры, вобравшей в себя как предшествующих мигрантов-праславян, так и представителей местных этносов.
 
К настоящему времени учеными выявлено более 600 поселений и могильников именьковской культуры. Для неё характерны как открытые, так и, реже, укреплённые поселения, состоявшие из жилищ двух типов: полуземлянок квадратной формы с наземными конструкциями в виде срубов и слабо углублённых в грунт каркасно-столбовых строений. Могильники именьковской культуры – бескурганные с господствующим трупосожжением (трупоположения объясняются проникновением в именьковский ареал инокультурного населения) на стороне и последующим помещением останков на дно овальных или четырёхугольных ям с чашевидным, плоским или ступенчатым дном. Захоронения, как правило, либо вовсе не содержат инвентаря, либо содержат лишь отдельные вещи. Славяне-«именьковцы» занимались земледелием и культивировали просо, полбу, пшеницу, ячмень, овес, горох, рожь. Весьма развито было и скотоводство: «именьковцы» разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Керамику именьковские славяне изготавливали в основном ручным способом, развита у них была обработка железа (часты находки железных наральников, серпов, кос-горбуш и т.д., а также ремесленных орудий) и бронзы. Первыми в регионе «именьковцы» освоили пашенное земледелие и оказали существенное влияние на культурное развитие своих соседей: финно-угров, протовенгров, тюрок.
 
Выдающийся самарский археолог Галина Ивановна Матвеева, много лет занимавшаяся исследованием именьковской культуры, убедительно обосновала её славянскую этническую атрибуцию, которая ныне признаётся большинством учёных. В своих воспоминаниях исследовательница писала: «Славяне были моей «первой любовью». Я узнала о них задолго до поступления в школу из рассказов отца, из старого, еще довоенного учебника истории и особенно из журнала «Вестник древней истории». Они нередко снились мне во сне. Позднее, поступая в университет на истфак, я собиралась заниматься славянской археологией. Но уже на первом курсе выяснилось, что изучением славянских древностей заниматься не придется. Камская археологическая экспедиция исследовала археологические культуры Прикамья и все студенты во главе с Отто Николаевичем Бадером и Владимиром Антоновичем Обориным занимались памятниками этого региона, который издревле был населен финно-угорскими племенами, а не славянами… Работать было интересно и я увлеклась археологией Прикамья, перестав скучать о славянах… И лишь через четверть века славяне «сами разыскали» меня в Среднем Поволжье, куда они стали переселяться с конца I в. и я узнала их далеко не сразу. Лишь дальнейшие исследования позволили установить, что славянами были племена именьковской культуры, той самой культуры, по поводу которой ломались копья археологов в 60-х годах» (Матвеева Г.И. Экспедиции в прошлое: записки археолога. Самара, 1998. С. 62).
 
Выдающийся археолог-славист В.В. Седов обосновал гипотезу, согласно которой после прихода в Среднее Поволжье болгар большинство «именьковцев» ушло на юго-запад, где они стали ядром носителей волынцевской культуры, в то время как часть их осталась на месте и влилась в состав жителей Волжской Болгарии, существенно повлияв на её культуру и экономику, в частности – на развитие земледелия. По мнению ведущего российского востоковеда Сергея Григорьевича Кляшторного, сведения об именьковской культуре отразились в арабской традиции об «ас-сакалиба»-славянах, живущих в Среднем Поволжье. Согласно финно-угроведу Владимиру Владимировичу Напольских ко времени существования именьковской культуры относятся заимствования в местные финно-угорские языки из древнего «балто-славянского» диалекта, которым мог быть «именьковский язык».
 
Но по-прежнему не все согласны со славянской этнической атрибуцией именьковской культуры, причём нередко в основе этого лежит не столько научная осторожность, сколько политические причины, ставшие предметом исследований Александра Викторовича Овчинникова. В общем, есть, что обсудить и о чём поспорить…
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

3 комментария: Древние славяне в Поволжье

Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
     
Наши друзья