Новостные сюжеты о выступлениях официального представителя Госдепа США Джен Псаки давно уже опередили в рейтингах любые юмористические передачи. «Я не знаю, что такое «выборные карусели», так просто написано в тексте», «Я разберусь в вопросе, когда вернусь в офис», «Доказательства российской агрессии можно найти в Твиттере», «Украинцы прибывают в Ростовскую область, чтобы отдохнуть на горных курортах» – это лишь наиболее яркие перлы рыжеволосой чиновницы. Стоит ли удивляться, что фраза о готовности послать флот к берегам Белоруссии, в итоге оказавшаяся розыгрышем, была воспринята как должное? В картину мира миляги Дженифер она укладывается более чем гармонично. Снискавшей внезапную популярность даме уже и песни посвящают, «Компетентней Псаки нету существа», слышали, наверное.
Казалось бы, Псаки является ярким олицетворением поверхностного отношения американцев к окружающему миру, давно ставшего притчей во языцех. Кто ж не знает, что каждый второй житель Нового Света с трудом отличает Грузию от штата Джорджия? Наиболее полно эту тенденцию иллюстрировал Буш-младший, путавший АТЭС с ОПЕК, силой волей переносивший Лейпциг с Берлином в центральную Америку и присваивавший английской королеве громкий титул «Елизавета Одиннадцатая». Однако не все так однозначно, как любят говорить немолодые дочери офицеров в Крыму. Сорок третий президент США – это типичный реднек, простодушный и недалекий, которому искренне наплевать, что там делается в иных странах и континентах, лишь бы жила родная Американщина, не оставленная Господом на произвол судьбы. Псаки же… нет, я далек от мысли, что она прикидывается дурой.
Джен и в самом деле человек с бушевской геополитической оптикой и кругозором, причем человек еще более ограниченный, что в принципе проблематично. Но американские элиты, продвигая Джорджа-младшего в президенты, очевидно, делали это потому, что он сын Джорджа-старшего, внук сенатора Прескотта, правнук сенатора Сэмюэля, в общем, кандидат с отменной родословной и бэкграундом. Глуповатость в данном случае, безусловно, дополнительный и важный плюсик (легче манипулировать), но никак не основной повод поставить на лошадку. Псаки же, судя по всему, выдвинута на высокий и публичный пост для демонстрации всей планете, а в первую очередь, ее не входящей в евро-атлантическую цивилизацию части, тотального и глумливого презрения.
— Беженцы из Украины? Да это туристы, ахаха, lol.
— Когда восстают в Киеве — это хорошо, когда восстают на Донбассе — плохо. Обоснование? У меня так в шпаргалке написано.
— Фотография в твиттере для нас лучше любых доказательств, бугага.
Разница между Бушем и коллективной Псаки – как между неграмотным крестьянином и декадентствующим футуристом, получившим прекрасное образование, но пишущим длинные поэмы из различных сочетаний четырех букв, «г», «ц», «ы» и твердого знака.
«Феномен Псаки», назовем его так, лишь обложка к чудовищной деградации целей и методов американской внешней политики даже по сравнению с недавними временами все того же Буша-младшего. Перед вторжением в Ирак в 2003 году Буш как-то заявил, что Господь Бог в личном послании велел ему начать войну с Хуссейном и уничтожить злобного диктатора. Звучало диковато, но, по крайней мере, была заявлена высокая мотивация и трансцендентный источник действий. Да и Колин Пауэлл тряс в ООН пробиркой с «иракской угрозой», пусть и имевшей на поверку еще более мифологически-потусторонний характер, чем видения тогдашнего хозяина Белого Дома. Сейчас же Обама сообщает, что чуть ли не главная цель США – защищать во всех уголках мира «братьев и сестер наших геев и лесбиянок», в чем его всецело поддерживает недавний Госсекретарь Хиллари Клинтон. И информационное обеспечение внешней политики стало более чем… гейским.
Раньше имела место хотя бы легкая имитация маскировки двойных стандартов. Скажем, проамериканские военные свергают антиамериканских демократов в стране X – это хорошо и правильно, через полгода антиамериканские военные свергают проамериканских демократов в стране Y – это плохо и достойно осуждения и отпора. Все ругались и плевались, но хотя бы минимальное следование этикету и желание придумать относительно приличные отговорки, пусть и самые примитивные, у Вашингтона присутствовало; опять же, страны разные, можно сказать, что обстоятельства отличаются. Сейчас отброшена даже самая тончайшая ветошь. Мы стали свидетелями, как в ходе одного и того же политического кризиса в одном и том же государстве риторика в течение пары месяцев выворачивается наизнанку в зависимости от звездно-полосатых симпатий. Когда восстал Майдан – официальная власть не имеет права применять оружие против мирного люда, когда поднялся Донбасс – власть тут же объявляется единственным легитимным обладателем права на насилие.
Иван Ефремов одно из самых своих известных произведений «Лезвие бритвы» посвятил раскрытию мысли о жизни как тонкой тропке возможностей, которая разделяет противоположные крайности. Сам писатель так описывал свой замысел: «Сама температура человеческого тела — 37° — всего в пяти шагах (градусах) от смерти — температуры 42°, когда наступает свёртывание белков. В то же время температура 37° самая выгодная для активной жизнедеятельности. Вот что такое «лезвие бритвы». И таких примеров можно подобрать тысячи». Сегодняшняя американская политика, очевидно, пример за номером 1001. Балансируя между предельно циничным, эгоистичным рационализмом и убийственно безумным идиотизмом, США отчетливо накреняются в сторону идиотизма.
Станислав Смагин, публицист
Перейти к авторской колонке