Июньские трагические события в детском саду «Теремок» всколыхнули не только Ростов-на-Дону, но и всю страну. Людская молва мгновенно связала произошедшее с находящимся по соседству с местом вспышки менингита рынком «Темерник», где работают преимущественно приезжие из Юго-Восточной Азии, а также с тем фактом, что район уже давно стал местом компактного проживания мигрантов из некогда входивших в состав СССР республик Средней Азии. Несмотря на то, что стопроцентно и официально эта гипотеза обоснована и подтверждена не была, в умах ростовчан она закрепилась основательно.
Безусловно, менее всего это может быть объяснено якобы присущей жителям города ксенофобией. Напротив, на Дону люди разных национальностей – русские, армяне, греки, татары, корейцы – традиционно жили в мире и согласии, основанном на взаимном уважении, приятии ценностей друг друга и признании объединительной силы русской культуры и национально-государственных традиций. К сожалению, случай на Темернике, вне зависимости от того, истинны или ложны предположения о его природе и причинах (по крайней мере, основания для такой версии существуют), стал лишь очередным логическим звеном в сложившейся цепочке инцидентов, скандалов, противоречивых историй и неприятных тенденций – и ситуация в Ростовской области, увы, является лишь уменьшенной копией процессов общероссийского характера.
О том, что с дружбой народов у нас в последнее время далеко не все гладко, говорит уже не только оппозиция. Существование достаточно серьезных проблем в сфере межнациональных отношений признали мэр Москвы Сергей Собянин, глава ФМС Константин Ромодановский, святейший патриарх Кирилл. Наконец, указ об ответственности местных чиновников за конфликты этнического характера на территории вверенных их заботам регионов подписал президент страны Владимир Путин.
В Ростовской области меры по разрешению сложившейся нездоровой ситуации начали принимать даже чуть раньше, чем на федеральном уровне, что, конечно, не может не внушать оптимизма. Так, летом глава областного МВД генерал Андрей Ларионов инициировал комплекс оперативно-профилактических мероприятий, в ходе которого было выявлено значительное количество нелегальных мигрантов. Действия правоохранительных органов вызвали одобрительную реакцию горожан. Так, 18 августа на митинге «За честь и достоинство, против этнической преступности и коррупции», прошедшем возле парка Горького, звучали не только радикальные и оппозиционные лозунги, но и слова поддержки и благодарности в адрес А.П. Ларионова и его ведомства.
Еще одним свидетельством того, что генерал и его подчиненные ставят во главу угла соображения реализма, адекватности и непредвзятости, стала их реакция на появившуюся в середине октябре в местных СМИ статью о таганрогской преступной группировке, структура и действия которой носят отчетливо этнический характер. По фактам, изложенным в публикации, немедленно была начата следственная проверка, что было с удовлетворением воспринято как авторами материала, так и наблюдателями, констатировавшими растущие ответственность и добросовестность донской полиции.
Наконец, наиболее знаковым событием, касающимся обсуждаемой темы, стала разработка Концепции межнациональных отношений в Ростовской области. Сейчас обсуждение и подготовка этого документа вступают в свою решающую фазу. О том, каково именно будет его содержание, мы поинтересовались у одного из приглашенных к созданию Концепции экспертов, доктора философских наук, автора нескольких работ по проблематике русского патриотизма Татьяну Викторовну Беспалову.
— Я бы выделила несколько основных моментов в работе над документом, – рассказала нам Татьяна Викторовна. – Первое, что необходимо сделать – это прийти к общему мнению и зафиксировать, какие именно народы на Дону имеют статус коренных. Второе – определить статус русского народа. Третье – понять, наконец, как у нас соотносятся гражданская, этническая и национальная идентичности. Какой смысл мы вкладываем в эти понятия? Нет ли дублирования одной идентичности другой? Или, может быть, они противоречат друг другу? Какая из них важнее?
Мне близка трактовка, данная недавно на I Всероссийском гражданском соборе патриотов в Екатеринбурге. Там эта мысль была сформулирована следующим образом. Существует два уровня идентичности, гражданская и национальная. В соответствии с первым все мы граждане (слова «россияне» лучше избегать, оно во многом обесценено частым употреблением не в том месте, не в той ситуации и не в том контексте). Согласно второму мы все русские люди – русские башкиры, русские осетины, просто русские. Считают необходимым закрепить эту мысль и в нашей региональной концепции.
Наконец, очень важная и достаточно болезненная проблема – то, что касается мигрантов. На определение параметров миграционной политики областной администрацией сейчас направлены внушительные силы и средства. В частности, могу рассказать об одном из прочитанных мною проектов, показавшемся мне наиболее разумным и внятным. В нем предлагается приглашать на постоянное место жительство в первую очередь соотечественников из стран ближнего зарубежья. На постсоветском пространстве их миллионы, даже десятки миллионов, напомню – наш народ является самым большим разделенным народом в мире.
Кого мы будем считать соотечественниками? По этому вопросу, конечно, нужна дискуссия, возможны нюансы при законодательном определении статуса, но за базис нужно взять следующую совокупность качеств и свойств: комплиментарность большинству населения России, приверженность нашей культуре и нравственным идеалам, отличное владение русским языком, принадлежность к национальности, не имеющей собственной государственности за пределами России. Если четко следовать этим критериям, вероятность проникновения к нам потенциальных правонарушителей и дестабилизаторов обстановки снизится до уровня статистической погрешности.
Беседуя с Татьяной Викторовной и другими ростовскими политологами, мы спросили, какие проблемы поможет решить принятие Концепции. Нам ответили, что будет снят ряд трудностей, большинство из которых относятся к числу ключевых в жизни нашей области. Нормализуются межнациональные и межкультурные коммуникации, исчезнет социальная напряженность, связанная с тем, что дешевый низкоквалифицированный труд мигрантов создает ситуацию демпинга на рынке рабочей силы. В случае эпидемических вспышек, вроде той, что случилась в июне, причины случившегося уже будут искать не в этнических проблемах, так как исчезнет почва для подобных подозрений. Кроме того, не стоит забывать, что проблемы есть не только с выходцами из Средней Азии, но и с жителями некоторых национальных республик РФ, многие из которых, приезжая в другие города, не считают нужным считаться с интересами, укладом жизни и культурой местных жителей.
При доскональном раскрытии в Концепции всех вопросов, обрисованных Т.В. Беспаловой, ростовчанам будет гораздо легче оставаться радушными хозяевами, всегда держа двери своего дома распахнутыми для желанных гостей, в то же время оставляя за собой право отсеивать нежеланных. Впрочем, принять документ – это лишь полдела, куда важнее создать механизмы его эффективной реализации.
В разговоре о ситуации с национальными отношениями на Дону в 2013 году необходимо выделить еще одну тему, с завидным упорством поднимаемую не слишком, к счастью, многочисленными энтузиастами, а именно – «русские и казаки». Донское казачество, неразрывно связанное всей своей судьбой с Россией, вписало немало славных страниц в историю нашей страны. Яков Бакланов и Матвей Платов по праву относятся к числу самых блистательных русских полководцев, а летописец непростой судьбы донских казаков в годы Гражданской войны и коллективизации, нобелевский лауреат Михаил Шолохов занимает почетное место в зале славы мировой литературы. Ряд особенностей формирования, развития и жизни донского казачества дают право говорить о казаках как о субэтносе в составе русского народа – таком же, как корнуолльцы в Англии, бретонцы во Франции, силезцы в Польше и моравы в Чехии. Однако утверждение, что казаки -совершенно отдельный от русских народ, видится слабо аргументированным с исторической точки зрения и крайне опасным – с общественной.
Тем не менее, сторонники этой точки зрения постоянно транслируют ее на любых публичных мероприятиях, от встречи губернатора области В.Ю. Голубева с журналистами и блогерами (там прозвучал вопрос «почему на Дону во время переписи населения нельзя было вписать в графу национальность «казак», хотя это было позволено, например, в Санкт-Петербурге?») до недавнего концерта сатирика Михаила Задорнова. Когда же подобные заявления звучат с трибуны митингов, посвященных этническим проблемам, ситуация начинает казаться уже не забавным абсурдом, а провоцированием конфликта «всех против всех»: мы, мол, не русские (читай – не с русскими), но против инородцев.
— Попытки некоторых активистов обособить казаков в качестве некоего совершенно автономного от остальной России народа – не совсем понятная и не слишком конструктивная линия поведения, способствующая внесению дополнительного напряжения в и без того непростые и запутанные национальные, общественные и социальные отношения в Ростовской области, – считает Т.В. Беспалова.
Помочь в распутывании клубка противоречий как раз и должна разрабатываемая Концепция межнациональных отношений. Ждать, когда она будет представлена на обсуждение, осталось недолго.
Станислав Смагин, политолог
Перейти к авторской колонке