Основные законы физики, биологии и социально-экономического развития имеют экстремальную форму принципа максимума энтропии. Господствующий ныне экстремальный принцип социально-экономического развития общества ведет к конкуренции. Один из основателей радио и телевещания в США, Дэвид Сарнофф, тонко заметил её основные свойства: «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». Американский педагог и социолог Лоренс Питер, в расчете на то, что второе свойство со временем станет очевидным для всего общества, говорил: «Если верно, что человечество учится на своих ошибках, нас ожидает блестящее будущее».
 

 
Какое отношение эти высказывания имеют к современному Миру и России? Что важнее для Человечества – качество продуктов или качества людей? Вот вопросы, которые, тревожат они или не тревожат, важны для каждого из нас, жителей России. Вопросы, на которые мы попытаемся ответить. Ответить, игнорируя устоявшиеся идеологические, религиозные и социальные стереотипы. Ответить на основе логических умозаключений по общеизвестным и объективным знаниям, интуиции и логике…
 

Ни в одном из своих собеседников я не нашел знания и понимания современных социально-экономических проблем России на уровне способности их аргументированного объяснения и доказательства. Приходится выслушивать только лишь идеологические лозунги и штампы из когда-то изучавшихся дисциплин и нынешних публикаций с общеизвестной им ценой. Получается, что изданная еще в 1999 году книга А. Паршева «Почему Россия не Америка», содержащая катехизис современного состояния политической экономии России, т.е. их изложение как основ учения в форме вопросов и ответов, либо не читана, либо напрочь забыта.
 
Это дает право на изложение некоторых прописных истин, которые играют ключевую роль в понимании как сущностей современного социально-экономического устройства России, так и путей выхода из очевидного кризиса: не мира – России! Поистине не снижается актуальность российского исторического вопроса: «Что делать?». Заметим: в дальнейшем изложении − ни слова о политике, коммунизме, свободе и демократии. Только об экономике!
 
Основные черты Человечества и господствующий принцип. Человечество в целом характеризует социально-экономическое (состояние и развитие или изменение). В нем социальное представляет собой сочетание биологического, которое свойственно всему живому, и Нравственного, свойственного только Человеку.
 
Биологическое влечет естественный отбор, стремление к выживанию, соперничеству, подразделению на хищника и жертву, а с учетом разума Homo Sapiens, с учетом проявления в форме экономического, – к созданию общества изощренного социального господства и рабства, насилия и обмана, наживы и нищеты, социально-экономического неравенства. Общества, господствующие классы которого соподчиняют заботу о будущем Земли и человечества только служению идее своего господства и благополучия. Согласно дарвинизму, право на жизнь и воспроизводство имеет только победивший в отборе и внутривидовой борьбе. Биологическое подчиняется экстремальному принципу продолжения рода, порождая, в условиях дефицита ресурсов, стремление к экспансии, к завоеванию все нового жизненного пространства и расширению возможных состояний.
 
Экономическое подчиняется экстремальному принципу максимальной прибыли, порождая конкуренцию. С одной стороны, конкуренция – условие максимальной скорости сбалансированных технического прогресса и экономического развития, основной закон развития Человечества. Сбалансированных в том смысле, что устраняются перекосы, свойственные строго плановой экономике. Этот закон является неоспоримым аргументом в руках политической власти стран и народов, определяя путь строительства государства и общества свободного предпринимательства, демонополизации основных сырьевых ресурсов и средств производства, фритредерства (от «free trade» − свободная торговля).
 
С другой стороны, конкуренция – сродни соперничеству, созданию общества изощренного социального господства и рабства, насилия и обмана, наживы и нищеты, социально-экономического неравенства, общества, где все социальные институты – национальная самобытность, религия, культура, права человека – лишены приоритетной значимости и соподчинены экстремальному принципу максимальной прибыли. Таково проявление биологического начала в формах экономического и социального.
 
Нравственное же проявляется через социальные идеи и идеалы человечества, идеалы социальной справедливости и равенства, наиболее яркое отражая общественную природу человека и величие его Разума. Однако при господстве экстремального принципа максимальной прибыли нравственное оказывается соподчиненным, вторичным.
 
Таким образом, господствующий экстремальный принцип максимальной прибыли, реализуясь в конкуренции, с одной стороны, способствует ускорению технического прогресса и экономического развития, проявляя себя прогрессивным, с другой – неизбежно ведет к истощению ресурсов, нарастанию социально-экономического неравенства, к экологической катастрофе и, в конечном счете, к ускорению гибели человечества.
 
Тот ли приоритет? От сопутствующих ему растительных и животных форм Человечество радикально отличает Разум. Бог или Природа, наделяя Человечество разумом, дают ему шанс отличиться от дикой природы с биологическими инстинктами, отличиться за счет своего Разума и создать общество всеобщего равенства и гармонии, способное сохранить Землю и самоé Жизнь как высшую цель существования живого… Но для этого нужно отказаться от экстремального принципа максимальной прибыли в пользу планового экономического развития, обобществления, национализации основных сырьевых ресурсов и средств производства, с устранением из этой сферы конкуренции.
 
Конкуренцию желательно исключить в сфере основных сырьевых ресурсов и средств производства. Но вне этой сферы конкуренцию нельзя и нежелательно исключить полностью хотя бы потому, что она является условием сбалансированного развития. Известным недостатком социалистического планового хозяйства в СССР являлся дисбаланс хозяйственно-экономических пропорций, порождаемый диктатом Госплана абсолютно во всех сферах, вплоть до планового производства пуговиц различных фасонов и размеров.
 
Точно так же социально-экономическое неравенство неустранимо по своей онтологической сущности, объективному существованию множества причин расслоения людей по социально-экономическим нишам. Однако при национализации основных сырьевых ресурсов и средств производства, разрешении свободного предпринимательства лишь вне этой сферы, это неравенство не будет иметь характера социальной пропасти, доведения расслоения общества до антагонистических классов: с одной стороны − финансово-промышленных олигархов, с другой − нищих и рабов.
 
Спрашивается, что предпочло бы Человечество и, в частности, население России, если ему открыть глаза и поставить вопрос о доступных альтернативах предельно просто:
 
1) разрешение частной собственности на основные сырьевые ресурсы и средства производства и свободного предпринимательства (конкуренции) в этой сфере как условие максимальной скорости технического прогресса и экономического развития, при неизбежном истощении ресурсов, нарастании социально-экономического неравенства и, в конечном счете, экологической катастрофы и ускоренной гибели человечества;
 
2) обобществление, национализация основных сырьевых ресурсов и средств производства, разрешение свободного предпринимательства лишь вне этой сферы и, как следствие, − снижение скорости технического прогресса и экономического развития, однако, при одновременном снижении социально-экономического неравенства, риска и сроков наступления экологической катастрофы.
 
Если иметь в виду господствующий класс, политическую и экономическую олигархию, то очевидно, что будет выбран первый вариант ответа на этот вопрос. Внешне он мотивируется максимальной скоростью сбалансированных технического прогресса и экономического развития, внутренне − максимальной прибылью.
 
Если же ориентироваться на основную массу населения, находящегося в положении социально-экономического неравенства, то следует ожидать выбор в пользу второй альтернативы. Он мотивируется бóльшим приоритетом социально-экономической справедливости перед ускоренным развитием.
 
Мир не переделать – шанс смены приоритета остаётся у России. Вряд ли можно рассчитывать на всемирное, демократическое по форме, разрешение вопроса по выбору предпочтительной альтернативы на основе квалифицированного большинства голосов: господствующий класс не допустит ни проведения референдума, ни осуществления сделанного им выбора.
 
Остается надеяться на Россию, причем по нескольким причинам. Во-первых, такое общество наиболее соответствует чаяниям народов, населяющих территории с трудными природными и климатическими условиями, подобно тем, что характерны для большей части России. Во-вторых, экономика России в составе глобальной экономики неконкурентоспособна и инвестиционно непривлекательна, поскольку две трети территории РФ – вечная мерзлота и суровые холода зимой. Наконец, наша цивилизация лишь однажды и именно в России сделала масштабную дерзкую попытку использовать этот шанс, попытку, которая в случае успеха означала бы крах социального господства и рабства, а потому вызвала звериную ненависть и противодействие господствующих мировых режимов. Немудрено, что попытка завершилась неудачей, тем более что первопроходчество в общество социальной справедливости не могло не содержать ошибки и недостатки, в том числе фатальные.
 
Итак, мы – Человечество, единственный вид на Земле, наделенный Разумом и Нравственностью. Разумом, который дает возможность понять причины неудачи с тем, чтобы преодолеть их в будущем. Нравственностью, которая дает возможность подняться над животным миром с его биологическими инстинктами не только познанием и освоением мира, но и социальной организацией общества равенства и справедливости… Возможность, которая наиболее реальной представляется в России.
 
В.И. Поленин,
доктор военных наук, профессор
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

9 комментариев: Смена экстремального принципа развития общества

Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
   
Наши друзья