В публикациях нередко путают понятия стратегическая устойчивость государства и стратегическая устойчивость военной организации государства. Но с военной организацией государства, как и со всякой военной организацией вообще, правомерно соотносить такое свойство как «стойкость». Неверная же постановка вопроса порождает размытые определения и выводы, уводящие от сути проблемы. Вместе с тем, это тот случай, когда особенно важна даже формальная строгость.
 

 
В масштабах государства следует говорить о стратегической устойчивости самого государства, а не о стратегической устойчивости его военной организации, которая играет соподчиненную роль. Разумеется, субъектом стратегической устойчивости государства выступает уровень его экономического могущества как главного фактора существования и развития.
 

Разработанные теория и модель позволяют формально определить понятие и обосновать три пути или способа обеспечения стратегической устойчивости государства.
 
1. Полный учёт внешних факторов и парирование угроз на уровне национальной безопасности.
 
Это включает в себя мероприятия по предотвращению угрозы масштабной вооруженной агрессии и формирование стойкой военной организации государства для отражения масштабной вооруженной агрессии.
 
Этот путь (способ) единственно приемлем для государств, имеющих следующие особенности:
 

  • • наличие потенциального могущества, определяемого валовым национальным продуктом, соизмеримым с ВНП других стран мира, в т.ч. в составе коалиций;
  • • наличие территории и населения, по размерам и численности сопоставимых с таковыми других стран мира;
  • • обладание запасами стратегического сырья и топлива, достаточными для независимого существования и развития, с учетом возможности межгосударственного обмена и торговли;
  • • привлекательность для стран, лишенных части из указанных национальных богатств и запасов, что порождает потенциальных агрессоров на долгосрочную (если не вечную) перспективу;
  • • участие в жизни мирового сообщества (глобализация), сочетаемое со стремлением к автаркии, обеспечению независимости от мировых катаклизмов, извечно присущих человечеству;
  • • политическая ориентация на обеспечение национальной безопасности (отличается от обеспечения государственной безопасности выходом за рамки периода существования текущего режима государственной власти, стремлением к обеспечению безопасности нации, созданию задела стратегической устойчивости на необозримую перспективу).

 
Создание условий для сохранения безопасности в будущем – это то, что отличает задачу обеспечения национальной безопасности от задачи государственной безопасности. Именно поэтому, даже если утверждение о возможности агрессии спорно, то, согласно рекомендации теории принятия решений на уровне требований обеспечения национальной безопасности, «…имеет значение лишь то, может ли физически та или иная страна сломить сопротивление отечественных вооруженных сил и нанести невосполнимый ущерб… И военный обязан готовиться к войне сразу, как только ответ на этот вопрос становится положительным. Опасность несет сама возможность такого удара».*
 
2. Неполный учёт внешних факторов и частичное парирование угроз на уровне государственной безопасности.
 
В отношении государств, которые обладают указанными выше особенностями, этот путь опирается на надежду успешности политики текущего режима государственной власти, направленной на предотвращение угрозы масштабной вооруженной агрессии, и включает:
 

  • • мероприятия по предотвращению угрозы масштабной вооруженной агрессии, рассчитанные на период текущего режима государственной власти;
  • • формирование военной организации государства для отражения вооруженной агрессии на уровне вооруженного конфликта.

 
Успешность политики текущего режима государственной власти, направленной на предотвращение угрозы масштабной вооруженной агрессии, достигается удовлетворением требований основных государств и государственных коалиций мирового сообщества «делиться куском своего пирога», т.е. уступками в части глобализации, фритредерства, отказа от автаркии и от национализации стратегических видов сырья, экономики и обороны.
 
Вековечный характер войн на Земле обусловливает стратегическую неустойчивость государства за рамками такого текущего режима государственной власти.
 
3.Ориентация на безусловность мирного сосуществования или успешность мероприятий по предотвращению угрозы вооруженной агрессии.
 
Этот путь свойственен государствам «малого калибра» и характеризуется пренебрежением мероприятиями по формированию военной организации государства для отражения вооруженной агрессии в силу малой значимости таких мероприятий. Военная организация таких государств ориентируется на выполнение задач борьбы с терроризмом, пиратством, разрешения мелких конфликтов.
 
В целом, перечисленные пути (способы) характеризуют стратегическую устойчивость государства:
 

  • • по принципу национальной безопасности;
  • • по принципу государственной безопасности, ориентированному на период функционирования существующей политической системы государства;
  • • по принципу государственной безопасности мелких государств, для которых никакие мероприятия по укреплению стойкости военной организации не являются значимыми по отношению к окружающим странам, и потому бесполезны.

 
Теория стратегической устойчивости государства предлагает качественный ответ на вопрос о конкретном пути и его совершенствовании. Такой выбор является первоочередным и главным шагом, и определяется сутью политической воли, выражаемой текущей государственной властью.
 
 
Скачать полную версию
 
 
В.И. Поленин,
доктор военных наук, профессор

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
     
Наши друзья