Этой осенью в Ленинградском государственном университете прочитала курс лекций о проблематике изучения древнерусской истории Лидия Павловна Грот, специалист, широко известный своими трудами в этой области, активный противник норманнской теории происхождения русской государственности. К сожалению, не все желающие смогли посетить эти крайне увлекательные лекции, а вопрос, как мне кажется, должен волновать каждого, кто любит свое Отечество и дорожит им. Поэтому я решила встретиться с Лидией Павловной и побеседовать.
Лидия Павловна Грот после лекции в Ленинградском государственном университете им. А.С.Пушкина
В предисловии к одной из своих книг Вы говорите о национальной идее, расскажите, пожалуйста, почему так важно знать собственную историю для духовного самоопределения нации?
Я пришла к этому выводу, когда выявила наличие этого феномена в истории практически всех западных европейских стран. Италии в эпоху Возрождения, из хаоса, из крови, в которой она находилась, помогла выбраться идея светлого прошлого. Идея возрождения Античности, как прошлого итальянцев, помогла жителям Апеннин ощутить себя нацией, потому что у них были великие предки. Вот эта идея оказалась консолидирующей, они сплотились. Итальянские гуманисты спасли свою страну, дав ей национальную историю, причем позитивно изобразив прошлое. Я сформулировала это как «идею светлого прошлого».
Затем я стала исследовать, как «идея светлого прошлого» осуществлялась в той или иной степени в истории других стран. Оказалось, что практически все западноевропейские страны, когда они проходили этап формирования государственности, основывались на этой информационной технологии, выражаясь современным языком. Когда своего «материала» у маленьких государств не хватало (это касается скандинавских стран), то шла в ход вымышленная история, феномен придуманного величия, которого на самом деле эти страны не переживали в древности. Но так шло развитие общественной мысли, что могли выдать фантазию за подлинную историю народа. Шведскому королю Густаву Вазе, которому нужно было решать политические проблемы консолидации общества, идея о «светлом прошлом» также помогла.
Это сейчас все знают, что у шведов не было никакого великого готского прошлого. А тогда народ поверил в эту идею, и, несмотря на бедность, лишения, шведы сплотились в единую нацию, потому что поняли, что они потомки великих готов и корень германской культуры, значит, можно преодолеть все сложности и опять, может быть, достигнуть былого величия.
Возвращаясь к вашему вопросу, зачем людям нужно знать историю… Национальная идея – это концентрированное выражение национальной истории. Можно выразить эту мысль в двух или трех фразах, но сущность национальной идеи заключается как раз в национальной истории. А зачем нужна людям история? Тут все достаточно просто, потому что люди стали людьми благодаря своей истории. Я имею в виду, что когда-то, в один прекрасный или не очень прекрасный день, человек выделился из природы и создал человеческое общество, социум. Человек был и останется связанным с природой, ведь природа первична. Но для того, чтобы не впасть назад в животное состояние, не вернуться к стадной жизни, человеку надо было создать свои ценности, отличные от стадной жизни.
И вот одна из них – это как раз знание своей истории. Оно началось с того, что люди создали культ предков, предыдущих поколений, которые заложили для них основы общества. В культ предков и духов предков входила и благодарность за то, что они создали, и за то, что люди сейчас есть. Поэтому, когда Петрарка и Боккаччо возродили идею светлого прошлого, они фактически возродили и забытую на какое-то время итальянцами мысль о том, что надо быть благодарным своим предкам за то, что они создали. Это позволяет человеку оставаться человеком. Из благодарной памяти вырастает история, а без национальной истории человечество одичает…
Беседовала Екатерина Рыбинская,
редактор «Университетского обозревателя»