У большевиков-коммунистов, предшественников нынешней власти, был образ будущего. В самом начале своего властвования они проповедовали «светлое Дальнее», затем были озабочены выполнением лозунга: «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Занимаясь строительством коммунизма, они относились к современникам как к строительному материалу для построения светлого будущего. Искореняя «плохое Ближнее», они относились к «социально чуждым элементам» как к мусору, от которого надо очистить это будущее. Реализуя идеологическую монополию, правящая партия занималась пропагандой и преследованием авторов проблемных работ по концептуальным вопросам развития страны.
 

 
Начатые в середине 1980-х годов «перестройка, гласность и ускорение» резко снизили уровень собственной безопасности власти и государства. Распад страны начался с националистических выступлений молодёжи в Казахстане в декабре 1986 года, затем последовали Сумгаит и Карабах. Управляющие воздействия горбачёвской власти характеризовались запаздыванием, ошибочностью и трусостью. К началу 1990-х годов в стране сформировалась распределённая, неоднородная и неравновесная политическая среда. Одни сдавали или публично сжигали партийные билеты, другие яростно поддерживали сохранение коммунистической власти. Третьи скромно сдали своё коммунистическое мировоззрение, сохранили дома партбилеты и встали в церкви со свечкой в позе смирения. Но смолоду выучившие наизусть Устав КПСС, они до сих пор его знают лучше, чем Евангелие.
 

Многие с равнодушием взирали на турбулентную среду в ожидании, что все стихнет и вернётся на круги своя. Не стихло. После распада СССР неравновесная политическая среда сохранялась в России до расстрела Съезда народных депутатов РСФСР в октябре 1993 года и подавления законодательных и представительных органов страны. Тогда же сформировалась «корпорация власти-1».
 
В её многослойную структуру вошли разные лица. На стадии разложения вокруг коммунистической власти и в ней самой возникли десятки людей, не интересующихся ничем, кроме быстрого личного обогащения. Они не относились к контрэлите советского периода. Многие из них – продукты среднего и нижнего слоя служителей поздней коммунистической власти. Они и перекочевали в орбиту либеральной власти 1990-х годов. Суть этой корпорации, начиная с приватизации, наглядно проявилась во время выборов Президента России в 1996 году, залоговых аукционов и в последующих действиях.
 
На границе тысячелетий идейные коммунисты, либералы и демократы «первой волны» окончательно исчезли со сцены. Рабочий класс, трудовое крестьянство и представители советской интеллигенции, ставшие «челноками», утратили политическую субъектность. Одни попали в феодальный строй, другие – в Черкизон.
 
После смены власти первой корпорации в 2000-м году началось формирование «корпорации власти-2». Практически те же лица из орбиты «корпорации власти-1» были сильно разбавлены новыми фигурантами, прибывшими с берегов Невы. Они составили многослойную структуру «корпорации власти-2», которая начала процесс укрепления собственной поверхностной легитимности.
 
Казалось бы, при накопившейся усталости от эпохи перемен, нефтегазовом благополучии и общем безразличии населения к политическим процессам на плаву остались лишь разномастные группировки, которые организуют малочисленные акции поддержки власти или «гражданского несогласия» с ней. Поэтому к очередным выборам в 2011 году партия власти подошла в надежде, что они пройдут с заранее известным результатом. Как в 2007 году с конституционным большинством в Госдуме. Но внутриполитическая среда стала более динамичной. Активизировалась либеральная часть, произошли её контакты с представителями русского общественного движения. Выросло число организаций и граждан, желающих принять участие в общественном наблюдении за ходом выборов. Очевидно, что массовые фальсификации избирательных бюллетеней и прочие «карусели» в такой среде связаны с риском. Но это не было принято во внимание властью.
 
Поэтому, как и в прошлые разы, когда народ проголосовал «не так», его «поправили» избиркомы. Но в этот раз свидетели были возмущены цифрами в протоколах и не стали молчать. В крупных городах, особенно в Москве, накопилось опасное количество взрывчатого человеческого материала, появились активные борцы «против жуликов и воров». Десятки тысяч человек вышли на улицы. Несмотря на то, что опасные для власти политические структуры были разгромлены, и не было силы, способной возглавить недовольных граждан, власть, не привыкшая к конкуренции, растерялась. В её сценариях не был предусмотрен вариант «спуска пара», пришлось перестраиваться на ходу. Парламентская оппозиция пришла на помощь, признав выборы состоявшимися.
 
В преддверии президентских выборов 2012 года стало ясно, что удержание верховной власти в России с помощью партийных методов невозможно. С партией в голове бессмысленно претендовать на роль лидера многонационального народа (ЛМН РФ), невозможно расширить круг влияния и число сторонников. За короткое время «корпорация власти-2» решила важные задачи. Создала общенародный фронт, а будущий Президент дистанцировался от «партии власти». Убрали одиозного спикера Госдумы, а парламент превратили в место для «дискуссий» и политического манипулирования. Подготовили к выборам надёжных спарринг-партнёров.
 
Представители «корпорации власти-2» сейчас контролируют все денежные и информационные потоки, имеют в стране и за рубежом роскошную недвижимость, тайные бизнесы и другие активы, которые оппозиция иногда находит и демонстрирует всему миру. Главная их забота проста и понятна – сохранение для своих детей и внуков и приращение принятого на свою ответственную грудь «общенародного» добра. Поэтому они, активные строители «своего государства», знают, что лишь оно гарантирует их потомкам будущее. Исповедуя эгоизм, стяжательство и цинизм, они призывают остальных: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».
 
Период с конца 2011 до конца 2012 года показал, что власть стратегически не предвидит развития событий и неспособна к прогнозированию будущего и адекватной оценке происходящего. Она будет реагировать лишь на давление больших масс. Внутриполитическая среда стала более сложной, динамичной и неопределённой. В ней появились разнородные элементы, взаимодействующие друг с другом и влияющие на ситуацию.
 
Широко озвученные в стране события: «приморские партизаны», станица Кущевская, трагедии в Санкт-Петербурге, Казани и другие, приоткрыли реальную ситуацию в силовых структурах и во власти. К ним добавились проблемы межэтнических отношений, трудовых мигрантов и других «гостей с юга». События на Манежной площади показали, что русская молодёжь способна жёстко сформулировать свой Кодекс гостя столицы. Не только оппозиция, но и активная часть населения выдвинула требования: искоренить коррупцию во власти, обеспечить порядок и развитие страны, решить проблему милицейско-полицейских и прокурорских чиновников, трудовых мигрантов и «гостей».
 
Выборы 2013 года подтвердили неготовность власти к нарастающей нестабильности. Проблемы не в озвученной ВВП ненужности Москве «мэров-Робеспьеров», они в том, что властная вертикаль интеллектуально и в волевом отношении неспособна к открытой политической конкуренции. Искусственные договорные «выборы» на протяжении многих лет сыграли плохую службу власти. Маневры власти, в том числе возвращение одномандатных округов, прощупывание общества вопросами о графе в бюллетенях «против всех», заигрывание с оппонентами и прочие странности лишь подчеркивают её слабость. Это приведёт к нарастанию турбулентности внутриполитической среды и ослаблению власти.
 
Неожиданно для власти взорвалась ситуация в Бирюлёво, где мигранты сломали привычный уклад жизни коренных жителей. Власть отреагировала линейно и неэффективно. Вместо публичных гарантий людям в том, что она жёстко разрубит коррупционные связи местной власти и мигрантов, проведёт массовую депортацию всех нелегалов, власть объявила о репрессиях против участников беспорядков и переложила ответственность за конфликты в регионах на тех, кто «не Робеспьеры».
 
В нашу задачу не входит анализ метафизики иррациональных явлений, но подобные действия вряд ли успешны. Они рождают новых вождей масс, это увеличит неопределённость и нестабильность среды. Низкая квалификация, плохое прогнозирование и мониторинг приведут к неожиданным для власти событиям.
 
Такова реальность наших дней. Добавим к этому эрозию культуры, дурные нравы, одичание человека, плохие сообщества, их быстрый переход в состояние толпы. Толпа рождает жестокость, она вокруг нас, проникает внутрь нас, из нас она вырывается наружу. Это состояние относится не только и не столько к футбольным фанатам. Нас давно не удивляют кровавые разборки на российских дорогах с бейсбольными битами и травматическими пистолетами в руках, убийства после «выяснения отношений» на межнациональной основе. Таков закон обратной связи ненависти и жестокости. Порождая хаос, наэлектризованная толпа невольно помогает власти. Как сказал Ф.М. Достоевский: «здесь каждый перед всеми за всё виноват».
 
Во все времена, власть чувствует три опасности. «Синдром Нечаева» – поэтому жёстко подавляет любые возможности заговора против себя, даже в невероятном исполнении (случай полковника Квачкова). «Синдром Брута» – поэтому жёстко отслеживается личная преданность ЛМН РФ. Умение использовать психологию масс и энергетику молодежи – поэтому запрещается национал-большевизм.
 
Синдром «Брута» привёл к тому, что к стратегическому управлению страной сегодня допущен лишь тот, кто демонстрирует безграничную личную преданность. Власть не опасается ни либеральных, якобы оппозиционеров, ни своей хромой «справедливой» ноги, ни нынешних коммунистов, ни «соколов г-на Ж». Она хорошо понимает, что с ними всегда можно договориться, что они не смогут ни организовать, ни возглавить массы на борьбу. Но главное, власть осознает, что они симулякры, не имеющие оригиналов, они не несут истину, опасную для неё. Цель их оппозиционности – тёплые депутатские кресла. Не более того.
 
Почему власть, вместо того, чтобы поддерживать, опасается подъёма русского национального самосознания? Во-первых, потому что появятся ясные альтернативы нынешнему порядку вещей. Во-вторых, многие люди на ментальном уровне обретут субъектность и станут независимы от власти. В-третьих, это создаст критическую массу суверенных граждан, которые изменят ситуацию в государстве. Именно из таких, свободных и ответственных граждан вырастают созидатели, герои и опора России. Но наверх продвигаются карьеристы, которые служат лично ЛМН РФ.
 
Власть укрепляет силовые структуры, которые уже доминируют в стране и устанавливают свои порядки. Инструменты власти становятся самой властью. Но громадное по числу чиновников и силовиков государство не справляется ни со своими функциями, ни с нарастающими кризисами. Государство проигрывает информационную войну за сохранение целостности России во всех сферах и на всех уровнях. Во многих регионах страны закрепляются небрежение русскими проблемами и разрушительные для России идеологии, нарастают этнорелигиозные и политические угрозы, терроризм и экстремизм.
 
Разрастание опухоли власти влечёт рост коррупции и ослабление государства. «В России сегодня нет элементарного полицейского порядка, а есть огромные корпорации разных служебных воров и грабителей», – писал В.Г. Белинский о правлении Николая I, близком по смыслам и действиям нынешней власти. Россия времён императора Николая I, закончившего свой труд на галерах власти более 150 лет тому назад, вновь вернулась в нашу жизнь с теми же приёмами, целями и задачами жандармского государства.
 
Да, при Николае I была поднята на государственный уровень проблема коррупции, но, по словам П.В. Долгорукова, в военном министерстве воровство доходило до грабежа. Историки отмечали, что большая часть сотрудников императора – «бездарные люди, часто своекорыстные и лживые холопы, без всяких определённых убеждений и взглядов». Да, создавалась конкурентоспособная промышленность, строились железные дороги, но тотальное огосударствление страны, централизация власти, нерешительность и стремление ничего не менять, а только поддерживать существующий порядок – в этом многие видели злосчастную суть проблем правления императора. Вера в свою судьбу и самоуверенность государя не помогли. Его правление в целом оказалось неудачным для него и для России.
 
Суровые слова о Николае I написал Ф.И. Тютчев:
 

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, —
Все было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

 
Спустя 12 лет он написал о высших российских либерал-чиновниках:
 

Напрасный труд – нет, их не вразумишь, –
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация – для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

 
«Ничто так не раздражало его (Тютчева) в такой мере, как скудость национального понимания в высших сферах, правительственных и общественных, как высокомерное, невежественное пренебрежение к правам и интересам русской народности», – отметил И.С. Аксаков.
 
Слова великого русского поэта оказались вещими. Что напишут о нынешнем времени и о ЛМН РФ? Куда может завести со своими страстями и страхами, своим пониманием закона и грубой силы нынешняя властная корпорация чиновников и властолюбцев? Когда число проверяющих, надзирающих, обвиняющих, сажающих и охраняющих достигнет числа созидающих, страну ждёт коллапс.
 
Сколько времени осталось до того часа, когда нисходящая кривая режима и нарастающая кривая русского протеста пересекутся в точке бифуркации? Или огромный перевес государства над человеком и обществом превратит Россию в смиренное кладбище?
 
Но затем отомрёт и государство, как написал Хосе Ортега-и-Гассет:
 

…Общество порабощается, и все силы его уходят на служение государству. А в итоге? Бюрократизация всей жизни ведёт к её полному упадку. Жизненный уровень быстро снижается, рождаемость и подавно. А государство, озабоченное только собственными нуждами, удваивает бюрократический нажим…
 
…Но вскоре уже не хватает людей для поддержания государства и приходится звать иноземцев… Пришельцы в конце концов становятся хозяевами, а остатки общества, аборигены, – рабами этих чужаков, с которыми их ничто не роднило и не роднит. Вот итог огосударствлённости – народ идёт в пищу машине, им же и созданной. Скелет съедает тело. Стены дома вытесняют жильцов.

 
История знает примеры разрушения империй, когда при большом государстве, многочисленных чиновниках, сильной армии и полиции они были подточены изнутри, а внешние силы играли роль активатора. Недавно так рухнул Советский Союз, из-за слабости центра ушли те, кто исподволь подготовили себя к роли суверенных государств.
 
В России сейчас чиновников и силовиков больше, чем в СССР. Мы не можем говорить о результативности и эффективности нынешней власти, ибо это критерии оценки достижения стратегических целей и миссии России. Вот уже два десятка лет мы бредём без цели, руля и ветрил. Но червь точит дерево изнутри…
 
Конфликт парадигм, способов и практик решения задач мирового развития, внедрение в суверенных странах ценностей внешней среды приводят к радикальному сдвигу мировоззрения в элитах, а затем в массовом сознании активной части населения этих стран. Происходит утрата суверенитета, либо лавинообразное разрушение их общественно-политических систем. Обломки восстанавливают, после чего многие из них переходят под управление внешней средой.
 
Нынешняя геополитическая битва России с Евросоюзом и США за Украину напоминает Крымскую войну, проигранную Николаем I из-за отсталости страны и предательства союзников. Мы обязаны извлечь уроки.
 
Россия для внешнего мира должна стать операционально замкнутой системой с подвижными и полупроницаемыми границами мембранного типа (теория автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы). Это позволит России быть открытой окружающему миру, брать из него нужные вещества и информацию и быть одновременно обособленной от него. Такое адаптивное саморегулирование открытости/закрытости позволит поддерживать свою целостность, сохранять свою идентичность, не давая определять извне и влиять на то, что происходит в стране. Этот способ – не закрытость автаркии, но автономность особого рода, допускающая одновременно непрерывное взаимодействие страны с внешним миром и саморазвитие. С возрастанием сложности будет возрастать «искусство жить вместе» и степень избирательности страны во взаимодействии с внешним миром.
 
России необходимы: стратегия развития и миссия страны; баланс сил между государством, обществом и человеком; эффективная власть и ответственный чиновничий аппарат. Этот подход требует смены управленческой парадигмы и «корпорации власти-2». Во благо России.
 
Б.А. Виноградов,
политик и общественный деятель
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Один комментарий: Что ждёт Россию и корпорацию власти?

Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
   
Наши друзья