На 49-ой Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 1-3 февраля 2013 года, в которой приняли участие около 400 политических деятелей, включая глав государств и правительств, более 50 министров иностранных дел и обороны, представители деловых и научных кругов (среди участников встречи – вице-президент США Джозеф Байден, Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и др.), черногорскую делегацию возглавил премьер Мило Джуканович. Участники конференции затронули самый широкий круг международных проблем – будущее евроатлантической безопасности, вопросы энергобезопасности, обстановку на юго-востоке Европы, финансовый кризис в еврозоне, роль Евросоюза в современном мире.
На пресс-конференции черногорский премьер отметил результаты, достигнутые страной в области реформ в направлении евроатлантической интеграции. Причем в первую очередь, интеграции в северотлантический альянс, а затем – в Европейский союз, поскольку, как в декабре 2012 года заявил председатель черногорского парламента Ранко Кривокапич, Черногория надеется обрести полноправное членство в НАТО в 2014 году. Джуканович выразил уверенность в выстраивании «новой, современной, более функциональной европейской архитектуры, которая всем, и новым своим членам, среди которых Черногория занимает одно из самых видных мест, создаются условия для обеспечения высокого качества жизни для каждого нашего гражданина».
Обратим внимание: в качестве обоснования необходимости включения Черногории в НАТО-ЕС используется прием грубой подмены тезиса. Прием, соответствующий духу известных постулатов геббельсовской пропаганды. Действительные цели Северотлантического альянса на современном этапе предельно точно определил политический аналитик из Пакистана М. Абул Фазл. Альянс был создан, указывает он, якобы для противостояния советской военной мощи. Однако исчезновение этой мощи и даже сам распад Советского государства не поставили вопрос роспуска НАТО на повестку дня Запада – альянс выжил и расширился на весь мир. Сегодня его задачей является гарантия безопасного доступа для развитых стран к природным богатствам и запасам сырья в странах Третьего мира и сохранение отношений неравного обмена между двумя мирами – проще говоря, он должен постоянно удерживать Третий мир в экономическом рабстве.
Лауреат Нобелевской премии А.И. Солженицын о «миротворческой роли» НАТО и США говорил, что «если бы защита угнетенных сколько-нибудь волновала их серьезно, то у них было сорок лет, чтобы защитить Тибет – с разграбляемым народом, религией, тончайшей древней культурой… Если бы у них были добрые чувства, то они имели сорок-пятьдесят лет, чтобы защитить курдов – разорванных на разные страны, уничтожаемых, несчастных… Самое страшное из того, что сегодня происходит… это то, что НАТО перевело нас в новую эпоху… США и НАТО отшвырнули ООН, систему коллективной безопасности, признание суверенности государств. Они начали новую эпоху: кто сильнее, тот – дави. Вот это страшно».
На саммите НАТО в Чикаго в мае 2012 года Хиллари Клинтон заявила об успехе политики отрытых дверей НАТО, которая выразилась в «создании активных и преданных союзов, помогла установить стабильность и взаимодействие в Центральной и Восточной Европе… в соответствии с нашими интересами… мы должны помнить нашу конечную цель: более сильная, более прочная, более эффективная НАТО».
В рамках расширения и укрепления позиций НАТО на пространстве Юго-Восточной Европы Черногория с населением в 625 тыс. чел., численным составом армии в 2 200 чел. и ежегодными военными расходами в 46,5 млн долларов рассчитывает стать полноправным членом альянса. В качестве подтверждения своей приверженности целям и интересам США Черногория вслед за заявлением Х.Клинтон, в июне 2012 года, выразила готовность предоставить в распоряжение НАТО учебно-тренировочную вертолетную базу в Голубовцах (аэродром около Подгорицы). Министр иностранных дел Милан Рочен подчеркнул, что данное предложение соответствует новой концепции североатлантического союза «умной обороны». Концепция предусматривает объединение ресурсов стран-членов и/или фокусирование на определенных аспектах совместной обороны. США уже активно помогают трансформации черногорской армии в соответствии со стандартами НАТО, ежегодно выделяя на реформу армии, включая продажу техники и вооружения, 3,5 млн долларов.
Председатель Атлантического союза Черногории Саво Кентера 8 января 2013 г. перешел в пропагандисткое наступление в направлении НАТО-интеграции и усиления антироссийской риторики. В частности, он заявил, что «Россия предпримет все, чтобы создать Черногории препятствия на пути в НАТО… Действующий министр обороны России С. Шойгу предупредил, что Черногории не следует вступать в НАТО, а если это произойдет, то Россия и Черногория более не будут находиться в дружеских отношениях». «Шойгу и ему подобные, – заявляет Кентера, – должны понять, что Черногория – не российская губерния, и хотя бы здесь у них нет контроля над свободомыслящими людьми и интеллектуалами…»; «до этого влияние России проявлялось в основном в сфере инвестиций, и мы знаем, как они закончились.., теперь следует ожидать проявлений активности на политическом плане, которым необходимо ответить соответствующими мерами».
Следовательно, России в ближайшее время следует ожидать резкого усиления враждебной риторики. Черногория приобретает «болотный цвет» – в черногорские СМИ вбрасываются тезисы о «мрачном режиме, где не соблюдаются элементарные права граждан». Но, к слову, об элементарных правах. В том же выступлении, отвечая на вопрос журналиста о том, как следует принимать решение о членстве в альянсе – на референдуме или в парламенте, Кентера указал, что подобное решение должен принимать парламент большинством в две трети голосов. Почему: «партии, которые выступают за вступление в НАТО, предложение о членстве должны поддержать в парламенте. Если они это не сделают, это будет означать, что они не несут ответственности за свои поступки и по сути преребрасывают мяч на граждан, что лукаво и крайне некорректно… депутаты избраны народом и располагают легитимностью принимать решения от имени граждан».
Таким образом, схема «создание нужного формата парламента – принятие им нужных решений» помогает обойти, казалось бы, непреодолимое препятствие – подавляющее большинство граждан Черногории выступают против вступления страны в НАТО (только около 30 %, по официальным данным, выступает за союз с альянсом). «Схема Кентера», вероятно, будет служить политической моделью для всего региона по преодолению сопротивления граждан превращению своих стран в НАТО-протектораты. Кентера заключает: «Достаточно притворяться, что мы – восток на западе и запад на востоке. Всем должно стать ясно: Черногория принадлежит западу и демократическим ценностям, которые эти страны разделяют».
Однако пропагандистская «упаковка» скрывает конкретные военно-стратегические задачи. Так, Кентегра указывает, что необходимым условием вступления в НАТО является создание новой службы военной разведки – «это весьма сложная и комплексная задача».
Приоритетной областью является использование воздушного пространства стран-кандидатов в члены НАТО, – органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), органы противовоздушной обороны, системы наблюдения/обслуживания воздушного движения и т.д. Так частью процесса интеграции в НАТО, согласно индивидуальному для каждой страны-кандидата Акционному плану, является приведение аэродромов в полное соответствие со стандартами НАТО. Начиная с 1992 г. активное содействие реализации этой задачи странам-кандидатам оказывают США. Формируется единая совместимая система «воздушной независимости, раннего оповещения, путей воздушного сообщения и центров управления». В 1993 г. началась реализация «Региональной инициативы воздушного пространства» (Regional Airspace Initiative) по «созданию регионального управления гражданско-военным пространством» и «расширению операционных возможностей». Через несколько лет программа была реализована почти на всем посткоммунистическом пространстве Центральной Европы: к 1998 г. она охватила 13 стран: Польша Чехословакия, Венгрия, Словакия, Австрия, Словения, Румыния, Болгария, Албания, Македония, Литва, Латвия, Эстония. Программа, помимо прочего, включает в себя установку систем наблюдения США (радары FPS-117 – мобильная трёхкоординатная радиолокационная станция, предназначенная для обнаружения и сопровождения баллистических и аэродинамических целей различных классов).
В результате даже на уровне участия в Акционном плане обеспечивается возможность быстрого развертывания военно-воздушных сил и интероперационного корпуса наземных сил альянса, использование «всей полноты ресурсов», что позволит этим странам внести реальный вклад в операции НАТО. Таким образом, огромное значение имеет возможность доступа ВВС НАТО к воздушному пространству и инфраструктуре стран-участниц Акционного плана.
В странах Центральной и Восточной Европы после распада биполярной системы НАТО служила инструментом их геополитической переориентации в западно-центристском направлении. Расширение НАТО и ее трансформация в единственную глобальную военную силу предусматривает, на практическом уровне, военно-стратегическое использование всех операционных возможностей и ресурсов, на идеологическом – изощренное переформатирование политического ландшафта страны.
Так обеспечивается решающий перевес военной силы НАТО в Европе. Для Черногории атлантическая интеграция, несомненно, несет с собой колоссальную потерю в цивилизационном отношении – утрату суверенитета и самобытности, нейтрализацию всех общественных, политических, социокультурных факторов, оппозиционных эспансии НАТО, примиватизацию общественно-политического пространства. Правящая группа в Черногории сделала свой выбор – предпочла перейти в зону политического влияния и военно-экономического контроля США, стать тыловой базой НАТО. И на этом направлении агрессивно пронатовская политика уже входит в серьезное противоречие с национальными интересами России.
Анна Филимонова,
кандидат исторических наук
Перейти к авторской колонке