В условиях глобального финансового кризиса НАТО и его филиалы, неправительственные организации – «борцы за права человека и демократию», усилили экспансию на Западные Балканы и, в частности, на Черногорию. На пути к выстраиванию новой архитектуры Западных Балкан с доминирующей позицией глобальных организаций ЕС и НАТО Черногории отведена одна из ведущих ролей. При этом у творцов проекта «новая Черногория» есть собственное представление о внешних и внутренних интересах страны, о путях ее развития, и они не терпят противодействия. Евроатлантический план в отношении Черногории реализуется методично и неуклонно, в соответствии с формулой Збигнева Бжезинского о трех великих обязанностях имперской геостратегии: предотвращение сговора между вассалами, сохранение их зависимости от общей безопасности и сохранение покорности подчиненных.
В соответствии с провозглашенным внешнеполитическим курсом правящей коалиции Демократической партии социалистов – Социал-демократической партии, приоритетной целью Черногории является вступление в ЕС и НАТО. И страна стала официальным кандидатом на присоединение к обеим организациям. В конце марта – начале апреля 2012 года Черногория вступила в следующую фазу «работы» с ними. Так, 21 марта был принят Третий пакет партнерских целей НАТО для Черногории. Он включает в себя 49 пунктов, которые должны быть реализованы в ближайшие два года. Прежде всего, речь идет об обороне и безопасности, включая полную ликвидацию прежней системы вооружений и перевооружение армии по натовским стандартам.
1 апреля 2012 г. вступил в силу договор Черногории с Евросоюзом, подписанный еще 22 февраля 2011 года, об участии Черногории в операциях ЕС по управлению кризисными ситуациями с целью «развития сотрудничества в области единой внешней политики и безопасности». Тем самым была подтверждена приверженность Черногории исполнению обязательств, проистекающих из членства в ЕС. В рамках реализации «единой внешней политики» в тот же день министр иностранных дел и европейских интеграций Милан Рочен по приглашению министра иностранных дел Турции принял участие на Второй конференции Группы друзей сирийского народа в Истанбуле (туда же впервые была приглашена министр иностранных дел Хорватии Весна Пусич). Рочен встретился с министром иностранных дел Ливии Азором Хаяалом и провел переговоры о реализации ряда соглашений, в частности, о том, что первая группа ливийцев должна прибыть на реабилитацию в знаменитый черногорский санаторий «Институт им. Симо Милошевича» (г. Герцег-Нови) наряду с обучением ливийского медицинского персонала в Черногории. Также рассматривались другие возможности черногорско-ливийского сотрудничества.
Напомним, что «Группа друзей Сирии» объединяет тех, кто открыто поддерживает сирийских «повстанцев» и выступает за отстранение от власти сирийского президента Башара Асада. Призыв саудовского принца Сауд аль-Файсала вооружать боевиков «сирийской оппозиции» показывает истинное лицо и намерения собравшихся. К сожалению, среди тех, кто хочет уничтожить сирийскую инфораструктуру, общество и государство ради интересов Вашингтона, Парижа, Лондона и Тель-Авива, оказалась Черногория и Хорватия.
Членство в НАТО реализуется в рамках Коммуникационной стратегии НАТО, в которую входят т.н. Акционные планы. До настоящего момента было реализовано уже восемь Акционных планов. Только VII Акционный план (первое полугодие 2011 г.) включал в себя такие меры, как формирование Информационного центра НАТО; выпуск пяти номеров журнала «NATO INtegracije»; выход дважды в месяц программы «NATO info» на TV RCG; организация ток-шоу на различных телеканалах; организация образовательного курса Общественного информирования в школе НАТО в Германии; cost-benefit анализ (о том, насколько стране якобы экономически выгодно сотрудничество с НАТО); лекции в школах, посещение школьниками центра НАТО в Брюсселе; изучение общественного мнения по каждому городу Черногории; создание Центра для работы журналистов; проведение конференции «Диалог о НАТО»; создание Региональной школы безопасности; организация «НАТО-каравана» в пяти городах; проведение мультимедийного «Фестиваля мира»; организация работы депутатов, государственных высших и местных чиновников; кампания «Соглашаемся НА ТО» в Facebook и т.д. и т.п.
Главная цель указанных мероприятий – переломить общественное мнение в сторону НАТО. Как показывают различные опросы, около трети населения поддерживает вступление страны в НАТО, треть – против и примерно треть не имеет ясной позиции по этому вопросу. Поэтому пропагандистская работа ставится как одна из главных задач на «атлантическом» пути Черногории. При этом, как видим, ряд мероприятий повторяет друг друга, но это отнюдь не из-за недостатка фантазии. НАТО-маркетологи действуют в соответствии с основным законом пропаганды: «устойчивый эффект достигается постоянным повторением». Средства же для финансирования Акционных планов выделяются из бюджета самой Черногории: на 2011 год сумма составила 107 тысяч евро.
Министерство обороны Черногории находится в авангарде сотрудничества с НАТО в области политических и военных реформ. Полным ходом применяются стандарты НАТО в армии и службе безопасности, идет уничтожение прежнего вооружения. За истекший период Черногория ликвидировала 3 000 тонн вооружения и боеприпасов. Таким образом, создается адекватная целям и задачам НАТО материальная и кадровая формация Армии Черногории.
Далее Министерство обороны приступило к формированию интегрированной системы контроля и управления морским и воздушным пространством страны исходя из «регионального подхода». Он заключается в том, что все страны региона располагают едиными системами контроля и управления. Министерство также планирует создание особой службы с задачами сбора разведовательной и контрразведовательной информации, необходимых для Армии Черногории и Министерства обороны в процессе присоединения к НАТО и перехода на натовские стандарты. В настоящее время сбор развединформации осуществляет Агенство национальной безопасности (АНБ) Черногории. В апреле 2011 г. в закон об АНБ были внесены изменения и дополнения. Задачи Агентства были расширены за счёт введения таких аспктов, как «значение для оборонительных интересов Черногории и выполнение стратегических для ее безопасности целей и интересов». Собранные сведения поступают в Совет по обороне и безопасности, министру обороны и начальнику Генерального штаба Черногории.
В 2011 году в качестве национальной программы в Черногории начал применяться Акционный план членства в НАТО. План, помимо прочего, обязательным условием для вступления страны в НАТО ставит составление специальной описи имеющихся в наличии национальных военных и гражданских объектов и мощностей, которые страна может предложить союзникам по альянсу. 13 октября 2011 г. правительство Черногории приняло программу реализации «партнерской цели», названной «Поддержка страны-хозяина». В начале ноября 2011 г. правительство Черногории приняло постановление, согласно которому разрешается провозить секретные грузы (документы, материалы и иные средства) НАТО через территорию страны. Черногорские полиция и армии обязаны обеспечить безопасную логистическую поддержку.
Для политического консультирования с США правительство Черногории привлекло лоббистские фирмы «Orion strategies» и «Reef group». Их задачами являются встречи с представителями американской администрации и лоббирование интересов Черногории в связи со вступлением в НАТО. Работа этих фирм за 4 года стоила Черногории 4 млн. долларов (см. Policy paper NATO i Crna Gora 2011).
Одним из важных пунктов является участие Черногории в международных миссиях НАТО. Так контингент Армии Черногории в рамках миссии НАТО ISAF в Авганистане останется до конца 2014 года и, по словам министра обороны Черногории Боро Вучинича «если будет необходимо и НАТО потребует – и дольше». В миссии в настоящий момент задействовано несколько десятков военнослужащих, на участие в ней Черногория уже потратила 2 млн. евро. Кроме того, продолжается участие черногорских военнослужащих в миссиях в территориальных водах Сомали и Либерии. В целом, прямые затраты, связанные со вступлением Черногории в НАТО составляют 6 млн. евро ежегодно.
Однако главная задача – условие всех условий при вступлении страны в НАТО – поддержка политики США. В середине октября 2011 г. черногорский премьер Игор Лукшич в ходе своего визита в США встретился с ключевыми фигурами Белого дома – вице-президентом Джо Байденом и госсекретарем Хиллари Клинтон, которые выразили удовлетворение мерами, предпринятыми Черногорией на пути к НАТО. В Совете Североатлантического альянса Лукшич выступил перед высокопставленными функционерами, послами и представителями американских фондов. По поводу относительно низкой поддержки черногорским населением членства в НАТО (в сентябре 2011 г. она составила 30,9%) он заявил следующее. Противники членства в альянсе, по его словам, со временем составят меньшинство, некоторые решения, которые хороши для страны, должны быть приняты, даже если большинство граждан их не понимают. Так, абсолютно оторванная от народа, про-натовская правящая элита Черногории нимало не стесняется навязывать стране волю своих трансатлантических патронов.
Высокий пафос НАТО-функционеров о «демократии, правах человека и борьбе с терроризмом» для Черногории означает ряд более чем сомнительных привилегий: воевать (убивать) во имя натовских целей, соучаствуя в уничтожении независимости других стран и народов; размещать военные базы НАТО на своей территории (что для Российской Федерации означает превращение братского народа в противника); защиту наркотрафика Афганистан-Косово-Европа-Россия; усиление на Балканах албанского фактора; подрыв международного права и ООН. И, наконец, точно также от имени и в интересах черногорского народа, подобно иракскому, афганскому, ливийскому и т.д. НАТО будет менять режим, общественно-политическое устройство, менталитет народа и все, что посчитает нужным, по своему собственному усмотрению.
Во внутригосударственной жизни Черногории во второй половине марта произошло примечательное событие, вновь отсылающее к роли международного фактора. 18 марта 2012 г. состоялся один из наиболее массовых за последнее время протестов. На улицы Подгорицы, по данным организаторов, вышли более 20 тыс. человек, по оценке полиции – 7 тыс. человек, протестующих против правительства и государственной номенклатуры. Под лозунгом «Время пришло!» студенческие, профсоюзные и другие организации провозгласили начало борьбы с коррупцией – «спрутом, щупальца которого охватили все постюгославское пространство, но особенно Черногорию». Однако, как это становится повсеместным явлением, в проявление народного недовольства сразу же отчетливо вплелся «оранжевый мотив». В Черногории он трансформировался в желтый цвет – символом протеста стал пресловутый «кулак Отпора» на желтом фоне. Организаторами протеста формально были Союз свободных профсоюзов и Студенческий союз, однако координирующим центром являлась организация «Mreža za afirmaciju nevladinog sektora» (Сеть по развитию неправительственного сектора). Её руководитель Ваня Чалович на митинге 18 марта выступила с броскими лозунгами: «начать отсчет последних минут организованного криминала», призывала поднять вверх часы в знак того, что «час организованного криминала в Черногории пробил», так как «мы здесь, мы вместе, мы вместе боремся за наших детей, за будущее, за Черногорию», в которую «весна пришла раньше!»
Звучные и емкие лозунги, поставленная драматургия действа, претензии со стороны неизвестной и неожиданно появившейся организации на общенациональное лидерство показывают, что до Черногории докатились волны «оранжевой революции». Приглядимся к источнику «всенародного гнева». Спонсорами
Одновременно другая влиятельная международная организация разворачивает наступление на население Черногории. Миссия МВФ констатировала катастрофическое положение в стране и продиктовала черногорскому правительству свои инструкции: рационализировать расходы, уменьшить зарплаты и число работающих (!) и увеличить налоги (!).
В то время как международные организации извне и изнутри страны лишают ее остатков независимости, идет обнищание подавляющего большинства народа. Средняя зарплата в Черногории составляет 500 евро, в то время как потребительская картина – 300 евро. Средняя пенсия – 280 евро, однако и половина пенсионеров не получает её в таком размере. 54% трудоспособного населения безработны, армия молодых образованных людей тщетно пытается устроить свою жизнь в родной стране. На 31 января 2012 г. госдолг Черногории составлял во внутреннем выражении 419 млн. евро (12,3% ВВП), во внешнем – более миллиарда евро (31% ВВП), то есть в общей сложности 43,3% ВВП. Но 31 марта правительство взяло в долг еще 230 млн. евро.
Уровень коррупции в Черногории действительно зашкаливает. Здесь, по определению многих экспертов, как и в ряде других стран региона, сложилась система клептокапитализма – комбинации капитализма и бандитской клептократии. И на этом фоне черногорский рупор Рокфеллера и Сороса – организация MANS, выдвигает именно борьбу с коррупцией. Вероятно, это делается потому, что коррупционные скандалы представляют собой удобный предлог для расчистки пути к власти. Неправительственные организации, финансируемые разными фондами, трудно заподозрить в заботе о национально-государственных интересах народов, в среде которых они «работают». Их «праведное негодование» вызывает коррупция лишь актуальной правящей касты, но не коррупция и криминал как таковые. Волна антикоррупционной борьбы призвана смести существующую властную группу и расчистить путь для прихода бюрократии нового типа. При этом народ оказывается между двумя худшими вариантами, между Сциллой и Харибдой. Кроме того, опасность представлет собой слив энергии профсоюзов и молодежных организаций в кильватер «оранжевого» флагмана. Главной функцией элиты нового типа будет еще бóльшая ориентация на выполнение «евроатлантических задач» в соответствии с интересами ее партнеров – МВФ, Всемирного банка, Европейской комиссии и мировых финансовых кругов.
В результате Черногория отступает перед силами НАТО и западными институтами. Одновременно усиливается деградация общественно-политических процессов в стране, приобретая всеобъемлющий и необратимый характер. В качестве национальных задач выдвигаются интересы транснациональных финансовых групп и связанные с ними геополитические ориентиры Запада, которые превалируют над национально-государственными интересами Черногории.
Перепост: Фонд стратегической культуры.
Анна Филимонова,
кандидат исторических наук
Перейти к авторской колонке