В конце 80-х СССР вплотную подошел к своей последней черте…Как живой организм, погибая, перестает бороться с болезнями, так и огромная страна не устояла перед растущей горой тяжелых проблем. Гонка вооружений, огромные, непосильные для страны, расходы на оборону; неэффективно работающая экономика, преимущественное развитие оборонных и сырьевых отраслей промышленности. Произошло падение мировых цен на нефть, газ, минеральные удобрения, дававших стране львиную долю экспортных поступлений, проявилась зависимость от импорта зерна. Афганская война и чернобыльская катастрофа, требовавшие огромных материальных ресурсов. Раздача многомиллиардных безвозвратных кредитов десяткам различных стран.
Ко всему этому добавилась неэффективная система управления: сначала у власти оказались больные пенсионеры, а затем – враги социализма и России. Произошла активизация деятельности националистов, внутренних и зарубежных врагов государства. А ещё развал блока соцстран, деградация и фактический развал единственной и правящей партии. Заметим, что все это характерно не для СССР в целом, а лишь для периода 60-х – 80-х годов, предшествовавших его агонии. Страна противостояла всем западным державам.
В большом количестве разрабатывалась и создавалась военная техника. Слабое руководство страны не сумело понять, что в военном отношении нам не обязательно быть равными Западу. И приняло умело вброшенную США гонку вооружений, направленную на экономическое истощение СССР. А ведь достаточно было ограничиться созданием вооруженных сил, обеспечивающих нанесение неприемлемого ущерба возможному агрессору. Достижение этой цели многократно дешевле амбициозного достижения состояния «мировой державы» и паритета…
Товары для граждан были на втором плане. Не развивалась электронная, бытовая и вычислительная техника, не выпускались в нужном количестве, качестве и ассортименте автомобили, телевизоры, стиральные машины, холодильники, мебель и т.п., мало строилось жилья.
Государственный внутренний долг всего за пять лет вырос в 4 раза и составил более 55% от ВВП. При этом огромные деньги, в том числе полученные от экспорта сырья и собранные на нищете и пьянстве части населения, в течение десятилетий тратились на неразумную поддержку режимов в странах соцлагеря и просто в «дружественных» государствах.
В середине 80-х началась вялотекущая говорливая «перестройка», и к началу 90-х полки магазинов окончательно опустели. В конце концов, страну «раскачали» и развалили.
Реформами в России руководили лица, не имевшие опыта руководства экономикой крупной страны. Основой реформирования явилась поспешная и массовая приватизация. В выступлении на ежегодной коллегии МВД 06 февраля 2008 года президент России В.В. Путин отметил, что «значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами». Даже Д. Сорос назвал нашу приватизацию бандитской.1
Чековая приватизация, в которой приватизационные чеки, полученные гражданами для обмена на акции предприятий, были дешево скуплены предприимчивыми дельцами и чековыми фондами, которые затем исчезли, а акции предприятий, приобретенные гражданами на чеки, – были практически обнулены разными способами.
Одно из самых бессовестных деяний было связано с так называемыми залоговыми аукционами. Упрощенно схема выглядела так. Для погашения долгов по зарплате и пенсиям перед выборами, руководство государства решило взять взаймы у коммерческих банков деньги под залог акций лучших предприятий, еще остававшихся к тому моменту у государства. Предприятия были оценены дешево, поэтому и кредиты оказались небольшими. Государство деньги не вернуло, поскольку их возврат в бюджете не планировался, и предприятия оказались в руках банкиров. Так, в частные руки попали «Норильский никель», «Юкос», «Сибнефть» и многое другое.
В результате приватизации в России было создано общество, в котором «менее 10% российских семей делят между собой до 90% общенациональных доходов»2, создан клан олигархов. «Олигарх в том смысле, в котором мы употребляем это слово, это человек с наворованными деньгами, который и дальше продолжает разворовывать национальное богатство, используя особый доступ к органам власти и управления».3
Большая инфляция – страшное зло для любой страны. Огромная и непрерывная инфляция в течение многих послереформенных лет – зло в квадрате. Основными причинами высокой инфляции является сырьевой характер экономики и значительное падение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства. Часть валюты, получаемой Россией за продажу сырья, в качестве подачки правительства населению, обменивается на импортируемые товары, которые поступают на российский рынок. Самодостаточность России близка к нулю.
Если страна проедает то, что миллионы лет назад создано природой, или создано предыдущими поколениями, то у следующих поколений будущего нет. Нынешнее поколение работает, в основном, на тех заводах, комбинатах, нефте- и газопроводах, которые были созданы в конце эпохи социализма в РСФСР.
Подавляющая часть электроэнергии в стране производится на станциях, построенных в советское время, то есть как минимум 20-40 лет назад. В 80-х годах мощность российских электростанций в несколько раз превышала мощность китайских, в 1990-м году мощность электростанций Китая была на уровне России 1970 года, а ныне Россия и Китай лихо поменялись ролями: тенденция роста сменилась спадом, китайская же электроэнергетика растет невиданными ранее в мире темпами и превосходит российскую во много раз.
За несколько лет реформ сталелитейная промышленность России была отброшена на уровень шестидесятых годов, и только в 2005 году она вплотную приблизилась к уровню семидесятых. При этом более 40% российской стали вывозится из страны.
Объем производства промышленной техники и сельхозтехники снизился настолько, что в сельском хозяйстве снова переходят на работу на лошадях и ручной труд, т.е. на уровень позапрошлого века. 90% картофеля, одного из основных продуктов питания населения России, производится в частных хозяйствах, то есть на основе ручного труда. Это XIX век.
«Развал и падение ВВП был в России большим, чем после Второй мировой войны. В период 1940-1946 гг. объемы промышленного производства в Советском Союзе упали на 24%. В период 1990-1999 гг. объемы промышленного производства в России сократились почти на 60%».4
Снижение объема промышленного и сельскохозяйственного производства привело к перераспределению работников по сферам занятости. В 2006 г. в строительстве работали 5,07 млн. человек, а операциями с недвижимостью были заняты 4,96 млн. Это означает, что на каждого строителя, от начальника строительства до разнорабочего, приходилось по риэлтору.
В 2000-2005 годах доля России на рынке информационных и компьютерных технологий – основы безопасности государства – не превышала 0,04%. Безмерное отставание в развитии высокотехнологичных производств – критическая проблема страны. Так же чревато тяжелыми последствиями для безопасности России ее отставание от развитых стран в области науки.
В высшем образовании проблема в том, что все больше специалистов обучается по заочной форме и по специальностям гуманитарного, управленческого и экономического профиля, в основном, юристов, менеджеров, экономистов, бухгалтеров, финансистов. Инженерно-техническое образование сведено на нет.
Расходы бюджета РФ в развитие и поддержку основных отраслей экономики, социальные нужды, прежде всего на здравоохранение, минимальны. Основные статьи расходов – для уплаты долгов и процентов по долгам, на содержание органов управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.
Катастрофически быстро сокращается численность населения, ныне, округленно, по 1 млн. человек в год. За последние 20 лет с карты России исчезли 23 000 городов, сельских посёлков и деревень. За последние 10 лет на 40% сократилось население на Дальнем Востоке и на 60% на Крайнем Севере.
Итог: Площадь России соотносится с площадью США как 1.8:1, численность населения – как 0.5:1, а ВВП – как 1:16 (данные 2006 года). Ныне США − 14,256,300 млн. долларов, Россия – 1,230,726 (1:11.5). Положение, при котором Российская Федерация, владея 30% всех мировых богатств и производя всего 1% глобального валового продукта, не вечно… Если все останется так, как есть, то Россия к 2030 году развалится без всякого нападения внешнего врага, без ввода чужих войск на нашу территорию.5 Дж. Тейлор, американский публицист: «Россия закончилась. Русских ждут долгий, медленный, относительно спокойный спад и уход в небытие».6
Продолжение следует…
Владимир Поленин,
доктор военных наук, профессор
Перейти к авторской колонке