Нынешний 2012-й год напоминает нам о победе над смутой 1612-го и над наполеоновскими войсками в 1812-м. Но именно в этом году звучит множество искаженных трактовок наших побед, и именно в этом году наши зарубежные «друзья» и внутренние их адепты пытаются с особым рвением устроить новую, так сказать, юбилейную смуту. Были лжедмитрии, боярские смутьяны, гонения на священноначалие, насаждение латинской веры. Сегодня навалили удалых демократов, оскверняют святыни, внедряют язычество и клевещут на патриарха.
Хорошим методом ограждения себя от попадания в одну яму дважды остается сохранение исторической памяти и трезвая оценка событий. Когда русских в зарубежном кино изображают безумными, алчными и агрессивными злодеями в неизменных ушанках со звездой (в любую погоду), мы дружно смотрим эти пародии в кинотеатрах и по собственным телевизорам. Когда «хорошие и справедливые» американцы, рискуя собой, спасают мир от русской, КГБ-шной, советской и еще какой-то мафии, мы, за редким исключением, «болеем» за предложенного «героя». Когда нам рассказывают анекдоты о русском простодушии, граничащем порой с глупостью, мы смеемся и радуемся, словно нам сделали комплимент.
Почти у всех народов есть легенды, сформированные образы отношения к себе. Они рассчитывают, что эти модели будут восприняты и окружающим миром, многое для этого делают, – то есть занимаются самопиаром, саморекламой и «раскруткой» легенд. И многие страны на этом, что называется, «собаку съели».
Как часто маленькие победы европейских государств преувеличиваются и раздуваются до глобальных свершений, попадают в учебники истории едва ли не во всех странах мира. Порой поражения воспеваются как победы – к этому привлекаются придворные историки, литераторы, художники и композиторы. Франция, например, ежегодно празднует 8 мая свой «День победы» над гитлеровской Германией, отводя ведущую роль в этом событии США. Это та самая Франция, которая без боя сдала столицу немцам в считанные дни!
Согласно штампам самопиара разные нации обладают определенным преимущественным набором качеств, отличающим их от других народов. Принято считать, что немцы трудолюбивы, организованы, дисциплинированы; кавказцы – воинственны и горды, казаки – не менее воинственны, прекрасные наездники, боеспособны с младенчества, смекалисты в бою и в быту; евреи – хитры, умны и способны к руководству на любом уровне; французы – чувственны и легкомысленны; англичане – чопорны, сдержаны, но спортивны.
Иногда эти штампы соответствуют внешней непредвзятой оценке, иногда совпадают частично, иногда вовсе не сходятся. Но эти воспетые самим народом, вернее его творческими представителями качества – те, которые народ сам ценит в себе.
У русских все несколько иначе. Это не значит, что иначе, чем у всех. Мы вообще здесь в состоянии лишь поверхностно упомянуть некоторые народы, которые, что называется, на слуху.
Русский народ не коллекционирует и тем более не преувеличивает достижения, также как русский человек считает зазорным бахвальство, хвастовство и даже упоминания о своих подвигах и заслугах. Это свойство было сформировано христианской нравственностью по известному евангельскому принципу, сформулированному Христом в Нагорной проповеди: «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Доброе дело, совершенное ради славы, известности, признания – обесценивается, теряет силу. Получив награду на земле, мы уже не можем рассчитывать на небесную награду. Также было и с народом. Победа над лютым врагом, спасение от зла других народов – это наш христианский, гражданский долг, долг по совести – и всё. Сделал – и забыл.
Такой же принцип культивировался и в советской России. Вообще христианская нравственность заложила основы лучших устремлений и мотиваций в советском народе – хотим или не хотим мы это признать. Искажения и уродства советского периода были связаны с отречением государства от православия. Все лучшее связано с народной памятью, не принявшей вполне этого отречения.
Большой народ с большой историей спокойно относится к правде. Народ с маленькой историей или малый народ стремится к созданию национальных PR-легенд. Правильно гласит русская народная мудрость – «зачем нам слушать Америку, у нас Большой театр старше».
Итак, Россия часто забывала о своих свершениях, а кто-то присваивал их себе. Так было не единожды с победами над страшным врагом, несшим смерть и разорение всему миру. Россия спасала мир, а мир неблагодарно забывал об этом и творил мифы, пристраиваясь к нашим победам, стараясь дезавуировать правду. И в этом особые усилия предпринимали те, кто утрачивал христианские ценности, ибо западное просвещение принесло своим адептам гораздо более тяжелую дехристианизацию, нежели большевизм – России.
Интересно, что США не просто идеализировали и романтизировали свою историю, они для этого старательно исказили историю и образ многих других народов. Вспомним знаменитые вестерны – историю освоения и покорения Америки. Мужественные, справедливые, порой грубоватые, но в целом положительные герои преодолевают все препятствия, противостоят хитрым, коварным и злобным индейцам. И постепенно создается прекрасный и светлый мир американской мечты.
Что мы знаем об этих событиях из реальных исторических источников? Бандиты, негодяи, бессовестные и бездушные люди нещадно вырезали коренное население Америки, а выживших собрали в резервации, как в зоопарки, и в плановом режиме продолжают спаивать индейцев, регулируя их численность и поддерживая безволие. Негров везли в трюмах, как наловленную рыбу – они гибли сотнями, пока доезжали до континента, а уцелевших продавали, как скотину. Потом были атомные бомбы, сброшенные свободной демократической Америкой на японские города, потом зараженные бомбы на православную Сербию. О бесчинствах в арабских странах можно и не вспоминать – они происходят сейчас, на наших глазах. Гибнущие народы, рождающиеся в результате демократических экспериментов уродливые дети, убитые благодаря американскому вмешательству лидеры независимых государств.
История США смотрится как непрерывная история нескончаемых преступлений. В разные времена была разная мера лицемерия, необходимого для прикрытия алчных, корыстных побуждений и ужаса самих деяний. Интересно, что поддержкой и оправданием этих бесчинств зачастую служила позиция Великобритании, породившей этого монстра – США.
Открытое издевательство над правдой и здравым смыслом звучит в самопиаре Штатов в связи с их ролью во Второй мировой войне. Всего несколько десятилетий понадобилось им, чтобы убедить Европу, будто именно США принадлежит победа над гитлеровской Германией.
Второй фронт в Европе был открыт лишь в июне 1944 года, то есть через три года после вторжения гитлеровских войск в Советский Союз и за год до окончания войны, когда исход ее был уже предрешен решительным наступлением наших войск. Когда наши солдаты гнали гитлеровцев в шею в направлении Берлина, освобождая город за городом. Европа, захваченная ранее немцами в считанные месяцы и освобожденная благодаря русскому оружию, сломавшему хребет мировому злу, до сих пор считает себя соучастницей победы…
Как отмечают историки, летом 1944 года «на Восточном фронте советские войска уверенно теснили вермахт и готовились нанести решающие удары для окончательного освобождения всех оккупированных территорий. Немецкие войска понесли значительные потери и почти не имели резервов. Военно-морские силы были ослаблены и уже не могли вести активные действия на коммуникациях союзников в Атлантическом океане. Заметный урон был нанесен промышленному потенциалу Германии… Немецкая оборона на Западе опиралась на «Атлантический вал» — систему укреплений вдоль побережья. Как откровенно заявил после войны американскому журналисту главнокомандующий немецкими войсками на Западе фельдмаршал Г. Рундштедт, — «Атлантический вал» был иллюзией, вызванной воображением пропаганды, чтобы ввести в заблуждение немецкий народ и противника. Меня всегда приводило в негодование, когда я читал сказки о непреодолимости этой обороны» (Лубченков Ю.Н. «Сто великих сражений Второй мировой»).
Подобным образом и в 1812 году Россия остановила Наполеона, и победа над ним по праву принадлежит России, которую сам Бонапарт после Бородинского сражения назвал непобедимой.
Полумиллионная блестящая интернациональная армия Наполеона вошла на русскую землю с ненавистью, самоуверенностью и презрением к нашей жизни, нашим святыням, нашему духу и собственно нашей земле. Это вторжение называли по числу составлявших наполеоновскую армию народов «нашествием двунадесяти языков». Все эти выученные, организованные и привыкшие к победам вояки разбились о русскую армию, о русский дух, о Божью волю, которую не мог учесть обезумевший западный человек. А после Бородинской битвы, решившей судьбу Бонапарта, была Москва и изгнание французов. Была битва у деревни Спас Купля на Старой Калужской дороге, были сражения при Тарутине и при Полоцке, была битва под Малоярославцем, после которой наполеоновская армия отступала по Смоленской дороге. Было сражение под Вязьмой, битва у селений Духовщина и Лихово, под Волковыском, было, наконец, сражение на Березине. И никаких союзников – только русские солдаты, русские партизаны и казаки.
В декабре 1812 года Наполеон бежал из армии в Париж. В январе 1813 года русская армия перешла через Неман, а через месяц появился Калишский союзный договор между Россией и Пруссией о совместных действиях против Наполеона. Еще через 4 месяца против Франции выступили Швеция и Великобритания. В сентябре 1813-го к русско-прусскому договору присоединилась Австрия.
И вот теперь мир помнит так называемую «Битву народов» при Лейпциге — победу русских, прусских и австрийских войск над французскими. Эта битва была предопределена состоявшейся русской победой, но мир помнит то, что хочет помнить. И ситуация с этой самой памятью поразительно напоминает память о 1945-м.
Когда Россия несет все бремя борьбы с врагом, угрожающим всему миру, мир ждет, обещает, собирается с силами, может даже дать нам кредит (как американцы в 1941-м) или подешевле продать продовольствие. Когда победа русского оружия, русской воли и русского духа неизбежна, наступают совместные операции, проявляются союзники, возникают или активизируются коалиции.
Никто не умаляет роль союзников. Но нельзя не заметить, что к русским победам зачастую присоединялись, примазывались, пристраивались разные народы или государства. Часто они эти победы стремились присвоить, подобно персонажу сказки Гофмана «Крошка Цахес».
А нам, что называется, не привыкать – у нас правая рука не знает, что сделала левая, мы не умеем хвалиться заслугами, а тем более преувеличивать их. Но иногда нужно помнить о них и заставлять мир не забывать правду.
Нужно помнить, что Россия победила Наполеона и Гитлера, что Россия не развязала ни одной мировой войны и ни одного крестового похода в отличие от просвещенной Европы, что Лжедмитриев пытались посадить на престол поляки в Москве, а не русские в Варшаве, что медведи в ушанках и с балалайками не разгуливают по Красной площади.
Иначе слишком многие на земле будут уверены, что США победили гитлеровскую Германию, австрийцы с немцами разбили армию Наполеона, что Адам и Ева были украинцами, что эстонцы сыграли ведущую роль при штурме Константинополя, а также победили Суворова, что славяне-варвары в X веке уводили в плен просвещенных и беззащитных азербайджанских женщин и детей, что латыши привели к власти в России Ленина, что детей находят в капусте, что Бетховен – это кличка собаки, что клюква растет на деревьях, что американские солдаты помогали Илье Муромцу с воздуха, что толерантность совместима с честностью…
Чтобы мир не погряз в бреду и ложных стереотипах, нужно рассказывать ему правду. А для начала нужно помнить ее самим!
Родион Часовников,
православный журналист
Перейти к авторской колонке