В преддверии переговоров Белград-Приштина на новое сербское правительство оказывается беспрецедентное давление по нескольким направлениям. Резко активизировался «албанский фактор» в Косово и на юге Сербии – 31 августа 2012 г. «парламент Косова» принял пакет из 21 законодательного акта о прекращении «подконтрольной независимости». 10 сентября ликвидацию контроля должна подтвердить Международная группа управления, в которую входят только патроны независимости Косова. Тогда же намечается проведение торжественных мероприятий с приглашением идеологов самопровозглашенной независимости Марти Ахтисаари и его зама Альберта Роана.
 

 
1-2 сентября президент Албании Буяр Нишани находился с визитом в Приштине, в ходе которого он по собственной инициативе провел совещание с высшими политическими представителями албанцев юга Сербии (общины Прешево, Буяновац, Медвежья). Нишани встретился с семью членами делегации, в которую в основном входили представители локального самоуправления и лидеры политических партий. На переговорах шла речь об экономическом сотрудничестве Албании и компаний юга Сербии, о включении представителей «Прешевской долины» в переговорный процесс Белград-Приштина в Брюсселе и об усилении поддержки официальной Албании и Косова «Прешевской долины». В целом, албанские лидеры продемонстрировали огромное нетерпение.
 

В их риторике содержались тезисы вроде того, что «регион Прешевской долины как заложник обострения сербской администрацией сербско-албанских отношений». Отчетливо прозвучала и угроза: «без реализации особых прав этнических албанцев в Прешево, Буяновце и Медвежье мира и добрососедских отношений в регионе не будет».
 
Напомним, что после объявления независимости «Республики Косова» албанские политики выдвинули идею объединения части «албанских территорий», т.е. территорий Сербии, Косова, Черногории, Македонии, Греции и Албании, где большинство составляют этнические албанцы, в «Природную Албанию». Понятно, что это всего лишь лингвистически смягченный вариант «Великой Албании». И на первый план выдвигается доктрина о трех южных сербских общинах как «самых оккупированных албанских территориях Балканского региона». Идеологи «Природной Албании» требуют ревизии международных соглашений – Берлинского конгресса 1878 г. и Лондонского договора 1913 г. – в качестве «компенсации» того ущерба, который понесли албанцы после ухода Османской империи с пространства Балканского полуострова. Также требуется возвращение положения 1956 г., когда Прешево и Буяновац являлись административной частью Косова и Метохии.
 
На одной из промоций «Природной Албании» в ноябре 2010 г. было прямо указано, кто является застрельщиком идеи – никто иной, как американский президент Джордж Буш-младший, который в ходе своего пребывания в Тиране в июне 2007 г. заявил, что «ось Белград-Афины должна быть заменена на треугольник Тирана-Афины-Белград».
 
Примечательно, что в Албании, в 20 километрах от столицы, в местечке Фуше Курью Дж. Бушу-младшему был воздвигнут трехметровый бронзовый памятник в знак поддержки «независимого Косова», которое появилось через несколько месяцев после этого визита. В ходе самого визита произошел неприятный конфуз: пожимая руки воодушевленных албанцев, Буш-младший лишился с руки дорогих часов. (Памятник Дж. Бушу также не имеет часов, – прим. ред.)
 
В итоге, можно констатировать, что албанская сепаратистская политика продолжается. Три сербские общины на юге страны рассматриваются как «восточное Косово». А сербское государство не реагирует – нет ни политических, ни правовых оценок попыткам оказать международное давление на власть Сербии и внутренним угрозам и подстрекательству. «Албанский фактор» стал частью государственного аппарата на юге Сербии, он получает мощную поддержку со стороны Албании на высшем уровне, его «надежным тылом» является «независимое Косово» с базами НАТО.
 
Также усилилось давление со стороны Евросоюза. 1 сентября появилась информация о том, что канцлер Германии в сентябре планирует направить в Белград «спецкоманду» из особо доверенных лиц с тем, чтобы без обиняков донести до сведения сербского руководства, что именно ожидается от Сербии на пути к ЕС.
 
Германия признает, что Сербия остается самой сильной страной региона, поэтому косовский вопрос для Берлина является приоритетным, и он весьма бдительно следит за каждым шагом сербской власти, желая быть уверенным, что все предыдущие договоренности будут реализованы. Сербская власть признает за Германией ключевую роль на Балканах (не случайно сразу после формирования нового правительства Германию посетили и премьер И. Дачич, и вице-премьер А. Вучич). И если прошлым летом Ангела Меркель лишь намекнула на определенные условия в отношении Косова, то сейчас предполагается все выразить самым прямым образом. По ряду сведений, речь пойдет о членстве Косова в ООН, демонтаже «параллельных» структур управления на севере края (так именуются, собственно, сербские государственные учреждения органы и структуры управления) и прекращении финансирования севера края Сербией. Далее представители ЕС намереваются перейти к рассмотрению вопроса об интеграции Косова в ЕС.
 
3 сентября премьер Сербии Ивица Дачич заявил о готовности Сербии сделать все необходимое, чтобы получить дату начала переговоров о членстве в ЕС. Однако при этом отметил, что «Сербия не примет ничего, что расходится с ее национальным и государственным интересом». Брюссель со своей стороны уже подготовил документ под рабочим названием «Платформа нормализации отношений между Косовом и Сербией», с которым в начале сентября ознакомятся сербский премьер Дачич и «косовский» – Тачи. Ивица Дачич, помимо прочего, намерен сообщить о готовности к началу переговоров с Приштиной. Также была указана «финансовая необходимость» переговоров в Брюсселе: ради существования государства, по словам Дачича, необходимо найти 2-2,5 млрд. евро, так как дефицит бюджета, полученный в наследство от прошлой власти, оказался в два раза выше ожидаемого.
 
Настораживает то, что решение принимает не сербская власть. Этого не скрывает директор Центра по новой политике Владимир Тодорич, который отмечает, что «без договора Брюсселя и Вашингтона мы не знаем, каков будет формат переговоров». Указав на зависимость Сербии от ММФ и ЕС, Тодорич тем не менее отмечает, что «какие бы то ни было расчеты на восточных партнеров были бы слишком большой внешнеполитической авантюрой».
 
Укрепление институтов «независимого Косова» происходит неуклонно, в полном соответствии с западным планом (модернизированным Планом Ахтисаари). Очередной раунд «технических» переговоров Белград-Приштина весной 2011 г. был подготовительной фазой для переговоров нынешних. Тогда все вопросы были решены в сторону уступок албанской стороне. Нерешенным оставался лишь один вопрос – севера края. Косово на настоящий момент готово пойти лишь на небольшие косметические уступки. Особенно трогательно звучит обещание амнистии сербам за неуплату электроэнергии и других коммунальных платежей.
 
В преддверии решающих переговоров Белграда с Приштиной очевидно, что сам факт переговоров нужен не Сербии, а Приштине. И форсирование переговорного процесса – тем более в интересах Приштины и Запада. Сербская сторона, что также очевидно, к ним в полной мере не готова. Только в последние дни появляются голоса о необходимости формирования стратегии в отношении Косова. Ни международным сторонникам Сербии, ни сербскому обществу непонятно, из каких соображений Белград бесконечно соглашается исполнять желания и требования Вашингтона, Брюсселя и Приштины, не выдвигая свои – обоснованные и аргументированные требования на всех уровнях.
 
В частности, на международном уровне логичным представляется настаивание на переговорном процессе под эгидой ООН, на прямом участии Совета Безопасности ООН. Государственную стратегию и тактику в отношении Косова и Метохии необходимо менять кардинально и качественно для того, чтобы начать решительную конституционно-правовую борьбу за сохранение части территории в составе страны. Уход сербского государства с территории КиМ будет означать прекращение сербского суверенитета как такового и подтверждение неофициального статуса колониального протектората. Следовательно, многие российские перспективы в регионе будут поставлены под вопрос – например, обладающий неисчерпаемым потенциалом проект «Южный поток», договоренности Николич-Путин и Вучич-Рогозин и т.д.
 
Кросспост: Фонд стратегической культуры.
 
Анна Филимонова,
кандидат исторических наук
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
   
Наши друзья