После окончания парламентских и президентских выборов напряженность политической ситуации в Сербии не только не спадает, но, напротив, приобретает еще более острый характер. Напомним, что с избранием на президентский пост Т. Николича связано несколько знаменательных фактов.
Во-первых, Николич, якобы по «технической ошибке», получил от Европейского союза поздравление в связи с победой на президентских выборах за три часа до окончания голосования. Возможно, это просто случайность – или же в последний момент западный фактор принял решение сменить общепризнанного фаворита Б. Тадича и в «сербской президентской партии» пожертвовать ферзем ради итоговой победы. Целью этого действия являлась стабилизация потенциально взрывоопасной ситуации, связанной с нарастанием волны протестных настроений из-за «кражи голосов избирателей» и закрепление более важных для Запада результатов парламентских выборов, обеспечивающих Демократической партии Тадича возможность формирования правительства.
Во-вторых, голосование на президентских выборах было не столько за Николича, сколько против Тадича. Необходимость сокрушения «цитадели евроатлантизма» в лице режима Тадича, его практически абсолютистского правления с тотальным контролем над СМИ превзошли сомнения относительно фигуры Николича.
В-третьих, решающее значение в победе Т. Николича имеет заключение им в последний момент перед вторым туром голосования соглашения с В. Коштуницей, согласно которому спорный вопрос о вступлении Сербии в ЕС будет решаться на общенародном референдуме.
Таким образом, во многом протест на двух уровнях – против Тадича и против ЕС – выразился в голосовании за Николича. Его избрание на пост президента изменило баланс политических сил в Сербии, объективно создав основу для изменения внутри- и внешнеполитической парадигмы развития страны. Однако теперь каждый фактор силы на внутренней и международной арене ожидает удовлетворения своих собственных ожиданий и амбиций, а новому президенту предстоит решать исключительные по своей сложности задачи.
Во внешнем плане для Сербии вопрос пока не ставится открыто – Восток или Запад? Все необходимые договоренности между Россией и Сербией в области экономики, несмотря на определенное противодействие, были заключены еще в период президентства Тадича. Естественно, что Россия ожидает продолжения прежнего курса, направленного на реализацию уже существующих экономических, нефтегазовых и инфраструктурных проектов – газопровод «Южный поток», Нефтяная индустрия Сербии, газохранилище «Банатский Двор», модернизация сербских железных дорог и др.
В целом российско-сербское экономическое сотрудничество носит настолько значимый характер, что превращает Сербию в одного из ключевых партнеров РФ в Европе. Однако на базе энергетического комплекса мощный импульс к развитию могут получить и другие значимые проекты в области электроэнергетической, инфраструктурной, финансовой и других областей. Как показала последняя встреча Владимира Путина с Т. Николичем, Россия готова к оказанию всесторонней помощи. Глубокая симпатия и солидарность русского народа и руководства РФ по отношению к сербскому народу – вот на что, прежде всего, может опираться новый глава Сербии.
Николич многократно заявлял о приверженности существующим договоренностям. Однако ЕС настаивает на соблюдении правил своего «клуба», в который стремится войти Сербия, в частности, на соблюдении Договора об энергетическом союзе, что в перспективе поставит Сербию перед выбором – энергетическая безопасность со стороны России или европейская интеграция. Страна-член ЕС практически не может осуществлять самостоятельный экономический (энергетический) курс, он должен быть согласован с общей политикой ЕС. Противодействие со стороны ЕС и следование атлантическим курсом может привести к ухудшению отношений с Россией. В этом случае Сербия утратит возможности стабильного экономического роста за счет поставок энергоносителей в Европу. В этом вопросе все зависит от воли сербского главы на создание и укрепление самостоятельной внешнеполитической и экономической линии взаимодействия с Россией.
Возможность проведения независимой политики неотделима от инструментов ее реализации. Однако по самому актуальному вопросу – о формировании правительства – Тадич перехватывает стратегическую инициативу. В Сербии 31 мая была конституирована Скупщина, подтверждены мандаты всех 250 депутатов. Примечательно, что Николич выразил желание принести присягу перед новым составом Скупщины, что и было сделано – так результаты парламентских выборов получили полную легитимацию. Тем временем бывший президент получил полную поддержку от своего надежного партнера И. Дачича и его коалиции. Теперь у Тадича, после недолгих раздумий согласившегося занять премьерское кресло, в наличии три варианта формирования парламентского большинства, не требующие участия Сербской прогрессивной партии, которую теперь возглавил А. Вучич.
Тадич полновластно правил Сербией с 2008 года. Правительство лишь формально возглавлял Мирко Цветкович, однако, не возникало сомнений, что все инструменты управления сосредоточил в своих руках именно Тадич. Теперь он берет курс на восстановление своей монополии на общественно-политическом пространстве Сербии. В случае успешного прохождения одного из его вариантов формирования правительства ситуация в парламенте существенно не изменится. СПП возьмет на себя роль оппозиции, тем самым в Скупщине будет обеспечена статичная полярность двух главных политических сил при безраздельном доминировании демократов на уровне принятия и проведения решений. Ключевое отличие от предыдущего периода заключается в отсутствии истинно патриотической силы – Сербской радикальной партии (Демократическая партия Сербии Коштуницы заняла антиевропейскую позицию лишь после ухода с поста лидера партии в марте 2008 г. и в целом занимает довольно пассивную позицию).
На региональном уровне геополитическая трансформация юга Балкан, в которой задействованы самые влиятельные структуры – от НАТО, Госдепартамента и разведывательных служб до неправительственных организаций – не позволяет надеяться на легкий путь благоприятных для страны изменений. Не успели еще отзвучать поздравления с избранием Николича на пост президента, как Запад выступил с ультиматумом по косовскому вопросу. С саммита НАТО в Чикаго поступил сигнал о том, что Сербия должна продолжить переговоры с Косово. Карл Бильт после выборов заявил, что Сербия должна доказать приверженность европейскому пути. Так Вашингтон и Брюссель ясно дали понять, что ожидают «большую кооперативность в связи с Косовом».
В практическом плане это означает, что первая фаза «проекта Косова» – реализация плана Марти Ахтисаари – подходит к концу. Приштина полным ходом заканчивает принятие законодательных актов, которые изменениями и дополнениями Конституции Косова оформят государственность «Республики Косова». С 1 июня 2012 г. население «Республики Косова» должно перейти на приштинские документы. На 2 июля в Вене назначено заседание Международной группы управления, которая должна принять решение об окончании «поднадзорной независимости Косова», т.е. о полномасштабном конституировании его как государства. Власть Приштины расширяется и укрепляется, особенно полицейская и таможенная службы. Приштина заявила о себе и на международном уровне, введя визовый режим для граждан России и Китая.
На следующем этапе планируется постепенное выведение Администрации ООН из Северной Митровицы с заменой на Административную канцелярию «Правительства Косова по северу». Об этом 31 мая 2012 г. заявил глава Международной гражданской канцелярии в Косово Питер Фейт. Одновременно резкой критике со стороны депутатов Европейского парламента подверглась и сама европейская миссия в Косово и Метохии. Весьма примечательно – за то, что север края представляет собой «черную дыру». Европейские депутаты считают главной проблемой края не албанские организованные преступные группировки, контролирующие наркотрафик глобального уровня, а «криминальные структуры» севера Косова, где еще теплится жизнь государственных институтов Республики Сербии и под угрозой находится жизнь десятков тысяч сербов. Миссия EULEX планирует сокращение своей компетенции, сведение ее исключительно к сфере правосудия с передачей остальных областей в руки «приштинских институтов власти». В конце мая начаты структурные переговоры Европейской комиссии, EULEX и правительства Приштины об оказании последней необходимой помощи в проведении реформ. То есть речь идет о подготовке к наступлению на север с целью его поглощения.
Но в настоящий момент положение дел на севере Косова и Метохии благодаря воле сербского народа к сопротивлению насильственно, скорее всего, переломить не удастся. И поэтому со стороны Брюсселя открыто звучат призывы решить вопрос политическими и дипломатическими средствами. Однако Вашингтон более склонен к силовым мерам и провокациям. Так 1 июня появились тревожные вести о начале проведения КФОР (НАТО) силовой акции на севере Косова и Метохии. КФОР пытается демонтировать баррикады в местечке Рударе на севере КиМ (около Звечана), дороги к с. Рударе блокированы, началось столкновение сербов с КФОР, используются резиновые пули и спецтехника. Есть пострадавшие.
Так проблема Косова показывает, что у Николича совсем нет времени «на раскачку»: давление, условия и шантаж западного фактора по косовскому вопросу выходят на новый виток.
Чтобы защитить суверенитет, территориальную целостность и национально-государственные интересы Сербии новому президенту необходимо заложить прочный фундамент общественно-политической поддержки и создать инструменты реализации решений. Таким фундаментом является пророссийская ориентация как сербской общественности, так и корпуса Сербской прогрессивной партии, в основе своей состоящей из бывших членов Радикальной партии. Консолидация общества, ликвидация диктата прозападных СМИ, ведущих к маргинализации и деградации сербского народа, превращающих его в денацифицированных «евросербов», необходимы для обеспечения выхода страны из системы протектората высокой степени подчинения.
Неумение отстаивать интересы страны, неумение говорить «нет» в ответ на требование уступок, ущемляющих суверенитет и независимость государства, приведут только к повторению прошлой политики защиты не собственных, а интересов Запада. Чем больше страна уступает, тем больше от нее требуют – а это верный путь к самоуничтожению, автодеструкции. В целом, неимение времени и давление по линии Вашингтон-Брюссель не оставляют Николичу возможности имитации национально-государственной активности или ограничения полумерами. Без решительного поворота изменения невозможны, произойдет лишь сдача позиций и вхождение страны в европейский кильватер.
В случае, если Сербия будет двигаться в прозападном русле, то, с одной стороны, настаивание на вступлении в ЕС, входящего в новый виток кризиса, с историческим максимум безработицы, разрушением производства, скорее всего, приведет к экономической депрессии и мощной волне оттока разочарованного населения. С другой стороны, неизбежно будет нанесен удар по экономическим интересам России, по сербско-российским связям. Контраргументом являются всесторонние, самые широкие связи с Россией – экономические (существующие и новые проекты), политические (межпарламентское сотрудничество, включая практически все комитеты Госдумы РФ), культурные. Не опираясь в полной мере на Россию новый президент рискует увеличить рост недовольства народа¸ который крайне болезненно воспринимает ситуацию с Косово. Потеря этого региона приведет к углублению раскола в обществе, усугублению негативного отношения к лидеру, и вместо вступления в ЕС может последовать мощный взрыв народного недовольства.
Таким образом, для нового президента необходимо решить сложнейшую дилемму – провести качественные изменения или ограничиться просто «встраиванием» и приспособлением к фиксированной структуре уже освоенного общественно-политического пространства. Тогда судьба страны предопределена.
Анна Филимонова,
кандидат исторических наук
Перейти к авторской колонке