Рассказывая в своём недавнем очерке о феномене альтернативной истории как литературного жанра и направления исторических исследований, я не коснулся достаточно важного нюанса, серьёзно влияющего на отношение многих людей к этому явлению.
Не раз приходилось слышать реплики: «Альтернативная история? Это Фоменко с Носовским что ли?! Бред, о чём тут вообще можно говорить!» Чтобы развеять заблуждение о том, что данные авторы и их подражатели имеют реальное отношение к жанру «альтернативы», я расскажу о сформировавшейся в последнее время классификации в историографической галактике планет, каждая из которой в разной степени близка или далека от Земли – официальной исторической науки.
Итак, Фоменко и Носовский являются яркими представителями жанра, который называется криптоистория. Основным постулатом данного направления является то, что те или иные исторические события в реальности происходили совсем не так, как это принято считать, или же имели совсем иную подоплеку. Пресловутая «новая хронология», легенды об Александре I, ставшем отшельником под именем старца Фёдора Кузьмича, и выжившей семье Николая II, якобы созданная в Германии в последний год Второй Мировой войны атомная бомба – всё это яркие примеры «крипты».
Сам по себе этот жанр вовсе не является предосудительным, когда находится в корректных рамках, и может даже приносить пользу, способствовать реальным открытиям – в конце концов, только за прошедший век крушение устоявшихся историографических канонов происходило неоднократно (не стоит забывать и то, что в разных с точки зрения культуры и политических устоев странах одни и те же события зачастую трактуют по разному). Однако зачастую основной целью адептов криптоистории является коммерческий успех их «сенсационных» произведений или, пользуясь современным интернет-жаргоном, «троллинг» (провокационный эпатаж) общественности.
Где-то рядом с криптоисторией находится так называемая фолк-хистори. Авторы данного толка, как правило, не ставят под сомнение устоявшуюся версию истории в целом, но подают её под столь густым соусом анекдотов, баек, непроверенных слухов и ярких метафор, что самого блюда попросту не видно. Именно так писал свои романы Валентин Саввич Пикуль, именно этим занимается сейчас Эдвард Радзинский. В известной степени можно говорить, что в жанре фолк-хистори (а точнее фолк-литературоведения) работал Ираклий Луарсабович Андронников. Опять-таки, для пробуждения интереса к истории и при соответствующем отношении фолк-хистори удобоварима и даже полезна, если не поддаваться заблуждению, что именно это и есть главный и лучший способ познания прошлого.
В чём разница между альтернативной историей, криптоисторией и фолк-хистори?
Основной тезис альтернативной истории – «как было бы, если бы…»
Криптоистории – «всё было не так, как вы думаете, а так-то…»
Фолк-хистори – «как оно было – дело второе, главное рассказать об этом поярче».
Можно любить или не любить каждый из этих жанров, но главное – чётко знать различия между ними во избежание недоразумений и разочарований. Иначе взятый на руки пушистый альтисторический котёнок может оказаться зубастым хищником, который разорвёт ваш мозг с рычанием «Петра I подменили в детстве» или «Гитлер умер в Антарктиде».
Станислав Смагин