В этом учебном пособии представлены материалы курса и проблемы исследования начального периода отечественной истории, с которыми связаны вопросы происхождения Руси и истоки российской государственности. На основе анализа широкого круга источников, включая и малоизвестную шведскую донаучную историографию XVI-XVIII вв., показаны утопические истоки норманизма и, тем самым, – научная несостоятельность постулатов о шведской этимологии имени Русь и о скандинавском происхождении летописных варягов.
 
 
 
В двухтомнике раскрывается связь призвания Рюрика с древней матрилатеральной традицией (наследование со стороны матери) наследования власти, обосновываются древние корни Руси в Восточной Европе как части индоевропейского субстрата. Пособие адресовано студентам гуманитарных факультетов, аспирантам, преподавателям, а также может представлять интерес для всех интересующихся отечественной историей.
 

Начальный период древнерусской истории – весьма актуальная и в то же время малоизученная тема. Это явное противоречие определяется тем, что на исследования важнейших проблем российской истории, таких как древнерусский политогенез, генезис института верховной власти, развитие древнерусских городов и т.д., с XVIII века оказала сильнейшее влияние утопическая историософия, сложившаяся в западноевропейской исторической мысли в XVI-XVIII вв. и привнесенная норманизмом в российскую историческую науку. На наш взгляд, это препятствует исследованию основополагающих исторических проблем в соответствии с современными требованиями к науке и ведет к стагнации российской исторической мысли.
 
К Аристотелю восходит определение различия между историей и литературой, как между тем, что было, и тем, что могло бы быть. Утопии исторические – это картины вымышленного исторического прошлого. Они составляют совершенно особый жанр: рисуют то, чего не только не было, но и быть не могло в реальной жизни и истории той или иной страны в силу объективных обстоятельств.
 
Появлению исторических утопий и их закреплению в мире науки способствует то, что некоторые «книжные» фантазии в определённых ситуациях оформляются в своеобразный символ веры, сторонники которого начинают отстаивать его с упорством фанатиков. Если новое «учение» получает политическую поддержку, то псевдонаучным теориям обеспечивается долгая жизнь. Так и получилось в случае с норманизом –течением в российской исторической мысли, сторонники которого отстаивают идею скандинавского происхождения имени Русь (а вместе с именем – и всей Руси в целом), идею о варягах, как выходцах из Средней Швеции (Рослагена), наемным предводителем которых являлся, по убеждению норманистов, летописный Рюрик.
 
В предлагаемом учебном пособии раскрывается связь данных «концепций» норманизма с западноевропейскими историческими утопиями, т.е. с традицией создавать собственное величественное историческое прошлое с помощью заимствования событий и научных источников из истории других стран. На большом источниковедческом и историографическом материале показано, что ядро норманизма сформировалось в рамках шведского донаучного историописания, и что все «концепции» норманизма – результаты мифологизации шведской истории, осуществлявшейся шведскими историками и политиками. Смысл такой мифологизации заключался в том, чтобы через картины величественного исторического прошлого способствовать выработке национального самосознания шведов и сплотить их как нацию. Выдуманная древнешведская история входила во все образовательные программы, по ней учились поколения и поколения шведов, начиная с XVI века.
 
В настоящее время в российской системе высшего образования доминирует норманистская теория происхождения русской государственности. В связи с этим нам представляется целесообразным познакомить студентов с другими взглядами на историю возникновения Древнерусского государства.
 
Помимо освещения утопической гносеологии норманистских концепций, в учебном пособии раскрывается смысл такого явления, как призвание правителя «со стороны». В этом контексте призвание летописного князя Рюрика показано как типичное явление западноевропейской династийной истории, обусловленное пресечением правящей династии. Выход из создавшегося кризиса власти находили, как правило, обращаясь к кандидатам, имевшим права наследования по отцовской или материнской линии. Призвание князя Рюрика осуществлялось на основе матрилатеральной традиции, характеристике которой посвящен отдельный раздел.
 
В учебном пособии предлагается также оригинальная авторская концепция в форме рабочей гипотезы относительно древнейшего происхождения Руси и русов в Восточной Европе.
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

8 комментариев: Учебное пособие по древнерусской истории

Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
   
Наши друзья