Евпраксия Всеволодовна – наверное, самая трагическая женская фигура древнерусской истории. Она была дочерью киевского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. По тогдашнему обычаю ее очень рано выдали замуж. Первым мужем стал саксонский маркграф Генрих Длинный, который умер, когда ей едва исполнилось 16 лет.
Похищение Генриха IV кёльнским архиепископом Анно из Кайзерсверта в 1062 году (худ. Антон фон Вернер)
Вскоре после этого в юную вдову страстно влюбился император Священной Римской империи Генрих IV, тоже недавно овдовевший. Летом 1089 года они поженились, и княгиня Евпраксия превратилась в императрицу Адельгейду. Но охлаждение между супругами наступило быстро, стремительно принимая скандальные формы…
Вот что сообщают под 1093 годом «Анналы пастыря св. Дисибода», в которых отразились сведения недошедшего до нас источника, описывавшего историю разрыва между Генрихом и Евпраксией:
«Конрад, сын императора Генриха (от первого брака – прим.) восстал против своего отца по следующей причине. Король Генрих возненавидел королеву Адельхайду, свою жену, да так, что ненависть была еще сильнее чем страсть, с какой он ее прежде любил. Он подверг ее заключению и с его позволения многие совершали над ней насилия. Как говорят, он впал в такое безумие, что даже упомянутого своего сына убеждал войти к ней. Так как тот отказался осквернить ложе отца, король, уговаривая его, принялся утверждать, будто он не его сын, а одного чужака, швабского герцога, на которого названный Конрад был чрезвычайно похож лицом.
Королева же, после множества неслыханных оскорблений, нанесенных ей без вины, каким-то образом по милости Божией освободившись бегством из заключения, в котором находилась, прибыла к могущественнейшей в то время госпоже по имени
Господин же папа, узнав о бедствиях королевы, движимый милосердием и состраданием, собрал всеобщий собор, который снова (Генрих уже подвергался однажды отлучению при папе Григории VII – прим.) отлучил короля Генриха от церкви за недопустимые, безбожные и вовеки неслыханные дела, совершенные над собственной законной супругой. Королева же, как утверждают некоторые, вернулась в свою страну и, уйдя в монастырь, стала аббатиссой».
Более детальные сведения о судьбе Евпраксии Всеволодовны в Италии обнаруживаем в современной «Хронике» Бернольда (ум. в 1100 г.), монаха в швабских монастырях св. Власия в Шварцвальде, а затем в Шафхаузене, последовательного сторонника папы:
«Супруга императора, уже в течение долгого времени жертва множества беззаконий, много лет содержавшаяся под стражей, дабы не скрылась, в конце концов бежала к итальянскому герцогу Вельфу. Она поведала, что претерпела от своих столь великие и столь неслыханные злодейства, что не сомневалась – даже у недругов она найдет сострадание. Хоть эта надежда ее не обманула, ибо герцог и его супруга Матильда приняли ее милостиво и относились к ней с почтением».
В начале апреля 1094 года в швабском городе Констанце по инициативе местного епископа собрался церковный собор.
«До Констанцского собора дошла жалоба королевы Пракседы, которая давно скрылась от своего мужа у Вельфа, герцога Италии, и сетовала на столь многочисленные и столь неслыханные и грязные блудодеяния, перенесенные ею от столь многих, что даже враги ее легко простили бы ей ее бегство, и все собравшиеся на синод были подвигнуты состраданием к ней».
В марте следующего года в городе Пьяченца в Ломбардии папа Урбан II собрал уже общий синод епископов Италии, Бургундии, Франции и юга Германии (на котором он впервые обратился к Европе с призывом к Первому крестовому ходу). На нем присутствовало 4 тысячи духовных лиц и около 30 тысяч мирян.
«На этом синоде королева Пракседа, уже давно разлучившаяся с Генрихом, выступила перед господином папой и священным синодом с жалобами против своего мужа, от которого подверглась неслыханным грязным блудодеяниям. Ее жалобу господин папа и священный синод приняли весьма милостиво, ибо доподлинно узнали, что эти блудодеяния она не столько совершила, сколько претерпела поневоле. Поэтому она была милосердно освобождена от епитимьи, налагаемой за подобные непотребства, тем более что она нашла в себе смелость по собственной воле и публично исповедать свои грехи».
Снисходительность судей понятна: процесс вокруг Евпраксии Bсеволодовны, по образному выражению автора «Жития Матильды», стал тем «колом», которым израильтянка Иаиль насмерть поразила спящего Сисару (Генриха IV).
Политический авторитет императора был сильно подорван. И хотя он сумел продержаться на престоле еще почти 10 лет, конец его был предрешен. В 1105 году его второй сын Генрих V изменой заманил отца в крепость Бекельхайм и 31 декабря принудил его к отречению. После вынужденного отказа от престола Генрих бежал в Льеж, где вскоре умер в возрасте 55 лет, всеми забытый.
Что же касается Евпраксии, то, получив полное отпущение своих невольных грехов, она уехала обратно на Русь, где постриглась в монахини. Она умерла в 1109 году и была похоронена в пещерах Киево-Печерской лавры.
Сергей Цветков, историк
Перейти к авторской колонке