Комиссия врачей подтвердила: Воислав Шешель находится на грани смерти. По всей вероятности, во второй половине декабря 2011 года в Международном трибунале по бывшей Югославии в Гааге на лидера Сербской радикальной партии было оказано некое воздействие, разрушительное для его здоровья.
 

 
Еще в 2008 году у Воислава Шешеля внезапно возникла болезнь печени неизвестной этиологии – уже тогда появились подозрения в действии отравляющих веществ. Ситуация значительно улучшилась при переходе на исключительно консервированную пищу, все симптомы прекратились. Затем, в 2009 году, сербский кардиолог, профессор Здравко Мияилович провел детальное обследование состояния сердца Шешеля и сделал заключение, что назначенные ему препараты могут вызвать слишком серьезные побочные действия, вплоть до летального исхода.
 

После внезапного ухудшения состояния здоровья трибунал неожиданно отказал в визите представителям партии, запланированном на конец декабря прошлого года. 6 января В. Шешель потерял сознание и был доставлен в Лейденскую больницу на грани жизни и смерти. 7 января Секретариат трибунала контактировал с супругой Шешеля, Ядранкой Шешель, сообщив ей, что «Воислав Шешель отказался от ее посещения». В первом же телефонном разговоре между супругами обман вскрылся.
 
18 января 2012 года Шешель во второй раз был экстренно госпитализирован, снова потеряв сознание, что является весьма тревожным симптомом. Однако в этот же день, еще до полуночи, представители Секретариата трибунала позвонили Ядранке и сообщили, что В. Шешеля вернули в КПЗ. Но главным было то, что в этот раз врачи сообщили Шешелю, что он принимал ошибочную терапию. Ему была назначена новая терапия из 12 новых лекарств (отчего обострились проблемы с почками). Следующий кризис наступил 22 января, когда Шешель снова потерял сознание и на «скорой помощи» был доставлен в больницу. Здесь его осмотрел врач, который нашёл состояние «стабильным». После этого Шешель на следующий день был возвращен в свою камеру, в которой он находится уже девять лет. Друзья подняли тревогу и, наконец, трибунал согласился на обследование Шешеля врачами по его выбору.
 
26 и 27 января 2012 года группа сербских врачей в составе 4 человек под руководством кардиолога М. Бойича посетила В. Шешеля в Гаагском трибунале. Во время осмотра они столкнулись со следующими сложностями.
 
Во-первых, сербские врачи настаивали на том, чтобы с ними был их собственный переводчик с голландского, назначенный сербским посольством, но трибунал назначил другого переводчика – и только с английского языка.
 
Во-вторых, не удалось провести полного обследования из-за отсутствия необходимой аппаратуры. Обнаружилось, что аппарата УЗИ для кардиологического обследования в тюремной больнице нет, но зато есть в других, «гражданских» клиниках. Однако и там его получить невозможно, поскольку «персонал трибунала был поздно оповещен о прибытии сербских врачей и не имеет возможности организовать доставку прибора». Поэтому для осмотра пришлось использовать аппарат УЗИ, который используется для исследования брюшной полости (у него отсутствует специальный зонд для кардиологического обследования). Попытка настоять на предоставлении необходимого оборудования успехом не увенчалась. В результате исследование сердца Шешеля было проведено только благодаря огромному личному опыту (у каждого врачебный стаж превышает 30 лет) и умению врачей.
 
В-третьих, трибунал не разрешил провести обсуждение с врачами, лечившими В. Шешеля во время последнего приступа, под предлогом, что «они слишком заняты, настолько, что даже по телефону нельзя с ними связаться».
 
28 января состоялась пресс-конференция Сербской радикальной партии. Она была посвящена отчету врачей об осмотре Шешеля. Выступавший первым профессор-кардиолог Милован Бойич сразу сказал главное: «Принимая во внимание длительность и тяжесть заболевания, вероятен летальный исход». Состояние здоровья Шешеля, по его словам, «находится под самой серьезной угрозой и значительно хуже того, что мы предполагали».
 
Главная проблема – это сердце, сила сокращения сердечной мышцы по сравнению с показателями до прибытия лидера сербских радикалов в Гаагский трибунал сократилась более чем наполовину. Процесс ослабления левого предсердия уже не остановить, его можно лишь замедлить, но только на свободе, при тщательном медицинском наблюдении в условиях специализированного медицинского учреждения.
 
Врач тюремной больницы Александр Клок рассказал сербским врачам о том, как 6 января Шешель потерял сознание, разбил себе голову, как была вызвана «скорая помощь», а пожарные разбивали окна, техники разрезали решетки, поскольку на этаже было недостаточно места для проноса носилок. Как в сопровождении полиции, пожарных «скорая помощь» привезла Шешеля в Лейденскую клинику на грани смерти, когда все решали секунды… Д-р Клок подтвердил крайнюю серьезность положения, а также более чем подозрительную историю с немаркированным препаратом, который 5 января пытались дать Шешелю.
 
Никакого оптимизма не внушает заявление д-ра Бойича о том, что «ситуация с сердцем Воислава Шешеля гораздо хуже, чем была в случае Слободана Милошевича». Остальные заболевания – легких, пищеварительной системы – лишь осложняют клиническую картину. Врач подчеркивает: между здоровьем и свободой в случае Шешеля следует поставить абсолютный знак равенства. Человек с тяжелейшим заболеванием сердца не может находиться в условиях тюрьмы – «это правда, которую мы будем отстаивать на всех континентах, по всем пунктам». Д-р Бойич завершил речь эмоциональными словами: «Хоть расстреляйте меня, но я не сказал ни одного слова за пределами суровой медицинской правды и фактов».
 
Доктор Зора Наумович, также кардиолог, подтвердила данные д-ра Бойича, указав на факт, что «слабость сердечной мышцы такова, что сердце практически не может снабжать организм кровью», отметив, что «резкое ухудшение наступило в последнее время». Сердечная недостаточность сопровождается сильным нарушением сердечного ритма. Статистика, по ее словам, неумолима: половина больных сердечной недостаточностью не проживает и 4 лет; серьезная слабость сердечной мышцы – причина смерти в половине случаев в пределах двух лет. При этом, акцентирует внимание д-р Наумович, статистика относится к больным, находящимся в нормальных жизненных условиях. Личная оценка д-ра Наумович такова: в случае Воислава Шешеля речь идет о драматично небольшом промежутке времени.
 
Сербская радикальная партия уже много лет предупреждает о том, что Гаагский трибунал намеревается убить В. Шешеля, сознательно подрывая его здоровье и отказывая в адекватном обследовании и лечении. За 9 лет прокуратуре не удалось доказать ни одного пункта обвинения.
 
Приближается 5 марта – день выступления Шешеля с заключительной речью. Она также как и вступительное слово, безусловно, станет знаковым событием, подводящим итог всей деятельности трибунала. Несомненно, будут вскрыты все нарушения: деятельность западных «патронов» трибунала (США и Великобритании), ключевая роль в работе трибунала работников западных спецслужб и другие умышленные действия трибунала, подрывающие систему международного права, нарушающие права человека и, главное, полная несостоятельность обвинения против лично Воислава Шешеля. С большой долей вероятности трибунал не позволит Шешелю дожить до 5 марта.
 
Девять лет без доказательства вины не осужденного человека держат в каземате. Он уже доказал полный провал суда, непрофессионализм и пристрастность судей. Казалось бы, логический выход здесь один – выпустить Шешеля на свободу. Что же заставляет трибунал действовать вопреки международному праву, нормальной человеческой логике и морали? Отдавали ли себе участники создания МТБЮ отчет в том, какого монстра они порождают, что этот трибунал – трибунал победителей в вооруженной агрессии на территорию суверенной Югославии, судит не только сербскую историю и сербский народ, не только закрепляет результаты внешнего вмешательства на юге Балканского полуострова, но и подрывает Ялтинско-Потсдамскую систему международных отношений, Устав ООН, европейские конвенции о правах человека, одновременно формирует новое «собственное» право. В фундамент других международных судебных органов закладывается «правовое наследие» МТБЮ. Значит, показательные внесудебные расправы над национальными лидерами будут поставлены на конвейер.
 
О многом из того, что происходит в Гаагском трибунале, можно только догадываться, так как самая важная информация тщательно скрывается. Но и то, что известно, ужасает. И пока никто не поставил в Совете Безопасности ООН вопрос о защите жизни и здоровья В.Шешеля, о немедленном прекращении политического процесса против него, нам остаётся лишь одно: восхищаться силой духа человека, в одиночку противостоящего бесчеловечной машине внесудебной расправы.
 
Есть в этой истории ещё один аспект, важный для России. Позиции радикалов пока еще достаточно сильны в регионе, с которым упорно ведется работа по его если не формальному, то фактическому отделению от Сербии: в Воеводине очень активны венгерские сепаратисты – Союз венгров Воеводины и Лига социал-демократов Воеводины (обе в коалиции с Демократической партией Бориса Тадича). Самой влиятельной фигурой здесь является Боян Пайтич, представитель Демократической партии Тадича, фактически, однако, ему не подчинённый. Составить противовес сепаратистам реально может лишь Сербская радикальная партия.
 
Следует помнить, что именно по территории Воеводины проходит трасса российского «Южного потока». Работа с Воеводиной рассчитана на долгую перспективу. В Брюсселе уже открыто Представительство Воеводины, так что через какое-то время местная власть в тесном содружестве с еврочиновниками будет сама решать все вопросы. Включая судьбу «Южного потока».
 
Анна Филимонова,
кандидат исторических наук
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
   
Наши друзья