Только что в Москве закончился очередной экономический форум. Как всегда предприниматели в очередной раз пожаловались на неудовлетворительный инвестиционный климат в России. Традиционно в качестве признаков неблагоприятности называют административные барьеры и высокие налоги. В ответ на жалобы как всегда руководители страны (в данном случае, премьер-министр) поставили задачи по улучшению инвестиционного климата. Эти ритуальные заклинания продолжаются последние лет двадцать, но окончания им не видно. Желательно уже попытаться выяснить фундаментальные причины подобной стабильности.
 

 
На первый взгляд претензии могут показаться беспочвенными. Налоги на прибыль и добавленную стоимость в России не больше, чем в развитых европейских странах. Шкала налога на доходы физических лиц плоская, что также редко где можно найти. Самое важное для инвесторов – ставка налога на доход от инвестиций (на дивиденды) – меньше, чем базовая ставка НДФЛ (9% против 13%). Контроль за возвратом валютной выручки законодательно отменен. Контроль за расходами физических лиц отсутствует. В чём же тогда проблема?
 

Административные барьеры? – я вас умоляю. Для регистрации малого бизнеса необходимо заполнить бланк заявления с паспортными данными и уплатить пошлину 800 рублей (стоимость двух килограммов говядины). Все! Доступ к государственным и муниципальным заказам? Если внимательно прочитать федеральный закон 94-ФЗ, то можно увидеть, что участником размещения государственного заказа признается не только любой предприниматель, но и просто любое физическое лицо, имеющее паспорт (статья 8). И законодательно запрещено требовать от участника размещения заказа каких-либо сведений, подтверждающих его способность выполнить заказ.
 
Как результат, имеет место факт, что при всех наших налогах и коррупции, в России продолжает оставаться самая высокая норма прибыли, недостижимая более нигде. Подтверждение тому – удвоение состояния представителей сотки Forbes в 2010 году. Желательно бы знать подобные примеры в других хозяйственных системах. Что бы еще более благоприятного нужно для инвестиций? А их нет и не предвидится. Мало того, по заявлению президента ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна (интервью каналу «Россия-24» от 31 января 2012 г.) в 2011 году был отмечен отток капиталов из России в объеме $ 84 млрд.
 
Ну, если отмечен отток, значит какие-то причины, препятствующие инвестициям, все-таки имеются. В качестве существенных причин неблагоприятного инвестиционного климата чаще всего называются четыре группы факторов. Во-первых, риск уголовного преследования бизнесменов за последствия экономических деяний либо риск утраты успешного бизнеса. Во-вторых, риск невыполнения договорных обязательств контрагентами (грубо говоря – массовое «кидалово»). В-третьих, труднопреодолимые препятствия к доступу на рынок с новым товаром или услугой либо к источникам сырья вследствие высокой степени монополизации большинства сфер производства и торговли, явной или скрытой картелизации. Наконец, называют риск непредсказуемого изменения условий хозяйствования и административного давления.
 
Имеет смысл в этих причинах по порядку разобраться.
 
По первой группе факторов. Неоднократно озвучивались сведения, что до ¾ всех уголовных дел по экономическим преступлениям в отношении предпринимателей возбуждается по заявлениям партнеров по бизнесу или конкурентов. Сформировалась весьма успешная сфера предпринимательства, специализирующаяся на недружественных поглощениях либо рейдерских захватах. Иными словами, эта группа факторов риска в значительной мере обусловлена взаимоотношениями внутри предпринимательского сообщества.
 
Вторая и третья группы факторов в чистом виде определяется конкурентными противоречиями бизнес-сообщества. Именно крупнейшие собственники задают тон в правилах поведения на рынке. Именно их финансовыми ресурсами пользуются «инвестиционные» фирмы, специализирующиеся на организации принудительных банкротств. Именно по их «рекомендациям» совершенно независимые и несменяемые судьи на основании неумолимого Закона в один день выносят решения в пользу одной тяжущейся стороны, а на следующий день другие столь же независимые служители Фемиды на основании того же Закона выносят решения в пользу другой стороны. Именно на их средства содержатся те могучие охранные структуры, которые выламывают двери во исполнение решений судов и «внеочередных собраний акционеров». Только за счет неэквивалентного обмена, взаимных неплатежей и можно было создать в столь короткий период те финансовые империи, что нынче существуют.
 
На первый взгляд, четвертая группа факторов риска – целиком в полномочиях и ответственности государства. Но стоит приглядеться, и можно увидеть, что представительные органы власти и местного самоуправления – от земского собрания самого скромного сельского поселения до Государственной Думы – на 90% персонально состоят из предпринимателей или их креатур. Ключевые фигуры всех уровней исполнительной ветви власти (первые лица, их заместители, министры, руководители ведомств, агентств, департаментов и управлений) – фактически то же самое. Через родственников, подставных лиц, под прикрытием фигового листочка «траста», а зачастую и непосредственно они участвуют в бизнесе и имеют свою долю от прибылей аффилированных предприятий.
 
Таким образом, если не впадать в самообман, то приходится признать, что «неблагоприятный инвестиционный климат» не надуло с Марса, он не явился следствием «злой воли» сторонних недоброжелателей. Этот климат целиком определяется обычаями делового оборота, принятыми в российском предпринимательском сообществе. Это его внутреннее дело.
 
Что мешает бизнесу (напомним – 90% представительных органов власти) принять законы, благоприятствующие успешным экономическим отношениям? Что мешает утвердить добросовестных министров, губернаторов, которые, в свою очередь назначат добросовестных прокуроров, полицейских, следователей, таможенных и всяческих технических инспекторов? А если не назначат – отрешить их от власти? Ничего не мешает. Но этого не происходит, и значит, зачем-то бизнес-сообществу эти «неблагоприятные» условия нужны. Некоторые предположения по поводу мотивации сохранения status quo я высказал в этой заметке. Возможно, мотивация предпринимателей совершенно иная. Но, как бы то ни было, существующие правила хозяйствования сегодняшний бизнес, в целом, устраивают.
 
Драма нашей страны заключается в том, что огромные инвестиционные ресурсы находятся в распоряжении лиц, которые сами и создали этот невыносимый инвестиционный климат. Зная, поэтому, изнутри подлинные масштабы риска российского экономического пространства, они ни за что не будут вкладывать в него свои деньги. Они и не вкладывают. И безболезненного выхода из этой ситуации уже нет. Поэтому любые чисто экономические модели, без учета социального расклада, не приведут ни к каким результатам.
 
Александр Артемов,
специалист по финансам и экономической безопасности
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Подписывайтесь на Переформат:
ДНК замечательных людей

Переформатные книжные новинки
     
Наши друзья