Нынешнее время напоминает февраль 1917 года, правда с одним принципиальным различием. На глазах живших тогда обывателей совершалась национальная трагедия и гибель исторической России. Напомню, чтобы не забывали: страна нахлебалась крови в полной мере. Были расстреляны массовые шествия в поддержку Учредительного Собрания 5 января в Петрограде и 9 января 1918 года в Москве. Затем большевики расстреляли царскую семью, победили в гражданской войне. Провели безжалостную коллективизацию и индустриализацию, установили мобилизационный режим страха и преклонения перед великим вождем. Много лет активно закручивали гайки и искали «врагов народа». Одержали победу в Великой войне. Отправили на тот свет миллионы людей и железной рукой двинули страну вперед. В итоге – развалили державу…
Свобода, ведущая овощи. Экспозиция художницы Цзюй Доци из пекинского «Овощного музея».
А что произошло дальше? Политические и экономические манипуляции власти в последнем десятилетии не продвинули страну по пути модернизации. Жесткая борьба правящей бюрократии и олигархического капитала с малым и средним бизнесом за прибавочный продукт подавили не только его, но гражданское общество и политическую демократию.
Крепостной строй вернулся в нашу жизнь и стоит на пути развития местного самоуправления. У нас нет организованных слоев мелких и средних собственников, землевладельцев и наемных тружеников, нет профсоюзов и политических сил, реально представляющих их интересы. Вопиющее экономическое неравенство, уничтожение политической конкуренции, разнузданность нравов на политическом и бытовом уровнях, падение культуры и морали – это лишь часть платы общества за безразличие. Это привело к социальным, национальным, региональным и иным трещинам, дальше разрушающим страну.
На нынешних «либеральных» митингах пока разыгрывается политическая трагикомедия, но она может иметь далеко идущие последствия. Политическое время спрессовано не так, как тогда, в начале 17-го, во время мировой войны, исторический процесс протекает медленнее. Но жесткие обвинения власти и одновременное усиление репрессивных сил показывают, что очередной «заклятый» российский круг модернизации может стать действительно опасным для общества и государства. Оппозиционные силы пока собирают мало сторонников в стране. Верхи ещё могут, а низы пока хотят.
Однако уже можно уловить сходство (пусть весьма условное) нынешних фигурантов с фигурами тех трагических лет. Активно функционирует со своей боевой организацией прототип постаревшего на тридцать лет Троцкого, такой же талантливый и неугомонный революционер Эдуард Лимонов. Уже убит (политически) Распутин – серый кардинал кремлевского двора г-н Сурков. В новогоднем поздравлении Президента (по мнению льстецов внешне немного похожего на Государя), несмотря на браваду, чувствовалась внутренняя безысходность: кругом измена. На политической сцене появился социалист Керенский, роль которого играет блогер Алексей Навальный. С претензиями на ленинские «Апрельские тезисы» выступил с современного броневика в блоге Андрей Илларионов. В манифесте
На политическую сцену активно вылезли бывшие ВОРы – Высокооплачиваемые Работники – ельцинского разлива. Они борются с нынешними ВОРами (питерского призыва). Группой «борцов с режимом» руководят бывший премьер, в прошлом – князь Львов, ныне – г-н Касьянов и лидер кадетов, в прошлом – г-н Милюков, который ныне равен сумме Немцов & Рыжков.
Как всегда, в «революционных» ситуациях к «борцам за освобождение от режима» примыкают разные элементы. Романтизм парижской Коммуны, воплощённый в образе женщины на баррикадах с красивой оголенной грудью и ружьем на картине Делакруа, в России олицетворяют ГЖОПы – гламурные женщины общественного поведения. Правда, не романтика, а проза жизни напоминают нам о том, что и на парижских баррикадах все было проще. Городские власти разогнали публичные дома, и безработные путаны стали кровожадными боевиками на баррикадах. Парижские дамы кидались на версальцев с ужасающим визгом. Так что нынешних лучше не трогать. В отличие от робких мужчин, которые истерично напоминают о снайперах и иных возможных провокациях власти, они способны на многое в борьбе за свою свободу.
В массовке участвуют случайно или сознательно попавшие на митинги люди: уцелевшие квалифицированные «и» – инженеры, интеллигенты и прочие интеллектуалы. Наша история показала не раз, что при всем уважении к этому «среднему сословию», являющемуся в политическом смысле «болотом», из них не получается прочного политического сплава. В напряженной ситуации они разбегутся кто куда: к новым народовольцам, в безликую сеть, союз Михаила Архангела и ещё дальше.
Такова, как говорят в Одессе, картина маслом. Ну а чем же завершится сюжет? Попробуем дать футуристический прогноз.
Например, уставший и заболевший ВИЛ издерганный и обозленный людской неблагодарностью ВВП в конце первого срока соберется на заслуженный отдых (не в мавзолей), и назначит премьером и своим преемником г-на Кадырова. Уже сегодня тот является самым сильным, авторитетным и признанным в мире российским региональным лидером. Напомним, что товарищ Сталин в 38 лет стал членом правительства, через шесть лет возглавил партию, еще через шесть лет провел коллективизацию и индустриализацию страны, потом через шесть лет вроде бы начал готовился к войне, которая началась тоже через шесть лет.
К этому времени все устанут от бессмысленности происходящего, крикливой и надоевшей оппозиции, безответственной демократии, неустроенности жизни. А если и жизненный уровень сильно упадет, то многие… захотят «крепкую» руку. Она придет. Жизнь в России быстро наладится, жить станет легче и веселей. Все повторится по спирали с учетом современных достижений науки и техники. А Вождь, который уже сегодня в авторитете у некоторых русских националистов, провозгласит тост «За великий русский народ!» Через пару лет он позвонит М. Ефремову и спросит о таланте Д. Быкова, как его далекий предшественник спросил Пастернака о Мандельштаме. Все опять повторится сначала…
Борис Виноградов,
профессор, заслуженный деятель науки РФ
Перейти к авторской колонке