За русскими историками есть большой должок — необъяснимое полуторавековое невнимание к истории карпатских русин. А между тем это — один из наиболее близких нам этносов, который никогда не забывал наших общих этнических, культурных и духовных корней. Именно благодаря им Галиция многие столетия была «русской стороной», не мифической «Западной Украиной», а исторической «Карпатской Русью».
 

 
Карпатские русины — крайняя юго-западная часть восточного славянства — известны с раннего Средневековья. Их исконный ареал обитания — южные и северные склоны Карпат, которые получили историческое название «Карпатская Русь». К началу ХХ века русины проживали компактными общинами на территории тогдашней Австро-Венгрии; при этом русины, населявшие южные склоны Карпат, входили в состав Венгрии (историческая Угорская Русь), а русины Восточной и Западной Галиции — в состав австрийской части монархии Габсбургов.
 

Национальная идентичность карпатских русинов окончательно сформировалась в XIX веке под воздействием русинских будителей — так во многих славянских языках называются активисты национального, культурного и языкового возрождения. Это были убежденные русофилы, исповедавшие идею о принадлежности карпатороссов к единому русскому племени от Карпат до Тихого океана. Они тяготели к русскому литературному языку и русскому культурному наследию.
 
Разумеется, Вена стремилась всячески помешать национальному возрождению русинского народа. Так, карпатским русинам не разрешали выпускать свою «национальную» газету на родном языке. А со второй половины XIX века австро-венгерские власти начали активно «украинизировать» карпатороссов, насаждая среди них вздорную идею принадлежности к «украинскому народу». В конце XIX – начале XX вв. в школах Восточной Галиции вопреки протестам населения было официально введено украинское фонетическое правописание (так наз. «кулишивка»); для преподавания и научной деятельности в Львовский университет был приглашен М.С. Грушевский, призванный создать альтернативную «украинскую версию» истории Юго-Западной Руси, а во главе греко-католической церкви Восточной Галиции был поставлен А. Шептицкий, превративший униатское духовенство в один из мощных инструментов украинизации местного населения. Воспитанники Львовской духовной семинарии русофильской ориентации подвергались травле и издевательствам со стороны господствовавших там украинских национальных радикалов. По словам очевидца, в 1912 году русские воспитанники Львовской духовной семинарии «дважды были вынуждены ночью бежать из семинарии, чтобы спасти свою жизнь перед одичавшими товарищами-украинцами» (Лемкин, И. История Лемковины / И. Лемкин. – Нью-Йорк: Юнкерс, 1969. С. 119-120).
 

 
Наибольших успехов украинофилы достигли в Восточной Галиции, которая в начале ХХ века стала центром украинского национального движения. Русины Угорской Руси и русины-лемки, проживавшие на северных склонах Карпат в Западной Галиции (Лемковина), продолжали считать себя частью русского народа.
 
Начало Первой мировой войны повлекло широкомасштабные репрессии австрийских властей против русинов. С сентября 1914 по весну 1915 гг. русские войска занимали большую часть территории австрийской Галиции, где русская армия встретила доброжелательное отношение местного населения.
 
Военные действия проходили в густонаселенных областях, и русское командование старалось щадить местное население, в большинстве своем состоявшее из карпатских русинов. Так, инспектор артиллерии Юго-Западного фронта сделал следующее замечание командиру 3-го дивизиона 4-й артиллерийской тяжелой бригады: «Командир корпуса категорически запретил обстреливание города Ярослава. Вашу стрельбу по башне костела, где предполагался неприятельский наблюдательный пункт, считаю бесцельным вандализмом и показывающую непонимание тактики, так как в Ярославе много крыш, могущих быть наблюдательными пунктами. Тратить на это дело шестидюймовые бомбы нельзя. Мне стыдно за эту стрельбу и за Вас».
 
Австро-венгерское командование, напротив, обрушило на головы мирного населения Галиции репрессии, опасаясь взрыва прорусских симпатий. Уже 11 августа был приведен в исполнение первый смертный приговор — в этот день во внутреннем дворе львовской тюрьмы по обвинению в передаче сведений русским войскам были повешены три крестьянина.
 


В романе Йозефа Рота (австрийский писатель, участник Первой мировой войны) «Марш Радецкого» трагедии карпатских русин посвящены следующие строки: «Из штаба армии поступали многочисленные и весьма разноречивые приказы. Большинство их касалось эвакуации городов и деревень и мероприятий против русофильски настроенных украинцев, попов и шпионов. Торопливые полевые суды выносили опрометчивые приговоры. Тайные шпики строчили бесконтрольные доносы на крестьян, учителей, фотографов, чиновников. Времени было мало. Приходилось спешно отступать и так же спешно карать предателей. И в то время, как санитарные повозки, обозы, полевая артиллерия, драгуны, уланы и пехотинцы, увязая в грязи размытых дождем дорог, спутывались в неожиданно возникающие и безнадежные клубки, стремглав носились курьеры и жители маленьких городков нескончаемыми вереницами тянулись на запад, охваченные белым ужасом, нагруженные белыми и красными тюфяками, серыми мешками, коричневой мебелью и голубыми керосиновыми лампами, — в это время в церковных дворах сел и в деревушках раздавались выстрелы торопливых исполнителей опрометчивых приговоров, и мрачная барабанная дробь сопровождала монотонные, зачитываемые аудиторами решения судов; жены расстрелянных, вопя о пощаде, валялись перед выпачканными в грязи сапогами офицеров, и пылающий, красный и серебряный огонь вырывался из хижин и овинов, сараев и скирд. Война австрийской армии началась с полевых судов. По целым дням висели подлинные и мнимые предатели на деревьях церковных дворов, наводя ужас на всех живущих. А живые разбегались куда глаза глядят».
 
Показания современников и документы полностью подтверждают это художественное свидетельство. Так, осенью 1914 года отступавшие австрийские войска вывезли за город Яворов 61 крестьянина и около 80 женщин и детей. На глазах у жен и детей мужчин избивали и по очереди вешали. После того, как тело повешенного снимали с петли, палачи — ими были венгры — для верности протыкали его штыком. Поводом для такого рода массовых зверских расправ могло послужить одно лишь подозрение в симпатиях к России.
 
К концу августа только во Львове было арестовано и брошено в тюрьмы около двух тысяч узников — «опасных для государства москвофилов». Поскольку мест для содержания арестованных не хватало, в начале сентября в Штирии был создан большой концентрационный лагерь Талергоф. В этом заведении царил жесточайший режим подавления: за малейшее нарушение лагерного режима узников ждала пуля, пытки и издевательства были обычным явлением. Ужасные условия содержания способствовали возникновению массовых болезней. Так, во время эпидемии тифа, начавшейся в ноябре 1914 года и продолжавшейся более двух месяцев, в Талергофе умерло до трех тысяч человек.
 
Украинские «сечевики», активно помогавшие австро-венгерским карателям , испытывали оргиастическое наслаждение от мук «кацапов». Вот «сiчова» песня, записанная крестьянином с. Кутище Бродовского уезда П. Олейником:
 

Украiнцi пють, гуляють,
А кацапи вже конають.
Украiнцi пють на гофi,
А кацапи в Талергофi.
Де стоiть стовп з телефона,
Висить кацап замiсть дзвона.
Уста йому посинiли,
Чорнi очi побiлiли,
Зуби в кровi закипiли,
Шнури шию переiли.

 
Всего же только за первые девять месяцев войны австро-венгры уничтожили в Галичине, Буковине и Угорской Руси около 20 000 человек. Обращение австро-венгерских властей с немногочисленным (около 500 000 душ) русинским населением имело все признаки геноцида. Поистине в Карпатах не было русинского села, куда не пришло бы горе. В 1917 г. австрийское правительство было вынуждено признать, что в ходе войны более 60 000 жителей карпатских районов Дунайской монархии были расстреляны или повешены военными властями, и еще около 100 000 умерли от истощения и эпидемий в концентрационных лагерях.
 
Мы не должны забывать, что все эти люди «тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть» (историк Галицкой Руси Василий Ваврик «Терезин и Талергоф». Львов, 1928).
 
С этих событий началось трагическое сужение «русского мира», омертвение его западных окраин, которое продолжается до сих пор.
 
Сергей Цветков, историк
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

18 комментариев: Забытая трагедия карпатских русин

  • V. M. говорит:

    Спасибо за статью, Сергей! Я об этом тоже писал, ещё в 2006 году, когда был сотрудником Центра украинистики и белорусистики на истфаке МГУ им. М.В. Ломоносова:
     
    «В России принято считать, что наиболее «антирусским» регионом Украины являются западные области и, в частности, Галиция. Но это не совсем верно. Дело в том, что в Галиции наиболее активны антирусские силы, но они не преобладают, потому что сам регион исторически является русским. В Галиции, на Буковине и в Закарпатье живут русины, чьи предки считали себя русскими, которые отстаивают и стремятся утвердить своё русское происхождение. Сегодня люди пытаются вернуть себе отнятую память своих отцов и дедов.
     
    В энциклопедии «Народы России» (М., 1994) русины названы потомками «древнейшего коренного русского населения Карпатской Руси», которые «несмотря на многовековое существование в составе различных государств (особенно Австро-Венгрии), оторванность от России и украинизацию сохранили русское этническое самосознание, русский язык и православную веру». В.М. Разгулов писал, что на протяжении многих столетий русины «шли на неимоверные жертвы только за то, чтобы называться русскими» (Разгулов В. Ф.Ф. Аристов и Карпатороссия. – 2001. – С. 3)…
     
    Русинские земли долгое время пребывали под властью Австро-венгерской империи, но их население так и не смогли ассимилировать и уничтожить. Под властью Габсбургов оказались исконные русские земли: Буковина (ставшая в средние века ядром волошско-русского православного Молдавского княжества), Угорская Русь (нынешняя Закарпатская область Украины), Пряшевская Русь (область современной Словакии) и северная Трансильвания, Галиция (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области Украины и Лемковщина в Польше). Часть Буковины (север Бессарабской губ.) оказалась с 1812 г. в составе России, как и Холмская Русь, также населённая русинами.
     
    В 1907 г. в Галиции состоялись выборы в австрийский парламент – Государственный Совет. Галицкие украинцы вели свою предвыборную кампанию под лозунгом «нищити кацапів» (т.е. «уничтожать кацапов») и применяли против Русско-народной партии методы, далеко выходящие за рамки цивилизованной политической борьбы. «Важнейшим фактором умолчания украинской сепаратистской пропаганды, – отмечал русинский писатель В. Ваврик, – является история карпато-русского национального возрождения и его подавления, а точнее – геноцида» (Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф. – М., 2001. – С. 26). Воинствующие украинисты фактически смогли подавить русинское движение на Буковине и в некоторых других, ныне украинских», областях.
     
    С началом Первой мировой войны Габсбургская монархия открыто развязала разнузданный террор против русинов, поддержавших Российскую империю. В первые дни войны близ австрийского Граца был основан концлагерь Талергоф (окружённая колючей проволокой территория без бараков), в который отправляли русинов. Многих после ареста бросали также в застенки крепости Терезин. В обоих местах были зверски замучены тысячи русинов – священники, представители интеллигенции и простые крестьяне.
     
    В. Ваврик, который прошёл ужасы Талергофа и Терезина по доносам украинских шовинистов, описывает факты кровавого террора, развязанного против русинов властями Австро-Венгрии при помощи украинских и румынских исполнителей…
     
    Власти Украины с начала девяностых годов называли русинскую проблему одной из острейших и наиболее опасных. Тогда же в Киеве не признали результатов референдума 1 октября 1991 г., на котором 78% населения Закарпатья высказались за создание в области самоуправляемой политической структуры. В 1992 году Закарпатский областной совет принял решение о признании русинской национальности и обратился к Верховному Совету Украины с просьбой поддержать свою инициативу. Но и в этом было отказано. Во всех государствах, на территории которых проживают русины, в том числе в России, они давно признаны полноправным народом (Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. – М., 2003. – С. 14, 41). Но на Украине русинам отказывают в этом праве, называя их «украинским субэтносом». Из украинских лидеров только В. Янукович в своих предвыборных выступлениях первым начал заигрывать с русинами, обращаясь к ним наравне с украинцами.
     
    Политолог Я. Амелина привела выдержку из анонимного материала украинских аналитиков, который фактически обосновывает необходимость геноцида против русинов: «Деструктивный потенциал русинского движения стал долговременным фактором дестабилизации ситуации в Закарпатье. В связи с потенциальной проблемой русинского этнотерриториального сепаратизма проблема закарпатских русинов потребует внимательного изучения и повышенного внимания со стороны государственных органов. (…) В случае успеха русинского движения, формирования русинской национальной идентичности и обогащения русинского литературного языка, на базе этнической группы русинов действительно может сформироваться самостоятельная русинская нация» (О деструктивном потенциале русинского движения. Записка Института проблем международной безопасности, возглавляемого академиком Пирожковым, заместителем секретаря Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины Евгения Марчука). Правда, русины уже являются нацией, вернее частью единой русской нации, оторванной от исторической России.
     
    В 1996 году Кабинет Министров Украины принял «План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов», согласно которому властям следовало «чётко засвидетельствовать и продекларировать позицию украинского государства о бесперспективности идеи выделения и автономизации Закарпатья на какой-либо основе – культурной, этнической, тем более административно-территориальной». Тем не менее, русинское движение набирает силу и с ним приходится считаться.
     
    Чего же боятся украинские власти, преследуя русинских лидеров, обвиняя их в «сепаратизме», противодействуя национальному самоопределению русинов?
     
    Нет сомнения в том, что русины, отличные от украинского населения, сохранившие национальную русскую идентичность – это живое опровержение украинского мифа. Это ещё одно непреодолимое доказательство того, что Украина не является исторической преемницей Руси, чьими действительными наследниками являются ненавистные для украинофилов русины. Если вспомнить древнерусские документы, например, «Русскую Правду», то в них словом «русин» обозначается просто русский человек. Например, знаменитый митрополит Илларион, автор «Слова о законе и благодати», был «русином».
     
    К сожалению, официальная Россия не делает ничего, чтобы поддержать дружественные русинские общества и организации. Они держатся только благодаря мужеству и самоотверженности своих лидеров. Но их продолжают подавлять, чтобы жил мертворождённый украинский миф».
     
    Полностью текст: Меркулов В.И. Мифы украинской политики // Сборник Русского Исторического Общества. Т. 10. – М., 2006. – С. 502-519.

    • Игорь говорит:

      А гуцулы получается тоже русины? А бойки? Самое интересное, что в свете последних украинских событий Закарпатье, по результатам выборов всегда имевшее количественный перевес в сторону Юго-востока и Крыма, после последнего майдана полностью выступает в унисон с регионами Запада и Центра.

      • V. M. говорит:

        Гуцулы – это гуцулы, а русины – это русины…

        • Игорь говорит:

          А набившая оскомину Википедия говорит, что гуцулы – это этнокультурная группа русинов. Впрочем также как и лемки, которые представлены в статье как самые настоящие русины.

          • V. M. говорит:

            Сами гуцулы идентифицируют себя в качестве «украинцев», и числятся среди таковых «этнографической группой», тяготеют к Галиции и её традициям. Кстати для уточнения привожу актуальный скрин статьи Гуцулы из Вики (про русинов там ни слова):
             

            • Игорь говорит:

              Зато статья о русинах ясно дает понять, что гуцулы – это их этнокультурная группа. Там же приведена карта расселения всех групп Прикарпатских Русинов.

    • Сергей Цветков говорит:

      Прекрасная статья. Для тех, кто изучает историю древней Руси, роль карпатских русинов в русской истории естественна и понятна. Нужно, чтобы эта тема перестала быть периферийной в историческом сознании нашего общества.

      • V. M. говорит:

        Спасибо! Это фрагмент о русинах из статьи об укро-мифах.

  • СергейС говорит:

    >> Национальная идентичность карпатских русинов окончательно сформировалась в XIX веке под воздействием русинских будителей — так во многих славянских языках называются активисты национального, культурного и языкового возрождения. Это были убежденные русофилы, исповедавшие идею о принадлежности карпатороссов к единому русскому племени от Карпат до Тихого океана. Они тяготели к русскому литературному языку и русскому культурному наследию.
     
    Скажите, пожалуйста, что сделали или делали русские России для поддержки карпатороссов?

    • Сергей Цветков говорит:

      К сожалению, по большому счету – ничего. Наша внешняя политика просто не замечает их существования.

  • Евгений говорит:

    Внешняя, да и внутренняя политика РФ национально-не-ориентированная, точнее сказать антирусская, антинациональная, олигархически-газоориентированная. Сербов предали, Новороссию не поддерживают никак. При этом всячески поддерживают Чечню и завозят узбеков и таджиков.

  • СергейС говорит:

    >> С этих событий началось трагическое сужение «русского мира», омертвение его западных окраин, которое продолжается до сих пор.
     
    Тому видимо есть причины – объективные, субъективные, внешние, внутренние – разные. Внешние угрозы «русскому миру» не раз разбирались и анализировались на Переформате. Но внешние угрозы даются любому живому организму уже по факту его рождения. Их надо знать, и, руководствуясь этим знанием, вырабатывать стратегию и тактику поведения в этом мире. А что творится внутри «русского мира», не очень понятно. Мы перестали строить заводы и порты, может быть их у нас достаточно? Мы ещё запускаем ракеты в космос, но они всё чаще и чаще или не взлетают, или падают, наша мощная, в былые времена, экономика, стала слабой, ВВП на душу населения в конце пятого десятка в мире. Мне представляется, сужение «русского мира» связано, в первую очередь, с его внутренними проблемами. Ведущие экономисты и политологи анализ этих проблем делают, руководители государства их озвучивают и дают умные указания своим подчинённым, те своим, и так далее по всей иерархической лестнице, а «русский мир» сужается, потому что увядает внутри России.

  • Владимир Н. Горбановский говорит:

    >> Скажите, пожалуйста, что сделали или делали русские России для поддержки карпатороссов?..
     
    Вот площадка ПЕРЕФОРМАТ и делает конкретную работу. Ведущие мировые ДНК-генеалоги А.А. Клёсов, И.Л. Рожанский и их коллеги со временем подключатся активней своими инструментами к данной теме… С мира по нитке…
     
    А временные управленцы в России… не тратьте зря на них время.

    • СергейС говорит:

      >> А временные управленцы в России… не тратьте зря на них время.
       
      Наверно все управленцы в России, да и во всём мире, и во все времена, временные, даже династические. Историки тратят на них время, и, думаю, правильно делают. Существует потребность понимать окружающий тебя мир. А когда приближаешься к пониманию, то иногда меняется отношение к тем или иным событиям.

  • Валерий говорит:

    Спасибо за статью! Действительно за свои «русофильские» взгляды население очень пострадало, 1914 год, лагеря Талергоф и Терезин. Да и политика советской власти по «украинизации» населения Украины, что можно сказать о подобном процессе в Белоруссии.
     
    А в Российской империи «…при переписи подавляющее большинство населения Белоруссии и Украины на вопрос «кто ты?» отвечало: «русские» или «руськие», задавался и уточняющий вопрос. И тут можно было услышать весьма экзотические ответы: тутейшие, чернорусы, хацюны, полищуки, пенчуки, малороссы, ятвяги, кривичи, белорусы, берестюки, украинцы, казаки, гидуны (даже так!), севрюки т.д., — кого в какую нацию занести зависело от политических пристрастий «картографа»…»
     
    А по поводу политики РФ я полностью согласен с мнением Евгения. Действительно, наша олигархия не национально ориентированная. И с Новороссией тоже мы как-то… А о событиях, которые сейчас происходят на Украине, предупреждали ещё в бытность Ющенко на Украине.

    • Игорь говорит:

      Но Украина – это же малороссы, то есть это тот же русский мир. Из Украины в данный исторический отрезок времени кое-кто в России хочет создать образ врага, а между тем грызня и смертоубийства идут внутри этого самого русского мира, а за кулисами кто-то в это время пенки снимает и планирует дальнейший его развал.

      • V. M. говорит:

        Согласен c Вами. Нынешние украинофилы – это те, кто осознанно отрекается от русского мира. Могу порекомендовать Вам книгу Сергея Родина «Отрекаясь от русского имени», если Вы ещё с ней не знакомы…
         

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
   
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
  
Наши друзья