В первом столетии нашей эры христианство стремительно распространяется по римским провинциям. Согласно Евангелию, миссия апостольской проповеди была возложена Иисусом Христом на двенадцать ближайших свидетелей его жизни и на семьдесят учеников, провозвестников его учения в тех городах, которые намеревался посетить Спаситель (Лк. 10; 1). Все они были облечены большой властью: именем Христа творили чудеса, давали отпущение грехов, «вязали и решили» судьбы людей и народов. Но главной их задачей было возвестить миру благовестие Царствия Божия. Апостол Петр первым допустил язычников к святому крещению, а апостол Павел начал проповедовать учение Христа всему миру. О деятельности остальных апостолов сохранились не столь определенные известия, хотя все они, как свидетельствует церковная традиция, ревностно исполнили возложенное на них самим Спасителем поручение.
 

 
Входили или нет славяне в число народов, просвещенных учениками Христа? Пожалуй, самый любопытный ответ на этот вопрос дает «Повесть временных лет», где имеется три взаимоисключающих мнения на этот счет. Так, автору летописной повести об убиении варягов-христиан (статья под 983 годом) и сказания о крещении киевлян в 988 году было совершенно ясно, что «здесь (то есть в Русской земле – С.Ц.) не учили апостолы, не пророчествовали пророки… телом апостолы суть здесь не были».
 

Тем не менее, автор или редактор другого фрагмента – о переложении святым Мефодием «всех книг с греческого языка на словенский» – проявил тенденцию вывести русское христианство прямо из апостольских времен. Назвав славянского первоучителя Мефодия «настольником Андрониковым» (апостол из числа 70-ти), он со страстной убежденностью продолжил: «словеньску языку учитель есть Андроник апостол, ибо ходил в Моравы; и апостол Павел учил тут, в Иллирике, где словене жили изначально. Так что, и словеньску языку учитель есть Павел, а от этого языка ведем происхождение и мы, Русь, так что и нам Руси учитель есть Павел».
 
Наконец, сказание о хождении апостола Андрея приводит первого Христова ученика прямехонько на киевские горы, а оттуда – в Новгород, заставляя его исходить своими стопами всю Русскую землю, с юга и до самого севера.
 
Впоследствии на Руси утвердилось именно последнее мнение о преемственности русского христианства от апостольского по линии апостола Андрея. Но прямых исторических свидетельств в его пользу нет.
 
Канонические сведения об Андрее исчерпываются краткими замечаниями двух евангелистов. По Матфею, он был галилеянином и братом апостола Петра (Мф. 4; 18-20); по Иоанну (Ин. 1; 35, 40-42) – одним из учеников Иоанна Крестителя, еще раньше Петра призванным Христом на Иордане (откуда и прозвище «Первозванный»). Но умолчание Книги деяний апостольских о судьбах всех двенадцати ближайших учеников Христа, за исключением апостола Павла, только способствовало появлению многочисленных апокрифов, подробно излагавших историю трудов и подвигов апостолов из числа как 12-ти, так и 70-ти.
 
Уже во II веке возник целый цикл сказаний о проповеди апостолов Петра, Андрея и Матфея в стране легендарных антропофагов, или мирмидонян.
 
Наряду с пространными, в духе приключенческого романа, повествованиями о путешествиях апостолов, в эпоху поздней античности появились краткие известия, выдержанные в форме списков или каталогов. Все они, впрочем, восходили к древнейшим апокрифам и их позднейшим церковным переделкам. Единственный отголосок самостоятельного церковного предания встречается у Евсевия Кесарийского, который пишет:
 

Когда святые апостолы и ученики Спасителя Нашего рассеялись по всей вселенной, то Фома, как содержит предание, получил в жребий Парфию, Андрей – Скифию… Это сказано слово в слово у Оригена в третьей части его толкований на Бытие.

 
Предание, записанное Оригеном, можно датировать концом III – началом IV веков, что позволяет видеть в нем источник, независимый от апокрифических сказаний. Здесь впервые имя Андрея оказывается связанным со Скифией, которую, впрочем, следуя географическим ориентирам текста, должно поместить скорее в прикаспийский, чем в причерноморский регион.
 
Все эти разнообразные известия в VIII-IX столетиях послужили источниками к составлению бесчисленных «деяний», «похвал» и «житий» апостолов. В этих новых сочинениях миссионерская деятельность апостола Андрея частично захватывает уже таврическую Скифию. У монаха Епифания (конец VIII – начало IX в.) Первозванный апостол из кавказских стран через Керченский пролив приходит в Боспор, посещает крымские города Феодосию и Херсонес, откуда затем возвращается морем в Синоп. В этом же сочинении, между прочим, не раз фигурирует животворящий крест, которым апостол отмечает места своего пребывания и который впоследствии в русском сказании будет воздвигнут на берегах Днепра. Позднейшие греческие авторы отводят апостольской миссии Андрея еще более обширную область севера. Так, Никита Пафлагонянин (конец IX – начало X в.) в похвале святому Андрею уверенно перечисляет следующие народы и страны:
 

Получив в удел север, ты обходил иверов и сарматов, тавров и скифов, всякую страну и город, которые лежат на севере Евксинского Понта… Итак, обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную область Понта… он приблизился к оной славной Византии.

 
Теперь и этнографическая терминология апокрифов, унаследованная от классической древности, стала прилагаться именно к южным пространствам России. Уже в VI веке Иоанн Малала подразумевал под мирмидонянами-антропофагами азовских булгар. А для Льва Диакона, жившего в X столетии, мирмидоняне – это предки росов-тавроскифов.
 
Интерес греческих писателей к апостолу Андрею был вызван двумя причинами. Во-первых, все более углубляющийся разрыв между римской и константинопольской Церквями побуждал византийское священство изыскивать аргументы в пользу своей равночестности римской иерархии. Ведь папы, формально признавая греческую теорию пентархии (существование пяти истинных патриархатов, включая Константинопольский), решительно отрицали претензии Константинополя на второе место в христианском мире. Папа Николай I (IX век) писал болгарскому царю Борису, что хотя Константинополь и зовет себя «новым Римом», однако же апостолы не учреждали там кафедр и патриархатом он может числиться разве только по политическим соображениям. Поэтому подчеркивание патронажа святого Андрея – старшего брата Петра и первого по времени ученика Христа – над византийскими землями превращало Константинопольскую кафедру в подлинную Sedes apostolica (то есть кафедру, учрежденную апостолом), не меньшую, а, пожалуй, и большую Римской.
 
Другой целью возвеличивания святого Андрея было обеспечение церковного приоритета Константинополя над всеми восточными церквями, уже существующими, а также могущими возникнуть в будущем, – и эта цель достигалась путем утверждения взгляда на Андрея как на апостола всего Востока. У монаха Епифания есть эпизод, в котором Петр и Андрей мечут жребий и Петру выпадает в удел просвещать западные страны, а Андрею – восточные (включая северные области Понта).
 
Таким образом, обзор «андреевской» литературы не позволяет отнести сведения о посещении апостолом «северных» стран к числу достоверных.* Все подробности его странствий сообщают нам не очевидцы, а гораздо более поздние авторы, чьи сочинения к тому же не свободны от определенной идеологической направленности. Но главное, апостол Андрей не мог быть первоучителем славян по той причине, что последние в I веке н.э., как мы уже убедились, не имели ничего общего с причерноморскими «скифами».
 
С точки зрения географического соприкосновения маршрутов путешествий апостолов с областью тогдашнего славянского расселения, несколько большего внимания заслуживает упоминание летописью имен Павла и Андроника. Жизненный путь обоих апостолов оказался в той или иной степени связанным с придунайскими землями – Иллирией, Паннонией, Нориком, т.е. с теми областями, которые очень скоро вошли в ареал славянского расселения. Но ничего определенного и в этом случае утверждать нельзя. Павел по церковному преданию объездил Малую Азию, Испанию, Британию, Италию, а значит, мог побывать и в Подунавье, однако никаких точных данных на этот счет нет. Андроник, его ученик, был епископом города Сирмия на реке Саве. Впрочем, присутствие здесь славян ранее II века маловероятно.
 
Итак, историческая истина содержится только в тех фрагментах «Повести временных лет», где утверждается, что «телом апостоли суть здесь не были». Этот взгляд наших предков на географию миссионерской деятельности апостолов является, безусловно, древнейшим. Ибо предполагать обратное, то есть отрицание пребывания апостолов на Русской земле при наличии более ранних сказаний о проповеди у славян Андрея и Павла, конечно, немыслимо.
 
Сергей Цветков, историк
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

3 комментария: Апостол Андрей не мог быть первоучителем славян

  • Вазген Шеремет говорит:

    …апостол Андрей не мог быть первоучителем славян по той причине, что последние в I веке н.э., как мы уже убедились, не имели ничего общего с причерноморскими «скифами».
     
    Уверен, что Клёсов с вами не согласится :)

  • Алексей говорит:

    Более правдоподобной кажется версия, по которой ап. Андрей, «по дороге из Сирии в Рим», которая пролегала по тогда проторенному пути по Дунаю, под защитой римских легионов, стоящих на правом берегу, крестил город Киёв (до сих пор стоящий недалеко от впадения Моравы в Дунай) и примерно 100 км севернее его – Нове град (Новгород). Кстати, там и горы есть (Татры), покрытые непроходимыми лесами, а не киевские холмы.

  • Юрий говорит:

    Итак, историческая истина содержится только в тех фрагментах «Повести временных лет», где утверждается, что «телом апостоли суть здесь не были». Но главное, апостол Андрей не мог быть первоучителем славян по той причине, что последние в I веке н.э., как мы уже убедились, не имели ничего общего с причерноморскими «скифами».
     
    Ничего общего – вопрос – все должно быть проанализировано с позиций ДНК.
    Телом не были – вопрос – если Андрей был Исус – то все правильно.
     
    Вообще ни один «художественный историк» не проанализировал всемирную историю с точки зрения новейших научных достижений, жуют какие то «римские легионы»… художественные у нас историки…

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
   
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
  
Наши друзья