О государственной программе
Позволю себе ограничиться лишь некоторыми тезисами, которые каждый сможет проверить, познакомившись с текстом Программы.
Предложенная Программа – документ, безусловно, необходимый, однако, достаточно поверхностный и сумбурный. К основным достоинствам относится сам факт внимания к вопросам патриотического воспитания на государственном уровне и попытка масштабно взглянуть на эту работу.
Главные недостатки, на мой взгляд, – это декларативность, бессистемность, фрагментарность и отсутствие ясной цели. В документе мы не увидим теоретических основ, концептуальных определений патриотизма и патриотического воспитания, не увидим ориентиров или идеалов, на достижение которых направлена Программа.
В то же время, обозначены некоторые важные направления. В частности, значительное внимание уделено проработке военно-исторического блока и плана мероприятий, посвященных памяти о Великой Победе.
Легковесно и отвлеченно звучат многие правильные и полезные задачи, такие, как «совершенствование форм и методов работы институтов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания, пропаганды патриотизма в СМИ и консолидации деятельности всех структур гражданского общества».
Однако в условиях конституционного отсутствия государственной идеологии, неясными остаются содержательные элементы патриотизма. Это создает простор для спекуляций, подмены идей, дискредитации и размывания самого понятия патриотизм.
Не уделяется достаточного внимания делу укрепления наших традиционных ценностей и исторического преемства, опоры на духовно-нравственную корневую систему Отечества. Во введении к Программе сказано, что она «сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации». К тому же, по мнению авторов, «Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан».
Эти парадные утверждения опровергаются всем последующим текстом документа. Комплекса мероприятий нет. Есть их список.
В Программе нет никаких указаний на системную работу. Всё сводится лишь к разовым показательным массовым мероприятиям, эффект от которых неизмеримо ниже повседневной воспитательной деятельности. Этот эффект может быть несколько увеличен при грамотном и планомерном использовании СМИ, но и это не предусмотрено Программой.
Каждая страница вступительной части пестрит словами «в кредит»: «повышать, возрождать, развивать, вовлекать» и т.п. Механизмы для воплощения этих пожеланий нигде не прописаны. Удивляет обилие таких словосочетаний как «дальнейшее совершенствование, дальнейшее развитие, расширение, модернизация, распространение передового опыта», словно что-то уже неплохо работает и надо лишь слегка поднажать…
Один из тезисов Программы звучит так: «В стране в основном создана система патриотического воспитания граждан». На чем основана эта более чем спорная мысль? Где эта система? Может быть, во всех школьных учебниках уделяется достойное место подвигу, героизму, военным, научным, хозяйственным, культурным и духовным достижениям нашего народа? Может быть, молодежь в массовом порядке ориентирована на родные традиции, стремится в армию, читает Достоевского и играет в лапту? Может быть, в телеэфире основное место занимают добрые и качественные отечественные фильмы, прославляющие идеалы семьи, дружбы, жертвенности, служения родной земле. Может быть, наши дети хорошо знают, кто такой Илья Муромец, чем знаменит Александр Суворов, за что прославлен Александр Невский? Может быть, они не могут припомнить, кто такие человек-паук, Симпсоны и Бэтмен? Может быть, наконец, Рахманинова в России слушают чаще, чем Битлз? Может быть, промышленность и сельское хозяйство возрождаются, а «Дом-2» уже закрыли?
Остается добавить, что допризывная подготовка в стране остается минимальной и фрагментарной, клубы и дружины, созданные энтузиастами, не имеют самого необходимого, не имеют государственной поддержки и едва сводят концы с концами. К тому же гуманитарные дисциплины в школе вымирают и не ориентированы на воспитание патриотов. Телевидение, радио и интернет построены на зарубежных форматах и пропагандирует идеологию наиболее вероятного «союзника».
Добавим к этому роль деструктивных и безнравственных публикаций в интернете и печатных СМИ, гей-парады, кощунственные выставки, культ потребительства, пропаганду насилия и вседозволенности, безобразные ток-шоу. Все эти антипатриотические тенденции имеют такие бюджет и организованность, что утвержденная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» оказывается где-то в области статистической погрешности.
Как уже отмечалось, в Программе не просматривается перспектива системной, ежедневной работы. Скорее, это даже не Программа, а план мероприятий Росвоенцентра и нескольких других организаций. Около 70% запланированных акций имеют разовый, парадно-компанейский характер. При этом отсутствуют механизмы контроля за проводимыми мероприятиями. Не уделяется никакого внимания поддержке реального сектора – общественных организаций патриотического воспитания, школ, вузов, армии и ДОСААФ. ДОСААФ, например, участвует лишь в 14 из 59 заявленных мероприятий. Тем более не говорится о патриотическом воспитании в трудовых коллективах. Да и как наладить патриотическое воспитание в трудовом коллективе менеджеров по франчайзингу, фандрайзингу и маркетингу?
Непонятно, по какому принципу разрабатывался юбилейный блок, как определялись приоритеты. Почему, скажем, акции к таким разным юбилеям, как 200-летие Бородинского сражения и 25-летие вывода советских войск из Афганистана финансируются на одном уровне по 800 тысяч рублей? Почему важнейшее событие в российской истории – 400-летие победы над Смутой 1612 года оценено в 500 тысяч рублей, а не слишком круглая дата – 135-летие со дня образования уголовно-исполнительной системы – в полтора миллиона? Почему вообще ФСИН празднует свой юбилей в рамках Программы патриотического воспитания? Или неотвратимость возмездия за преступление является важнейшим стимулом зрелого патриотического сознания?
Совершенно очевидно, что мероприятия не распределены по приоритетам, значимости, перспективности. В программе содержится ряд упоминаний о деятельности специалистов и организаторов патриотического воспитания. Но не сказано, о ком именно идет речь.
Нет обоснования роста показателей, заложенных в Программу. Почему число военно-патриотических организаций будет ежегодно расти именно в этой динамике (по 10 тысяч в год)? Откуда возникли сведения о том, что 30% граждан вовлечено в работу по патриотическому воспитанию, а будет вовлечено 50%. Если речь идет обо всех, кто был на праздновании 65-летия Победы, включая тех, кто находился у телевизора, тогда понятно… Если нет, тогда совсем не понятно.
В документе сказано, что «общий объем финансирования Программы в 2011-2015 годах составит 777,2 млн. рублей». Это, конечно прогресс. На реализацию первой 5-летней программы закладывалось лишь 177 миллионов, на воплощение второй – 498 миллионов.
На что похожа эта цифра? Давайте сравним. По открытым информационным сообщениям: «расходы федерального бюджета на образование в 2010 году увеличатся на 7,3% и составят 416,4 млрд. рублей». То есть расходы по 5-летней программе – это 0,18% от годового бюджета на образование. А год ее реализации в среднем обойдется в 0,037% этой суммы. В такой пропорции мы ценим патриотическое воспитание по отношению к образованию. А ведь кроме Минобрнауки за реализацию Программы отвечает еще несколько профильных министерств, которые на канцтовары тратят больше.
По публикации «Ньюском» (данные МВО) стоимость проекта «Булава» составляет 227 миллионов долларов или 6,8 млрд рублей, то есть в 9 раз больше, чем выделено на пять лет патриотического воспитания всех граждан России. И то есть проблемы с полетами. Стоимость одной ракеты «Булава» – около 10 млн. долларов, то есть около 300 миллионов рублей. Программа патриотического воспитания «не тянет» и на 3 ракеты, в то время, как человеческий ресурс – это куда более ценный стратегический запас, чем любое оружие.
Добавим, что бюджеты антипатриотических и антинациональных организаций по планированию семьи и половому воспитанию составляют сотни миллионов долларов, а не рублей.
В документе говорится, что на 2010 год «количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных» по стране составляет 319 тысяч, а к 2015-му году возрастет до 400 тысяч. Даже без учета «планового роста» бюджета Программы хватило бы на выдачу 487 рублей в год каждой организации. То есть, если не проводить другие мероприятия, можно выпустить и раздать по одному методическому сборнику на клуб. Но и это не предусмотрено.
Проведение повседневной кропотливой работы с людьми, и прежде всего, с детьми и подростками, наполнение их жизни интересом и любовью к Родине важнее показательных шоу с участием сомнительных (в смысле патриотизма) «звезд». Но, как говорится, денег и сил на всех не хватит, «просили не занимать очередь».
Итак, для пятилетней плановой работы – это насмешка, а не сумма, даже если её не станут «пилить» в ходе проведения шоу-программ. По самым завышенным оценкам Программа в нынешнем ее виде позволит по касательной слегка задеть менее 10% молодежи. Для сравнения, ДОСААФ при условии улучшения финансирования может охватывать 15-20% (не однократно, а систематически). Еще столько же могут вовлечь общественные организации при минимальной государственной поддержке.
Печально, что по Программе общественным организациям (клубам, дружинам, отрядам, ассоциациям и объединениям) не выделяется никакого финансирования. Нет механизмов поддержки деятельности регионов и конкретных организаций – все будет зависеть от руководителей на местах, от личных договоренностей и от патриотизма губернатора или главы муниципального образования.
Собственные возможности общественных организаций крайне невелики и уменьшились в связи с кризисом. Поддержкой их на местах в рамках выполнения предшествующей 5-летней Программы упомянутые в документе министерства не занимались. Содействие выживанию и развитию общественных организаций самых разных типов (военно-исторических, военно-спортивных, поисковых, реконструкторских и т.п.) должно было бы стать одной из основных задач в реализации программы.
Негативной стороной можно считать и тот факт, что вся организационная часть замыкается на Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, показавший малую эффективность в этой работе ранее. В качестве головных исполнителей перечислены министерства, которые за предшествующие 10 лет (2 программы) ничего заметного не делали в данном ключе.
По сравнению с прошлым периодом в документе не предложено ничего нового или, как принято сейчас говорить, – инновационного. Нужно добавить, что первая программа (2001-2005 годы) носила более системный характер, мероприятия были более продуманными и последовательными, менее ситуативными. В нынешнем тексте «спорт, культура, военное дело, художественное творчество» – все перемешано. Количество слов и мероприятий забивает качество и содержание.
Для совершенствования и фактической реализации Программы необходимо создание расширенной комиссии из числа не только представителей указанных министерств и ведомств, но из числа авторитетных специалистов в сфере патриотического воспитания, руководителей крупнейших организаций, осуществляющих эту работу в настоящее время, ученых, методистов. Необходимо включить в такой совещательный орган представителей религиозных организаций, и, прежде всего, Русской Православной Церкви, имеющей неоценимый опыт патриотического воспитания в прошлом и настоящем. Нельзя забывать и о ДОСААФ, о казачестве, о ветеранских организациях, о краеведах и музейных работниках, о школьных учителях-предметниках, ежедневно встречающихся с молодежью.
Если не изучать русский язык в школе, бессмысленно проводить Дни славянской письменности. Если классической музыке не учить с детства, мы никого не сможем отправить на конкурс Чайковского. Если наш министр образования додумается отменить физкультуру, то все чемпионаты мира и олимпиады пройдут без наших спортсменов.
Массовые мероприятия нужны и могут при разумной организации быть полезны, но лишь на фоне повседневного труда, который в сложившейся ситуации предстоит продолжать всем нам, не имея до сих пор системной государственной поддержки и настоящей Программы патриотического воспитания граждан.
Родион Часовников,
член Союза журналистов России
Перейти к авторской колонке