У всемирно известного художника Виктора Михайловича Васнецова был младший брат – Аполлинарий. После ранней смерти родителей, Виктор взял его под свою опеку и наставлял к рисованию, видя, что в нём открывается фамильный талант к живописи. Со временем Аполлинарий Михайлович Васнецов проявил себя как яркий и самобытный художник, в творчестве которого одной из центральных тем стала Старая Москва.
 

Старая Москва (А.М. Васнецов, 1896 г.)
 
В ранние годы младшему Васнецову особенно нравилось писать природные пейзажи и этюды, и они остались его страстью на всю жизнь. «Писать, писать с натуры, пока глаза видят, и руки держат кисть, – говорил он позднее. – За этюдами молодеешь!»
 

В 1872 году Аполлинарий Михайлович окончил Вятское духовное училище и по настоянию брата переехал в Петербург, чтобы попытать счастья на вступительных экзаменах в Академию художеств. Его первые годы жизни в Петербурге были полны различных событий. Он познакомился с уже состоявшимися мастерами И.Е. Репиным, М.М. Антокольским, В.М. Максимовым, много занимался науками, готовясь к поступлению, и, конечно, писал картины.
 
Спустя три года А.М. Васнецов ненадолго приехал в Вятку, чтобы сдать необходимые экзамены в реальном училище, дающие право на поступление в Академию художеств. Но в Петербург он уже не вернулся… Аполлинарий Михайлович живо включился в общественную жизнь Вятского края, увлёкся народническими идеями и решил посвятить себя просвещению крестьян. Получив звание народного учителя, он уехал в Орловскую губернию работать с людьми, а вовсе не в Петербург, чтобы поступать в Академию.
 
Будучи молодым идеалистом, он стремился принести пользу простому народу. Лишь со временем Васнецов осознал, что сам народ не принимал народнических идей и не ощущал потребности в подобном просвещении. Как память об этом этапе жизни художника сохранился любопытный рисунок – «Идеальная деревня будущего».
 
В 1878 году Аполлинарий Михайлович переезжает к брату в Москву. С этого времени он все свои силы отдаёт искусству, воспевая русскую природу и воссоздавая картины прошлого страны. Его полотна и их пафос стали намного более понятными для русских людей, нежели туманные рассуждения о «просвещённости». Увлечение народническими идеями оказалось для А.М. Васнецова временным. Он окончательно избрал путь не мечтательного философа, а деятельного художника-патриота.
 
Почти сразу в его творчестве проявляется городская тема. В своих воспоминаниях А.М. Васнецов писал:
 

Очутившись в Москве, после деревенской жизни, я был поражён видом Москвы, конечно, главным образом Кремлём. Жил неподалёку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами.

 
Россия исторически складывалась как страна городов, став деревенской лишь после разрушительного монгольского нашествия, перевернувшего с ног на голову весь уклад русской жизни. Город как таковой в определённом смысле противоположен деревне, и художник чувствовал это подсознательно. По какому пути должна пойти Россия – по сельскому или по городскому? Естественно, не впадая в крайности, к которым относятся как загубленные вымирающие деревни, так и огромные современные мегаполисы, стирающие грань традиций и самобытности.
 
Тяжёлое материальное положение вынуждало А.М. Васнецова готовить заказные иллюстрации для нескольких художественных изданий, меньше времени оставляя для собственного творчества. Кстати Аполлинарий Михайлович направлял в журналы не только свои рисунки, но и рассказы, повествующие о народной жизни, крестьянских обычаях и праздниках.
 
В начале 80-х годов А.М. Васнецов любил проводить летние месяцы на даче у брата в Абрамцеве, продолжая писать этюды. Вскоре он начинает представлять свои картины на мероприятиях Товарищества передвижных художественных выставок. Вместе с тем Васнецов путешествует по России, вдохновляясь новыми впечатлениями на Украине, в Крыму, в Сибири, на Кавказе и на побережье Финского залива. За полотно «Днепр перед бурей» он был принят в Товарищество передвижников. И, пожалуй, вершиной творчества А.М. Васнецова в это время стала картина «Родина» – обобщённый пейзаж русской природы, бескрайние и величественные просторы России.
 

 
Москва же вызывала у художника восхищение как историческая столица великой страны. И московская тема в творчестве А.М. Васнецова вскоре стала главной, прославившей его имя. Впервые художник обратился к ней в 1891 году, выполняя иллюстрации к лермонтовской «Песне о купце Калашникове».
 
Особый колорит и художественная индивидуальность проявились в последующих картинах Васнецова на исторические темы: «Улица в Китай-городе», «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века», «Москворецкий мост и водяные ворота Китай города. Середина XVII века», «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века» и другие. Одной из лучших акварелей считается его «Площадь Ивана Великого в Кремле» с изображёнными на ней санями, повозками, боярами в меховых шапках. Васнецову везде удавалось удивительно точно передавать образ старой Москвы и облик древних москвичей.
 
В 1912 году художник написал картину «Московский застенок. Конец XVI века» и уже в следующем году полотно было удостоено золотой медали на выставке в Мюнхене. Около кремлёвской стены, в пристройках надо рвом изображены пыточные застенки, из ворот палач вытаскивает трупы, невдалеке толпятся родственники истязаемых. А в это время ранний луч солнца прорывается бликами на золотых куполах башен Кремля.
 
В ходе работы Аполлинарий Михайлович сблизился со многими историками и археологами, среди которых были Д.Н. Анучин, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин и другие. Он стал членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе, а потом и самого археологического общества. Как художник он серьёзно помогал науке своими зарисовками старых зданий, руководил реставрацией икон.
 
Будучи уже действительным членом Академии художеств и именитым художником, А.М. Васнецов принял участие в организации Союза русских художников. Занимался он и педагогической деятельностью, написав книгу Художество (опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи), в которой затронул как теоретические аспекты живописи, так и проанализировал состояние современного ему искусству.
 
В живописи Васнецова историческая составляющая переплеталась с архитектурной, он разработал несколько проектов для светских и церковных построек. С эстетической точки зрения его влекло к образцам древнерусского зодчества.
 
В советское время А.М. Васнецов стал активным деятелем общества «Старая Москва», участвовал в археологических раскопках, спускался в шахты строящегося метрополитена. С 1918 по 1929 он был председателем, а потом почётным председателем Комиссии по изучению старой Москвы, которая сейчас уже почти полностью ушла в прошлое. А.М. Васнецов был убеждён, что
 

История города есть в то же время и история края, целой эпохи. В постепенном его изменении складывается и общий ход событий данного времени. Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории.

 
Умер художник в 1933 году; в его доме в Фурманном переулке впоследствии был открыт мемориальный музей. Художник, историк, общественный деятель – все эти ипостаси переплелись в жизни Аполлинария Михайловича Васнецова. Но главное, у него был дар воскрешать в своих картинах русское прошлое – дар, который сделал имя художника бессмертным. Сам Васнецов пророчески оценивал своё творчество так: «На мне написано – Старая Москва».
 
Всеволод Меркулов,
кандидат исторических наук
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
     
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
Наши друзья