Когда-то великий Микеланджело создал первую и самую выдающуюся пьету – скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. В 1972 году на неё обрушился молоток умалишённого посетителя, после чего статую надёжно укрыли пуленепробиваемым стеклом. Но губительнее бессмысленного удара оказался опустошённый образ современной «пьеты». Хотя бы потому, что он воспринимается в умах совсем не так однозначно.
 
 

Пьета Микеланджело и современная «пьета» в Зальцбурге

Изобразителем назгула в мрачном плаще стала чешская художница Анна Хроми. После Второй мировой войны её семья переехала в Австрию. Впоследствии, оказавшись во Франции и окончив парижскую Школу изящных искусств, Анна окунулась в сюрреалистический мир. И с некоторых пор начала пристраивать своих призраков в самых разных местах.
 

Прогуливаясь по узким улочкам прекрасного Зальцбурга, редкий турист проходит мимо «пустого плаща» около Кафедрального собора. Зловещую скульптуру установили здесь в 1999 году. Говорят, что место подобрали по желанию местного архиепископа, чтобы тот мог любоваться пустотой из окна собственной резиденции. Возможно, сыграло роль то, что «пьета» пришлась по душе нынешнему папе Бенедикту XVI.
 
Точно такой же назгул расположился у Ставовского театра в Праге, и носит имя «Командор». Он посвящён, соответственно, убитому командору из «Дон Жуана». Другого сфотографировал случайный прохожий на одном немецком кладбище.
 
 
 
Отсутствие лица у скульптуры Анна Хроми объясняет следующим образом:
 

Вещи, которые остаются после нас, например, любовь или творческие способности не являются материальными, но, несмотря на это, они остаются. Именно об этом говорит пустая одежда командора. Материально его нет.

 
Претензия на глубокомысленность, впрочем, не оправдывается. У назгула лица быть не должно по определению. Пока же Анна Хроми создаёт гигантское изваяние в форме пустого плаща из белого мрамора, внутрь которого сможет забраться человек. А её недавняя выставка носит вполне спиритическое название «Spiritus Mundi».
 


 
Впрочем, предполагаю, что найдётся немало тех, кто станет восхищаться «гениальной находкой» автора. Каждый видит в скульптурах Хроми то, что хочет увидеть. Но вот жалость! Внутри – обыкновенная, неинтересная пустота.
 
Всеволод Меркулов,
кандидат исторических наук
 
Перейти к авторской колонке
 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте другие статьи на Переформате:

Подписывайтесь на Переформат:
 
Переформатные книжные новинки
   
Конкурс на звание столицы ДНК-генеалогии
Спасибо, Переформат!
  
Наши друзья